СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная работа в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Патриотизм – если он истинный - это высшее счастье нации….

Приказать быть патриотом нельзя. Если мы хотим верить в

это высокое счастье, пора закладывать для него устои. Надо

сделать так!»

М.О. Меньшиков

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Патриотизм в этом документе выделяется как базовая национальная ценность и определяется как любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно – нравственное. В его процессе происходит осознание учащимися высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
  • Историко – краеведческое. Включает в себя систему мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
  • Героико – патриотическое. Является составной частью патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Патриотическое воспитание в школе реализуется через три взаимосвязанных блока:

  1. воспитание в процессе обучения;
  2. воспитание во внеурочной деятельности;
  3. воспитание во взаимодействии с социумом.

В нашей школе создана многоуровневая система патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы. В учебном плане школы есть предметы, которые способствуют формированию истинного гражданина своего Отечества, социально активной личности, воспитанию патриотизма, гуманизма, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Это обществознание, историческое краеведение, история, право. Эти дисциплины воспитывают любовь к родной земле, ее славной истории.

Уроки истории России больше других призваны способствовать воспитанию патриотизма, чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны. Через чувство любви к своему Отечеству, восхищение героями недавнего и далекого прошлого приходит к нашим обучающимся желание быть полезным для Родины. Именно на уроках идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанников в ярких, эмоциональных образах. Например, в ходе изучения темы «Отечественная война 1812 года» в десятом классе мы часто практикуем проведение интегрированных уроков истории и литературы. Кто, как не Л.Н. Толстой в своем бессмертном произведении «Война и мир» лучше всего рисует необыкновенный патриотический подъем, царивший тогда в российском обществе! Как по-новому образно и ярко воспринимаются картины боевых сражений! Конечно, все темы по истории России могут служить благодатной почвой для воспитания патриотизма и гражданственности. Однако отдельное место среди них занимает тема Великой Отечественной войны в девятом и одиннадцатом классах. Никто не будет спорить, что учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, неважно иллюстрированы. Они практически лишены яркого, фактического материала. Поэтому очень важно создать при изучении темы войны определенный настрой, например, с помощью музыки, воспроизведения на интерактивной доске кадров кинохроники. Через такие, казалось бы, незначительные дополнения рождается у ребят чувство сопричастности к событиям прошлого, подвигу народа. На уроках «Движение декабристов» в восьмом и десятом классах красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, об их духовном облике. Их жертвенность во имя блага Отчизны не может оставить равнодушным ни одного обучающегося. Доброй традицией в нашей школе стало и приглашение на уроки истории её непосредственных «творцов» - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, воинов-интернационалистов. Их живые, яркие рассказы побуждают ребят к проявлению самых высоких чувств к своей Родине. Благодаря гостям история предстает перед воспитанниками не просто как череда событий прошлого, но будит в них благодарность к конкретным людям – борцам за независимость родной страны.

Значительное место в системе патриотического воспитания школы занимают уроки исторического краеведения. Силами педагогов и обучающихся школы за последние полтора десятилетия созданы два музея – Музей школы и Музей Партизанской славы. Здесь особенно ярко и наглядно проходят традиционные уроки, посвященные Дню освобождения нашего родного города – Курска. С необычным трепетом и неизменным вниманием в этот день – 8 февраля каждого года – все классы посещают наш музей на уроках мужества, чтобы потом бережно сохранить в памяти знания и чувства, появившиеся в период экскурсии. В школе постоянно функционирует кружок «Юный экскурсовод», готовящий целые поколения молодых специалистов музейного дела.

Большое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает внеурочная деятельность учащихся, которая основывается на системе традиционных мероприятий:

- День Знаний;

- копилка ДОБРЫХ дел (ко Дню пожилого человека);

- ярмарка осенних фантазий;

- месячник массовой оборонно-спортивной работы;

- конкурс литературно-музыкальных композиций на патриотическую тему;

- третий музыкальный фестиваль имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.И. Гридасова «Песни войны- песни Победы», который посвящен празднику Победы и увековечивает память Гридасова А.И., бывшего учителя нашей школы, – настоящего патриота и гражданина своего Отечества);

- встречи с ветеранами войны и труда, постоянным гостем на школьных мероприятиях стал участник Великой Отечественной войны Никитин Григорий Герасимович;

- участие в организации, подготовке и проведении митингов, посвященных памятным датам (ко Дню Победы, ко Дню героев Отечества, к освобождению города Курска от немецко-фашистских захватчиков, митинг памяти, посвященный десантникам 6-ой роты 76-ой десантно - штурмовой дивизии);

- смотр строя и песни;

-Вахта Памяти на Посту №1 г. Курска.

В 2011 году в школе открыт кадетский класс по договору с Управлением федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в 2014-2015 учебном году таких классов в школе уже три. В течение учебного года в первой половине дня кадеты изучают общеобразовательные предметы в соответствии с учебным планом, а во второй половине дня проводятся занятия по следующим предметам: этика и этикет, занятия в кружке «Я – Лидер», строевая подготовка, огневая подготовка, оказание первой медицинской помощи, занятия по направлению УФСКН, туристско-краеведческая подготовка, дополнительные занятия по английскому языку, изучение правил дорожного движения.

Большое внимание в этих классах уделяется успеваемости, дисциплине, физической подготовке. Кадеты демонстрируют такие спортивные качества, как: выносливость, быстроту реакции в соревнованиях, показывают хорошие результаты по различным видам спорта.

