Воспитание у учащихся чувства ответственности на основе народных традиций

Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда СМИ рекламируют жизнь, состоящую из сплошных удовольствий, развлечений, проблема воспитания у учащихся ответственности становится все более актуальной. Такие понятия, как «обязанности» и «ответственность» не очень–то популярны, и не только у учащихся. Ведь чтобы выполнить взятые обязательства, нужно изменить привычный образ жизни. Куда легче делать то, что вздумается и не перед кем не отчитываться. Но жизнь устроена по-другому. Если бы все бежали от ответственности, общество лежало бы в руинах. Без ответственного отношения в семьях воцарился бы хаос. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Задача воспитания ответственности состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Для решения поставленной задачи процесс воспитания должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности. Средства воспитания, обеспечивающие реализацию данной программы, должны быть направлены на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. Это такие средства как этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Знание моральных норм есть предпосылка ответственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием воспитания ответственности могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательной ответственности могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Очень важно при воспитании у учащихся понятий «добро», «честь», «совесть», «справедливость», «ответственность» опираться на духовную базу, накопленную предыдущими поколениями, то есть делать упор на применение в воспитании народных традиций. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.

15.02.2019 09:03


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас