СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстановление страны и нашего края после гражданской войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После разгрома белогвардейцев трудящиеся Воронежской губернии, как и всей страны, приступили к мирному строительству. Необходимо было в первую очередь восстановить раз­рушенное в ходе войны. Одновременно Советское прави­тельство во главе с В. И. Лениным предполагало начать ре­конструкцию крупной промышленности ни базе электри­фикации страны. При этом изменялся подход к организа­ции и производственной деятельности промышленных пред­приятий. В основу перестройки работы промышленности, согласно ленинским указаниям, должны были лечь новые принципы, а именно — расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в распоряже­нии финансовыми средствами и материальными ресурса­ми. Все предприятия были подразделены на 4 группы. Во- первых, выделялись предприятия, остающиеся на государ­ственном обеспечении. Они составляли основную часть круп­ной и средней промышленности города и деревни, подчиня­лись губернским Советам народного хозяйства и получали в свое распоряжение определенные оборотные денежные сред­ства. В Воронежской губернии таких предприятий насчиты­валось 41, среди них крупные воронежские машиностроитель­ные заводы Столля и Рихард-Поле. (Кстати, ряд заводов полу­чил новые названия.)

Вторую группу промышленных предприятий должны были составить предприятия, переводимые на хозрасчет. В Воронежской губернии их было 124. Такие предприятия обычно объединялись в тресты по различным отраслям производства-например, электротрест, кожтрест, винокуртрест и другие. На основе решений X съезда партии на хозрасчет стали переходить и некоторые предприятия, ранее находив­шиеся на государственном снабжении.

Третью группу предприятий предполагалось сдать в аренду. В Воронежской губернии эти предприятия должны были на данном этапе развития промышленности составить наибольшее количество, а именно 276. Ставилась задача ис­пользования государственного капитализма в интересах ра­бочих и крестьян Советской России. Однако на практике орга­низовать предприятия на основе сдачи их в аренду было не просто. Частных арендаторов не устраивало то, что для пус­ка предприятий они должны были вкладывать свои, и нема­лые, средства, что наем рабочих и условия работы должны были регламентироваться советскими законами.

Наконец, многие предприятия было решено закрыть как убыточные (четвертая группа). В Воронежской губернии за­крытию подлежали, по первоначальным планам, 150 пред­приятий

Восстановление промышленности и начало ее реконст­рукции позволили к 1928 г. не только преодолеть разруху, но и возродить промышленность, ускорить ее развитие. Воронеж превращался в крупный промышленный центр. За три года, с 1925 по 1928 г., промышленность города удвоила вы­пуск продукции по сравнению с предшествующим временем. Старые предприятия подвергались коренной реконструкции: на заводах имени В. И. Ленина, Коминтерна, М. И. Калини­на, Ф. Э. Дзержинского строились новые корпуса и цехи, ус­танавливались новые станки. Наряду с этим строились и на­чинали выпускать продукцию два новых крупных промыш­ленных объекта — жиркомбинат и завод зерноочистительных машин "Триер" (сейчас "Сельмаш"). В 1928 г. завод "Триер" дал сельскому хозйству более 7 тысяч зерноочистительных машин. Жиркомбинат, используя местное сырье, стал выпус­кать предметы первой необходимости: мыло, глицерин и др. Восстанавливалась Юго-Восточная железная дорога, играв­шая важную роль в экономике страны, Центрального Черно­земья и Воронежской губернии. К 1925/26 г. дорожный гру­зооборот достиг довоенного уровня (9600 тыс. тонн против 9280 тыс. тонн в 1913 г.).

В сельском хозяйстве губернии процесс восстановле­ния шел гораздо сложнее. Хотя деревня и была к концу гражданской войны преимущественно середняцкой (при­мерно 64 %), но процент бедняцких хозяйств был еще значи­тельный (более 33). Мелкие индивидуальные хозяйства про­должали составлять основу сельского хозяйства России, в том числе и Воронежской губернии. Возможности технического оснащения таких хозяйств были ограничены. В 1927/28 г. в селах Центрального Черноземья насчитывалось 864 тыс. сох, что значительно превышало количество плугов.