Школьный коллектив кадетских классов является активным участником всех общешкольных и городских мероприятий. Кадеты принимают участие в лично-командном первенстве, посвященном памяти героя России Андрея Хмелевского, в комбинированной туристической эстафете, в городском туристическом слете школьников, показали высокие результаты на городском гражданско-патриотическом сборе кадетских классов «Готов к труду и обороне!», посвященном 70-летию Курской битвы.

В течение учебного года для кадетских классов были организованы выездные экскурсии по городам Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Воронеж, Москва, Калуга, Козельск, вместе с преподавателями и наставником ребята посетили музеи, выставки, концерты, совершали незабываемые походы.

Настоящего патриота своей страны характеризует чувство гражданской ответственности. С целью его воспитания в школе функционируют детская общественная организация «Данко» и Совет старшеклассников. Традиционными стали Дни самоуправления, проводимые два раза в год. Участие в работе общешкольного ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а, значит, и к происходящему в стране; является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности; здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения своих интересов и прав.

С 2007 года в школе функционирует клуб будущих избирателей «Пятнашка», целью которого является формирование активной гражданской позиции, правовой культуры будущих участников избирательного процесса. Девиз клуба – «Раньше думай о Родине, а потом о себе» - лучше всего отражает задачи деятельности этого объединения. Клуб не замыкается только на внутренней работе. Традиционно, дважды в год, члены «Пятнашки» проводят агитационные выступления перед родителями обучающихся школы, ведут большую просветительскую работу по формированию активной гражданской позиции среди младших и средних школьников. Клуб - неоднократный победитель и призер конкурсов различных уровней.

Патриотическое воспитание обучающихся осуществляется так же через участие в мероприятиях различных уровней:

- акции («Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка»);

- выставки рисунков и фотовыставки «Война глазами детей»;

- конкурсы декоративно-прикладного творчества по патриотической тематике;

- экскурсии музеи города и школьные музеи;

- систему классных часов по патриотическому воспитанию;

- изучение государственной символики России;

- уроки мужества;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Большие возможности для патриотического воспитания дает система дополнительного образования обучающихся. В школе действуют кружки туристско- краеведческой и военно- патриотической направленности «Мы - туристы», «Незабытые страницы» (руководитель Золотухин А.Ю.), которые пользуются большой популярностью у обучающихся нашей школы. Базой для реализации дополнительной образовательной программы «Незабытые страницы» являются школьные музеи. В течение небольшого времени обучения дети подробно изучат историю родного края, музейное дело, ведут поисковую, исследовательскую, экскурсионно-лекторскую, агитационную и экспозиционную работу в школьных музеях. Кружковцы готовятся к конкурсу «Лучший экскурсовод», проводят экскурсии для обучающихся 1-4-х классов, участвуют в школьных краеведческих мероприятиях. Результат деятельности - участие в различных конкурсах, выставках по патриотической направленности.

Активную поисковую работу осуществляет в нашей школе не только Музей Партизанской славы, но и Музей школы. В результате поисковой работы было собрано много материала и оформлена экспозиция «Я лишь солдатский выполнил свой долг…», посвященная выпускникам нашего учебного заведения, погибшим в «горячих точках». Встречи с родственниками, одноклассниками, друзьями героев продолжаются до сих пор. Бережно хранятся в нашем музее редкие фотографии, личные вещи кавалера орденов Дружбы Народов и Красной Звезды Фатьянова Сергея Гавриловича, кавалера ордена Красной Звезды Нечаева Валерия Александровича, кавалера ордена Мужества Воробьева Александра Павловича. 8 декабря 2009 года на центральной аллее возле здания школы по инициативе педагогического коллектива был торжественно открыт Памятный знак Героям – выпускникам школы, погибшим в «горячих точках». Теперь дважды в год – в День Героев Отечества 9 декабря и накануне Дня Победы – возле знака проходят митинги Памяти и торжественные линейки.

Еще одним центром патриотического воспитания является созданный силами учителей и обучающихся школы тематический зал исторического краеведения. Именно здесь находятся наши музеи, кабинеты истории и ОБЖ. Здесь же расположен уникальный экспонат – диорама «Прохоровское сражение» из музея Курской битвы, практически спасенная и тщательно оберегаемая ныне коллективом учебного заведения. В дни Воинской Славы России у Памятного знака и диорамы Вахту Памяти несут обучающиеся кадетских классов.

Без взаимодействия с социумом невозможно осуществить воспитание настоящего патриота и гражданина. Педагогический коллектив сотрудничает с семьями наших обучающихся, проводятся тематические общешкольные родительские собрания «Патриот: кто он?», «Мои гражданские права», поддерживает связь с общественными организациями: с Детским центром Мира, Советом ветеранов Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов Железнодорожного округа г. Курска. Неоценимую помощь оказывают культурно-досуговые и просветительские центры: КДЦ «Мир», картинная галерея им. Дейнеки, литературный музей, Центр культурно-исторического наследия г. Курска, Дворец пионеров и школьников г. Курска.

Воспитание патриота и гражданина не ограничивается рамками только школьного возраста, оно проходит на протяжении всей жизни человека, являясь неотъемлемой частью процесса социализации. Но именно школьные годы являются ключевыми в формировании данных личностных компетенций. Именно в детстве и юношестве закладываются основы патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье. Без воспитания будущих граждан нет будущего страны.

Категория: Завучу
11.08.2015 20:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП