СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные возможности народного танца (из опыта работы классного руководителя).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я четвертый год работаю учителем начальных классов в филиале МОБУ СОШ № 27 города Якутска в хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских. Уже выпущен первый выпуск и набран новый класс. Мои выпускники с широко распахнутыми глазами влились в талантливый и творческий коллектив, живут и трудятся с мечтою о балете. А сегодняшние малыши, затаив дыхание, с благоговением смотрят на выступления моих выпускников и мечтают стать такими же полноправными студентами колледжа.

В своей работе большое внимание уделяю воспитательному процессу. Сегодня хотела бы остановиться на воспитательных возможностях танца. Не простого танца, а народного, национального танца. К.Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, «что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Народная педагогика – великая сила воспитания.

Каждый народ стремится донести в будущее самое сокровенное духовное богатство – веками накопленную мудрость. Народная культура, как база воспитания и обучения, играет всё более важную роль в формировании личности в условиях нарастающей бездуховности и падения нравственных устоев в обществе.

В Якутии живет много народов, и у всех похожая культура, образ жизни, верования и быт. Богатая и самобытная культура Якутии по праву является общенациональным достоянием России. Культура народов, живущих в Якутии, богата традициями, идущими из глубин веков. Расселенные на огромной территории арктического пространства, народы Севера на протяжении веков ведут своеобразный кочевой и полукочевой образ жизни.

Танцевальная культура наших народов – это неотъемлемая часть духовной культуры народов, населяющих нашу необъятную Якутию. Она имеет глубокие древние истоки, являет собой духовное наследие с ярко выраженной этнической окраской и со специфическими выразительными средствами.

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Он возник на основе разнообразных обрядов. Постепенно усложняясь, он расширил свои функции. Накапливая в себя вековые обычаи и традиции народа, народный танец стал отличным средством изучения культуры народа. Якутский танец издревле занимал и занимает значительное место в системе традиционной культуры якутов. Танец и танцевальные элементы являются составной частью народных обрядов, концентрирующих в своих формах традиции народа. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования народов обусловили традиционную культуру. Народные танцы были тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования этих народов. Отсюда и исходят подражательные танцы коренных народов Севера.

В связи с вышесказанным хочу рассказать о замечательном событии, имевшим место быть 21 октября 2015 года на сцене ДК имени А.Е. Кулаковского. Театр танца Якутии представил танцевально-хореографический спектакль «Ярхадана» по мотивам фольклора одного из малочисленных народов Севера – юкагиров. Композитор – заслуженный деятель искусств РФ Захар Степанов, автор сценария и научный консультант – кандидат исторических наук Людмила Жукова, балетмейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Геннадий Баишев, дирижер-постановщик – отличник культуры Альберт Попов, художник-постановщик – отличник культуры РС (Я) Мария Ядрихинская.

Спектакль «Ярхадана» строится на мифологических сюжетах юкагирского фольклора, за основу взята легенда о горных красавицах Ярхаданах и одиноких юношах. «Ярхадана» — это рассказ о хрупкости гармонии между человеком и природой, который заставляет зрителей задуматься о вечных ценностях. Перед зрителями ожили сцены жизни и быта малочисленного народа, любовь и вражда, человеческие страсти.

Это был наш первый культурный выход с малышами. Спектакль очень заинтересовал детей. Затаив дыхание, следили они за действием на сцене. Особенно малышам был интересен этот спектакль тем, что в нём танцевали дети, которых они знали, встречались с ними каждый день.

Мои выпускницы, Наташа Макарова и Таня Шишигина исполняли роли маленьких Ярхадан. Таня еще и выходила на сцену в образе оленёнка.

По сюжету спектакля изгнанный юкагир-охотник в озлоблении нарушает законы Природы, убивает мать-олениху и навлекает на себя гнев Хозяина земли. Это стало для малышей ярким, эмоционально выраженным моментом. Им стало очень жаль маленького оленёнка. Хотя дети в силу своего возраста еще не могли понять всю глубину моральных постулатов, которые были заложены в спектакле, они вынесли из увиденного очень многое для себя. Они увидели, что человек должен беречь родную природу, что добро всегда побеждает зло и что если совершить плохой поступок, то обязательно будет и расплата.

Помимо формирования у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, учит вежливости, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.

В итоге хочу сказать, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к своей работе, любить детей и вместе с ними открывать новое.

22.06.2016 17:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!