Но после снятия продразверстки крестьяне все-таки были заинтересованы в росте продукции; создавались образ­цовые совхозы, коммуны. Губернский комитет, уездные, во­лостные и сельские партийные ячейки развернули широкую пропаганду идей коллективной обработки земли, организа­ции коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли. Первые коллективные хозяйства в Воронежской губернии возникли еще в феврале — марте 1918 г. А к 1 января 1924 г. в селах Воронежской губернии насчитывалось уже свыше 420 различных кооперативных объединений. Большую. роль в механизации воронежской деревни сыграли средства, отпущенные Советской властью по восстановительным кре­дитам. Если в конце 1924 г. в губернии было всего 50 тракто­ров, то в середине 1927 г. уже свыше 1300.

В результате за короткое время произошло восстанов­ление основных посевных площадей под зерновыми и тех­ническими культурами. В структуре посевных площадей на­чались качественные изменения. Все большее место занима­ли технические культуры. Повысилась урожайность основ­ных зерновых культур. Увеличивалось поголовье скота. Кре­стьяне стали лучше питаться и одеваться.

Развивалась культурная жизнь Воронежской губернии, и прежде всего Воронежа. В 1924 — 1925 гг. в городе была построена ламповая радиостанция имени Профинтерна. В это же время в уездных городах губернии (Новохоперске, Боб­рове, Богучаре, Острогожске, Валуйках, Нижнедевицке, Ус — мани) и в некоторых волостных центрах (Павловске, Калаче и Бутурлиновке) были установлены приемные радиостанции для связи с Воронежем. В 1926 г. по улицам Воронежа по­шли первые трамваи. Вот как описывает Воронеж 1926 г. из­вестный советский писатель, коренной воронежец В. Кораблинов в своей книге "Азорские острова": "Нашей молодежи, привыкшей к асфальтированным мостовым, непрерывному шуму уличного движения, подземным переходам, светофо­рам, ярким витринам магазинов, Воронеж тех лет показался бы деревней: буйно разросшиеся за домами сады, тихие, сбе­гающие к речке улички, классические пожарные каланчи, столетние каштаны и тополя, ряд одноэтажных развалюшек на месте нынешнего "Утюжка", башенные часы ювелира Михайлова — "михайловские", возле которых испокон веков назначались любовные свидания, золотые луковки церквей, голубятни и великолепные извозчичьи биржи у вокзала и театра

СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В 1920 — 1930-е ГОДЫ

Запись от Voronezhec | 10 августа,2014 | ИСТОРИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

После разгрома белогвардейцев трудящиеся Воронежской губернии, как и всей страны, приступили к мирному строительству. Необходимо было в первую очередь восстановить раз­рушенное в ходе войны. Одновременно Советское прави­тельство во главе с В. И. Лениным предполагало начать ре­конструкцию крупной промышленности ни базе электри­фикации страны. При этом изменялся подход к организа­ции и производственной деятельности промышленных пред­приятий. В основу перестройки работы промышленности, согласно ленинским указаниям, должны были лечь новые принципы, а именно — расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в распоряже­нии финансовыми средствами и материальными ресурса­ми. Все предприятия были подразделены на 4 группы. Во- первых, выделялись предприятия, остающиеся на государ­ственном обеспечении. Они составляли основную часть круп­ной и средней промышленности города и деревни, подчиня­лись губернским Советам народного хозяйства и получали в свое распоряжение определенные оборотные денежные сред­ства. В Воронежской губернии таких предприятий насчиты­валось 41, среди них крупные воронежские машиностроитель­ные заводы Столля и Рихард-Поле. (Кстати, ряд заводов полу­чил новые названия.)

