СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы гражданственности и патриотизма всегда были в центре внимания педагогической мысли России, они отражали объективное состояние общества на определенном этапе развития и господствующую в нем идеологию. Поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у подрастающего поколения становятся очень актуальны. Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой, историей, культурой России и малой родины. Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение и в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, их интересы и желания.

Одной из наиболее распространенных, чаще всего используемых форм гражданского воспитания является беседа. Она может быть индивидуальной или групповой, а ее результативность зависит от того, кто ведет беседу. На первый взгляд кажется, что использование метода беседы в воспитательной деятельности с учениками старших классов является малоэффективным. Однако, если эта работа проводится по определенной программе, которая сложилась в практике воспитательной работы школы на протяжении значительного периода, можно говорить о значительном потенциале этого воспитательного мероприятия и его достаточной эффективности. Чаще всего метод беседы применяют во время проведения воспитательных, классных, просветительско-воспитательных часов или же, как вступительное слово к другим воспитательным мероприятиям. Во время их проведения могут применяться элементы лекции, сообщения, рассказа и т.п. При этом важно восторженно, с добрым расположением духа подать информацию, заинтересовав ею учеников. В заключительной части беседы важно сделать выводы на основе освещения темы, побуждая тем самым учеников к самообразованию и самосовершенствованию, формированию тех положительных качеств и черт характера, о которых шла речь в процессе воспитательного мероприятия.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Их организация требует тщательной подготовки как от учителя, так и от учащихся. Важно не только определить тему, но и подготовить вопросы доя обсуждения, продумать тезисы выступления, подобрать убедительные аргументы. Так, например, в дискуссиях и диспутах о патриотизме поднимаются вопросы: «Патриотизм – это мода или пробуждающееся самосознание нации?», «Важно ли быть патриотом сегодня?» и др. В подготовке подобных мероприятий учащимися развивается их интеллектуальный и творческий потенциал, происходит переоценка ценностей, формирование гражданской позиции.

Эффективной, но менее популярной формой воспитательной работы являются читательские конференции. Они являются средством пропаганды научно-популярной, исторической и художественной литературы, что очень важно в условиях снижения читательского интереса в современной школе. Читательские конференции формируют литературно-этические вкусы, оказывают содействие желанию подражать положительным героям. Виды и тематика читательских конференций чрезвычайно разнообразные. Их можно проводить на материале одного или нескольких произведений по одной теме, по отдельной литературной или научной проблеме. Выбор темы определяется с учетом задач гражданского воспитания, учебного материала, подготовленности учеников. Так, в год 70-летия Победы русского народа в Великой Отечественной войне живой отклик у учащихся нашли конференции по повести В. Закруткина «Матерь человеческая», книге Л. Соболева «Морская душа», рассказу А. Толстого "Русский характер". А с учетом современного уровня развития телевидения, наличия большого количества видеопродукции эффективным усматривается проведение зрительских конференций по документальным и художественным фильмам.

Формирование гражданских качеств учащихся невозможно без их участия в поисково-краеведческой работе, формами которой могут быть экскурсии, исследовательские работы, формирование и пополнение экспозиции школьного музея. Наиболее полно свою инициативу и творчество воспитанники могут проявить в историко-этнографической поисковой деятельности. Особую заинтересованность учащихся вызывают лингвистические походы, в ходе которых, наряду с собиранием произведений устного народного творчества, изучаются особенности языка жителей разных сел. Для старшеклассников интересной является работа по научному анализу и обработке собранных материалов, подготовка рефератов, докладов, презентаций. Поисковая работа ведется по направлениям: «Моё родное село: прошлое и настоящее», «Герои-земляки», «Топонимика родного края», «Родная школа. Её история и традиции» и др.

