СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Утверждено: педагогическим советом КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIIIвида» протокол № _________ от «____»_________________ 2014 г.
|
Утверждаю: директор КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIIIвида» _______________________ В.Т. Гречаная «____»_________________ 2014 г.
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» для воспитанников 5-6 классов с ОВЗ
Воспитатель I квалификационной категории Н.Н.Пермякова
с. Леуши, 2014 г.
Пояснительная записка.
Программа воспитательного блока «Творческое развитие» рассчитана на воспитанников 5 - 6 класса КУ Леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Творческое развитие как учебно-воспитательный процесс имеет важное коррекционно-развивающее значение. Воспитательные занятия при правильной их организации оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек.
Программа предназначена для детей олигофренов с врождённым или приобретённым в раннем возрасте слабоумием, которое выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект.
Данная программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала такими детьми.
Цель программы - общее развитие детей с ОВЗ посредством изобразительной деятельности.
Программа направлена на решение следующих задач:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- воспитание умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
- развитие у воспитанников видеть красивое;
- формирование элементарных знаний основ реалистичного рисунка (с натуры, по памяти, по представлению) и умения применять их в общественно полезной деятельности;
- ознакомление с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словаря за счёт специальной лексики;
- развитие аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
Отличительной её особенностью является то, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение элементарными основами изобразительного искусства. Процесс обучения и воспитания строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов работы, когда в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у воспитанников происходит коррекция и развитие ВПФ.
Программа построена с учётом знаний, приобретённых в учебной деятельности по ручному труду и ИЗО и направлена на расширение и закрепление навыков и умений, получаемые на уроках. Внеклассные воспитательные занятия служат расширению и закреплению сведений по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами. Работа организовывается с учётом опыта детей и их индивидуальных и возрастных особенностей.
Важная роль в программе отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Основные технологии обучения:
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
В основе программы лежат следующие принципы:
Методы проведения занятий:
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания способствуют формированию навыков общения и получению умения выполнения пооперационной работы.
Основополагающей является изобразительная деятельность, состоящая из следующих видов продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование.
Лепка в специальной коррекционной школе – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, пользуясь пластилином или солёным тестом. Во время работы ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности материала, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки, осознаёт различные свойства, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развиваются точность движений рук и глазомер. Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину). Занятия лепкой требуют постоянного анализа образца, сравнения с выполняемыми изделиями.
Своеобразие этого вида деятельности состоит в том, что он относится к изобразительной деятельности, а это позволяет осуществлять задачи эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, даёт возможность научить умственно отсталых детей образно отражать предметы и явления окружающей действительности. Такие понятия, как форма, пропорции, композиционное решение, пространственное отношение предметов, формируются у умственно отсталых детей в процессе конкретно-предметной деятельности.
Кроме того, занятия лепкой требуют от учащихся затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей.
Лепят дети индивидуально и коллективно. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки и т.п. - всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.
Таким образом, занятия лепкой содействуют формированию не только эстетического чувства, но и эстетического отношения к тому, что получилось.
Аппликация — это художественная техника создания изделий путем присоединения деталей к фону. Аппликация — один из самых распространенных и привычных видов работ в коррекционной школе. Для неё используют солому, бересту, тополиный пух, семена-крылатки, птичьи перья, срезы веток дерева, яичную скорлупу, чешуйки шишек, зёрна, шпон, желуди и другие природные материалы.
Аппликационные работы способствуют закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого.
При работе над аппликацией у детей развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах работы, разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности учащихся.
Рисование в коррекционной школе VIII вида способствует коррекции и развитию восприятия, зрительно-двигательной координации, моторным умениям и навыкам, образной сферы в целом. На занятиях у детей формируется умение понять задачу, удержать её в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребёнка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.
С целью накопления опыта творческого общения по рисованию вводятся задания коллективного характера: работа по группам и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
От коллективного рисования или конструирования дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, обсуждают, кто, что и как рисовал, что не получилось так как задумывали, делятся впечатлениями. В результате расширяется словарный запас детей; совместная деятельность сближает их, делает отношение между ними доброжелательными, ровными, бесконфликтными, психологически комфортными. Кроме того бумага большего формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции.
Показатели развития к концу обучения:
Лепка
Аппликация
Рисование
Оборудование и инструменты, необходимые для занятий:
пластилин, солёное тесто, природный материал, картон, бумага, ткань, нитки, перья птиц, опил, стружки, вата, краски, кисти, стеки, крупы, клей ПВА, ножницы.
Большое значение надо придавать технике безопасности. Пользуясь острыми предметами, ребята должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего продукта, а главным критерием оценки является его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Занятия проводятся 4 раза в месяц. Всего – 34 - 36 часов в год (в зависимости от учебного графика). Отчет о работе проходит в форме составления альбомов, открытых занятий, участие в конкурсах, публикации материалов на социальных порталах.
Рекомендации по проведению занятий и методическое
обеспечение программы.
На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности.
Базой для самостоятельной работы детей служат вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана.
Желательно планировать объем работы на одно занятие, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие.
Нужно стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь.
Часть занятия должна быть направлена на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными в свободном порядке, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а воспитатель мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Список литературы
© 2015, Пермякова Надежда Николаевна 1182