Вторую группу промышленных предприятий должны были составить предприятия, переводимые на хозрасчет. В Воронежской губернии их было 124. Такие предприятия обычно объединялись в тресты по различным отраслям производства-например, электротрест, кожтрест, винокуртрест и другие. На основе решений X съезда партии на хозрасчет стали переходить и некоторые предприятия, ранее находив­шиеся на государственном снабжении.

Третью группу предприятий предполагалось сдать в аренду. В Воронежской губернии эти предприятия должны были на данном этапе развития промышленности составить наибольшее количество, а именно 276. Ставилась задача ис­пользования государственного капитализма в интересах ра­бочих и крестьян Советской России. Однако на практике орга­низовать предприятия на основе сдачи их в аренду было не просто. Частных арендаторов не устраивало то, что для пус­ка предприятий они должны были вкладывать свои, и нема­лые, средства, что наем рабочих и условия работы должны были регламентироваться советскими законами.

Наконец, многие предприятия было решено закрыть как убыточные (четвертая группа). В Воронежской губернии за­крытию подлежали, по первоначальным планам, 150 пред­приятий.

Восстановление промышленности и начало ее реконст­рукции позволили к 1928 г. не только преодолеть разруху, но и возродить промышленность, ускорить ее развитие. Воронеж превращался в крупный промышленный центр. За три года, с 1925 по 1928 г., промышленность города удвоила вы­пуск продукции по сравнению с предшествующим временем. Старые предприятия подвергались коренной реконструкции: на заводах имени В. И. Ленина, Коминтерна, М. И. Калини­на, Ф. Э. Дзержинского строились новые корпуса и цехи, ус­танавливались новые станки. Наряду с этим строились и на­чинали выпускать продукцию два новых крупных промыш­ленных объекта — жиркомбинат и завод зерноочистительных машин "Триер" (сейчас "Сельмаш"). В 1928 г. завод "Триер" дал сельскому хозйству более 7 тысяч зерноочистительных машин. Жиркомбинат, используя местное сырье, стал выпус­кать предметы первой необходимости: мыло, глицерин и др. Восстанавливалась Юго-Восточная железная дорога, играв­шая важную роль в экономике страны, Центрального Черно­земья и Воронежской губернии. К 1925/26 г. дорожный гру­зооборот достиг довоенного уровня (9600 тыс. тонн против 9280 тыс. тонн в 1913 г.).

В сельском хозяйстве губернии процесс восстановле­ния шел гораздо сложнее. Хотя деревня и была к концу гражданской войны преимущественно середняцкой (при­мерно 64 %), но процент бедняцких хозяйств был еще значи­тельный (более 33). Мелкие индивидуальные хозяйства про­должали составлять основу сельского хозяйства России, в том числе и Воронежской губернии. Возможности технического оснащения таких хозяйств были ограничены. В 1927/28 г. в селах Центрального Черноземья насчитывалось 864 тыс. сох, что значительно превышало количество плугов.

Но после снятия продразверстки крестьяне все-таки были заинтересованы в росте продукции; создавались образ­цовые совхозы, коммуны. Губернский комитет, уездные, во­лостные и сельские партийные ячейки развернули широкую пропаганду идей коллективной обработки земли, организа­ции коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли. Первые коллективные хозяйства в Воронежской губернии возникли еще в феврале — марте 1918 г. А к 1 января 1924 г. в селах Воронежской губернии насчитывалось уже свыше 420 различных кооперативных объединений. Большую. роль в механизации воронежской деревни сыграли средства, отпущенные Советской властью по восстановительным кре­дитам. Если в конце 1924 г. в губернии было всего 50 тракто­ров, то в середине 1927 г. уже свыше 1300.

В результате за короткое время произошло восстанов­ление основных посевных площадей под зерновыми и тех­ническими культурами. В структуре посевных площадей на­чались качественные изменения. Все большее место занима­ли технические культуры. Повысилась урожайность основ­ных зерновых культур. Увеличивалось поголовье скота. Кре­стьяне стали лучше питаться и одеваться.