Важное место среди форм познавательной воспитательной работы по формированию гражданских качеств учащихся занимают тематические вечера. Здесь накоплена разнообразнейшая тематика - вечер «Парни, парни! Это в ваших силах!», вечер памяти «Я верности окопной не нарушу», поэтическая гостиная «Я лиру посвятил народу своему!», праздничный концерт «Салют Великой Победе». Во время проведения тематических вечеров используются разнообразнейшие методы и средства воспитательного влияния на учащихся - выступления представителей общественных организаций, деятелей науки и культуры, исполнение песен, танцев, поэтических произведений, инсценировок, просмотр фрагментов кинофильмов и т.п. Все это дает возможность сделать их эмоционально насыщенными, интересными, а воспитательную информацию - доходчивой и убедительной.

Заслуживает внимания и проведение цикла разнообразных мероприятий, посвященных одной теме, например, месячник патриотического воспитания «Русская армия – символ Отчизны». Сюда вошли классные часы, уроки Мужества, беседы, литературный вечер, конкурс эссе, устный журнал, вечер-раздумье. Такое разнообразие жанров дает возможность построить диалог учителей с учащимися о том, какова русская армия, о роли героизма, ратных подвигов, отваги, храбрости, стойкости, самопожертвования. Проведению данных мероприятий способствовала большая предварительная работа, проведенная совместно классными руководителями и учащимися. В течение месячника также были организованы «открытые двери» школьной библиотеки: проводилась выставка военно-исторической литературы по основным событиям Великой Отечественной войны; выставка, посвященная воинам – интернационалистам и участникам локальных войн. Все это способствовало формированию патриотизма и активной гражданской позиции учащихся, сплочению классных коллективов, помогло выявить лидерские качества ребят. Месячник по военно-патриотическому воспитанию затронул каждого ученика школы и закончился общешкольной линейкой, которая стала своеобразным итогом всей проделанной работы.

Большое воздействие на подрастающее поколение оказала работа над школьным проектом «Живой голос войны». Проект дал возможность живого общения с участниками Великой Отечественной войны. Встреча с подлинными, реальными свидетелями тех суровых лет стала совершенно особым событием для школьников. Воспитание патриотизма на примере подвига наших дедов – первоочередная задача школы, особенно в те годы, когда есть еще оставшиеся в живых участники тех событий. Подготовка к мероприятию заключалась в заблаговременном разговоре с ветеранами о времени проведения встречи с учащимися школы. Заблаговременно была проведена краткая беседа с учениками о плане мероприятия, о нормах поведения и о том, как общаться с гостями. Так же был проведен небольшой опрос об основных моментах из истории Великой Отечественной войны. Помимо этого каждому ученику было предложено дома придумать индивидуальный вопрос ветерану. Завершением встречи стала концертная программа, подготовленная учащимися для гостей. Данный проект стал одним их ярчайших моментов патриотической работы школы. Ведь именно на личных примерах отваги можно воспитать в подрастающем поколении любовь к Родине, научить ценить то, что было добыто в далеком 1945-м году.

Значимой формой работы в воспитании патриотизма и гражданственности школьников можно назвать и походы по местам боевых сражений. Большинство этих мест привязаны к реке Дон и его притокам. Большое преимущество походов перед другими видами деятельности, доступными учащимся, – это возможность активного эмоционального познания окружающей действительности. Активизация восприятия достигается за счёт зримости, жизненности объектов. В походе происходит конкретизация теоретических знаний, усвоенных в школе, идет обогащение новыми знаниями и их закрепление в практической деятельности. Краеведческий материал прочно оседает в сознании и потому, что туристы трижды его прорабатывают: когда готовят поход, когда проходят маршрут, когда готовят отчёт о походе. Как правило, итогом таких походов становятся творческие работы учащихся: фоторепортажи, рисунки, эссе, стихи.

В процессе патриотического воспитания учащихся следует использовать многообразие средств и форм воспитательной работы, которые бы усложнялись из класса в класс и наполнялись новым содержанием. Перечислить все формы воспитательной деятельности, их тематику практически невозможно. Воспитание патриотизма и гражданственности - процесс сложный. Он требует от педагога, воспитателя постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, повышения собственного профессионального уровня и усовершенствования методики практической реализации поставленных задач.

30.08.2015 18:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП