СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: воспитание в современной школе.
Задачи: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, творческому и физическому развитию личности; формировать гуманистические отношения; обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Содержания всестороннего развития личности меняется в зависимости от состояния общества и в настоящее время оно включает следующие направления:
- физическое воспитание;
- умственное воспиатние;
- политическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- правовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- нравственное воспитание.
Хотелось бы уделить особое внимание решению нравственных проблем на уроках в начальных классках.
Нравственное воспитание выдвигает следующие задачи:
- формирование нравственных понятий-;
-формирование нравственных чувств и привычек;
- воспитание высоконравственных черт воли и характера;
- нравственное воспитание.
Нравственное воспитание во время обучения в средней школе должно сформировать в учащихся нравственные убеждения. Задача начальной школы сформировать нравственные представления и опыт нравственного поведения. Этому способствует целенаправленная и систематическая работа педагога на уроках. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. У младших школьников имеются предствления об основных категориях - о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей.
Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызвать у них нетерпимые отношения к полярным качествам: грубости, жестокости, вызывать эмоции осуждения, негодования. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания провожу интересную и полезную работу по охране школьников живой природы. Зимой с детьми организуем подкормку птиц, дети вместе с родителями строят столовые для птиц. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровожающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами. Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические, драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям. Способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это Красна девица ( умница, рукодельница), а для мальчиков- Добрый молодец ( смелый, сильный, добрый.) Идеал ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве. Во многом определяет его как личность.
Знакомство на уроках чтения младших школьников с кругом пословиц и поговорок, позволяет раскрыть этические нормы жизни народа:
- Признание - половина исправления.
- Ложь - человека не красит.
- Глупый осудит, мудрый рассудит.
- Умел ошибаться, умей и поправляться.
При анализе былин- раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь- представляет как "храбр и наряден муж", но и как образец служения обществу (Будь защитником, будь радельником для вдов, для сирот малых детушек, для всего народа православного).
При чтении рассказов обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. В рассказе героями являются их ровесники. Поэтому детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определенные нравственные выводы.
В учебниках русского языка для начальной школы даются специальные материалы по культуре речи: словарики синонимов, трудные слова или формы даются в рамочках или выделены шрифтом. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурой речи.
Уроки технологии таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности для нравственного воспиатния. На уроках учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к труду. Воспитательное вляние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на уроках. Как правило эти изделия должны иметь практическую ценность, приносить пользу самим учащимся или другим людям. Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться, что созданные ими изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы, стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебниках математики, дан богатый материал для нравственного воспитания учащихся. При подготовке к уроку обращаю внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседе. В целях воспитания нравственных качеств использую краткую беседу, с целью разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задачи по определенной теме.
Обобщаю вышесказанное, можно сделать вывод, что воспитание должно идти в ногу с обучением. Решая на уроке нравственные проблемы, учитель воспитывает личность, способную действовать в любой ситуации соответственно нормам общественной морали. Работая в данном направлении систематически и целенаправленно, учитель сможет достичь высоких результатов.
© 2022, Аббасова Ольга Игнатьевна 347