Развивалась культурная жизнь Воронежской губернии, и прежде всего Воронежа. В 1924 — 1925 гг. в городе была построена ламповая радиостанция имени Профинтерна. В это же время в уездных городах губернии (Новохоперске, Боб­рове, Богучаре, Острогожске, Валуйках, Нижнедевицке, Ус — мани) и в некоторых волостных центрах (Павловске, Калаче и Бутурлиновке) были установлены приемные радиостанции для связи с Воронежем. В 1926 г. по улицам Воронежа по­шли первые трамваи. Вот как описывает Воронеж 1926 г. из­вестный советский писатель, коренной воронежец В. Кораблинов в своей книге "Азорские острова": "Нашей молодежи, привыкшей к асфальтированным мостовым, непрерывному шуму уличного движения, подземным переходам, светофо­рам, ярким витринам магазинов, Воронеж тех лет показался бы деревней: буйно разросшиеся за домами сады, тихие, сбе­гающие к речке улички, классические пожарные каланчи, столетние каштаны и тополя, ряд одноэтажных развалюшек на месте нынешнего "Утюжка", башенные часы ювелира Михайлова — "михайловские", возле которых испокон веков назначались любовные свидания, золотые луковки церквей, голубятни и великолепные извозчичьи биржи у вокзала и театра

это вековечное тарахтенье по булыжным мостовым… Однако все это, конечно, внешние приметы времени…"

"Настоящее, — продолжает писатель, — зрело и поднима­лось, и оно было то новое, жизнеутверждающее, советское, чем жила вся страна, чем жили мы, молодежь. Так, на широ­ком дворе бывшей мужской гимназии взвилась в воронеж­ское небо деревянная мачта первой радиостанции. У огром­ных окон типографии толпился народ: в печатном цеху рабо­тала, всех удивляя, умнейшая, невиданная доселе ротацион­ная машина. Но самым ярким и звонким событием года был, разумеется, пуск трамвая. Рассыпая искры и весело треща звоночками, он промчался по тихим, поросшим травой ули­цам. Толпы горожан стояли по обочинам тротуаров, с восхи­щением глядели на сверкающие новенькие красные вагоны "электрической конки", как снисходительно называли трам­вай нафталиновые интеллигентные старички… Трамвай по­шел! Это было здорово!

Это зачиналась эра нового города, об этом стоило пи­сать стихи".

Кроме ВГУ, СХИ и Ветеринарного института (открыл­ся в Воронеже в 1926 г.), в губернии существовала широкая сеть среднетехнических учебных заведений. Одних техни­кумов насчитывалось 17: педагогические, сельскохозяйствен­ные, промышленный, индустриальный, ветеринарно-фельд­шерский, акушерский, фармацевтический, ИЗО и другие. Немало было и профессионально-технических школ.

В 1927 г. в целом по Воронежской губернии насчиты­валось 49 драматических театров, 21 кинематограф (так тог­да называли кинотеатры), 13 музеев. Особенно много дра­матических театров было в селах Острогожского (10) и Боб­ровского (9) уездов. Музеи историко-краеведческой направ­ленности были, кроме Воронежа, в селах Воронежского уез­да (2), Нижнедевицка (2). Острогожского уезда (2), в Россо­шанском, Богучарском, Бобровском и Усманском уездах (по одному).

В мае 1928 г. была образована Цент­рально-Черноземная область, объединившая в себе четыре прежние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, Курскую и Орловскую. Центром новой большой территориаль­но-административной единицы стал Воронеж, что не было случайностью. Географически Воронеж находился в центре территории ЦЧО. Он располагал наиболее удобными транс­портными связями со всеми частями области, был более круп­ным населенным пунктом по сравнению с другими города­ми, а главное, материально-производственный фонд Воро­нежа был наиболее обеспеченным для успешного промыш­ленного развития.

Категория: Внеурочка
10.01.2021 12:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!