СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитательный процесс и самоуправление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими. Надо воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание, а потребностно-мотивационную сферу ребенка.

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути нам пригодятся строчки Б. Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство

— вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек».

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Школьное самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно учувствовать в поселковых, районных мероприятиях.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе:

- самореализация;

- самодеятельность;

- самоуправление;

- самовоспитание.

Воспитательный процесс – это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на самовоспитание, самоопределение, самоорганизацию и самоактуализацию.

Самовоспитание – это осуществляемое человеком управление собственной деятельностью, направленное на изменения своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самоопределение – это постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

Самоорганизация — это способность и умение личности организовать себя, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Из своего опыта работы могу твердо сказать, что воспитательный процесс и самоуправление взаимосвязаны между собой. Так как самоуправление - это принцип организации жизнедеятельности ученического коллектива, означающий права и обязанности его членов, позволяющих анализировать состояние дел в классе и школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни класса и школы, активно участвовать в их реализации. Цель самоуправления - обеспечение управления школьным коллективом, преподавателями и учащимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Учебно-воспитательный процесс можно представить в виде модели самоуправления учащихся:

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в активы с тем, чтобы личность получила удовлетворение от совместной деятельности. На этом этапе мы в основном определяем направления деятельности школьников.

На втором этапе (этапе взаимодействия) осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе мы приближаемся к жизнедеятельности школьников и прослеживаем учёбу, досуг детей, удовлетворяющий их разнообразные интересы. Этот этап самый продолжительный.

На третьем этапе (этапе развития) ориентация делается на личность. Здесь проявляются школьники, которые стремятся сделать управленческую деятельность профессиональной. На этом этапе ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать проблемы, как собственные.

Условиями создания целостной и непрерывной системы ученического самоуправления в школе и классе являются:

  • Организационное единство школьной системы ученического самоуправления и системы самоуправления в классе;
  • Единый ритм жизни и деятельности классного коллектива и каждого ученика класса ;
  • Включение ученического самоуправления в систему соревнования с единой системой подведения итогов и стимулирования учащихся;
  • Деятельность учащихся в классе должна органично сочетаться с общественно-полезным характером их деятельности в школьных структурах;
  • Общность информации, гласность общественной жизни.

С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность можно наблюдать за развитием личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Через самоуправление решаются задачи:

  • Развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
  • Формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
  • Умение решать проблемы;
  • Самораскрытие и самореализация личности;
  • Принцип равноправия в совместной деятельности;
  • Общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
  • Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учёт результатов труда;
  • Повышение требовательности к себе и товарищам;
  • Воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
  • Раскрытие школьников как мыслителей, прогнозировать свою жизнь;
  • Формирование готовности участвовать в различных проектах.

Хотелось бы, чтобы каждый учитель помнил и руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

10.10.2017 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП