СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
« Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Так говорил Аристотель. Пройдёт время и другой философ – Гегель сформулирует эту мысль так: « Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». Сегодня высокая нравственность – черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.
Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врождённые, не генетический код передаёт их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, высоким гражданским мужеством, неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе.
Мы правы, утверждая, что высокоразвитое гражданское самосознание, понятие о долге и чести руководят нашими чувствами, умонастроениями, поступками. И первична здесь не природа, а воспитание, те нравственные начала, которые были заложены в самом детстве, укреплялись и развивались впоследствии. И здесь каждому из нас важно осознать, что детей и юношество воспитывают не одни слова, даже самые правильные. И не только семья, её стиль жизни, её интересы. Молодежь впитывает представление о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь, жизнь общества.
Старшее поколение склонно видеть в младшем – и даже несколько преувеличивать – недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята наши не приучены к труду, не берегут добро, которое порой так нелегко нам достается. Да только кто же виноват в этом? Семья, школа, улица? Да! Каждый по отдельности и все вместе.
Учить и воспитывать никогда не было легким делом. Нынче особенно. В нашем огромном, очень сложном и противоречивом общественном организме ни одно дело не существует обособленно, само по себе.
Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке, а рядом со школой изо дня в день, из года в год горят костры из ящиков. Горят те самые деревья, которые надо любить и беречь. После внеклассного занятия « Вода – наше богатство», где речь шла о значении чистой воды для здоровья, для полива почв, для разведения рыбы, они видят, как местная фабрика сбрасывает в реку отходы, которые убивают всё живое.
Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно, чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и шишек. Но самое главное – самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, у станков и чертёжных досок, за пультами управления, на полях и фермах. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии.
« … Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце», - писал Ф. Шиллер. « Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик», - говорил Гёте.
Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы… Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях. Наш идеал прекрасен, велик, гуманен, но и требователен. Мало только на словах быть его приверженцем. Он требует дел, напряжения всех человеческих сил, отдачи всего нашего умения без остатка.
© 2017, Арбузова Людмила Петровна 857