СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение ФГОС в начальной школе (размышления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Новый стандарт –инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был в общем-то ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса:

  • Ради чего учить?
  • Чему учить?
  • Как учить?
  • За счёт каких средств учить?

Первый вопрос. Ради чего учить?

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена она в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен. При переходе на новые стандарты мы столкнулись с необходимостью разработки целого пакета документов: это и локальные акты, и методические материалы и рекомендации к ним по применению. Нам предстояло не только досконально разобраться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные практики, но и разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику нашего учреждения - Основную образовательную программу начального общего образовании МОУ гимназии №

Второй вопрос. Чему учить?

Раньше учителя в своей преподавательской деятельности отвечали на очень важный вопрос: что ученики должны знать (запомнить, воспроизвести). Этот, так называемый «знаниевый» компонент, который обеспечивал и продолжает обеспечивать обязательное освоение учащимися ЗУНов по всем предметам начальной школы и формирование у младших школьников опорной системы знаний, обеспечивающей возможность продолжения образования в основной школе.

Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему сегодня педагоги ставят новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Наличие в программном содержании обучения деятельностного компонента помогает установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк. Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей. Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций обучающихся и педагогов в следующих сферах:

  • самостоятельной познавательной деятельности;
  • поиска и анализа информации;
  • гражданско-общественной сфере;
  • в сфере социально-культурной и профессиональной деятельности;
  • в сфере здоровья и здорового образа жизни.

Следующий вопрос. Как учить?

-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны технологии обучения. Это личностно-орентированные технологии. Важен и выбор учебно-методических комплектов. Педагоги 1 классов гимназии работают по учебно-методическим комплектам «Школа 2100», "Гармония" и «Перспектива». Учебники комплектов рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Правильность выбора, эффективное применение современных педагогических технологий и профессиональное мастерство учителей подтверждается результатами комплексной проверочной работы, проведенной в 1-ых классах в конце учебного года. Работа состояла из основной и дополнительной частей.

И четвертый вопрос. За счет, каких ресурсов учить?

Ресурсы бывают и экономические, и кадровые, и информационные, и многие другие. И стандарт как договор, который сейчас предлагается, охватывает все эти пространства. Важным моментом при разработке образовательной программы I ступени обучения мы считали необходимость учесть особенности и традиции Гимназии. В первую очередь, это подход к отбору кадров. Специфика кадров определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Все педагоги, работающие в 1 классах прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ.

Все это нужно считать важным положительным условием внедрения ФГОС.

Не менее важным условием является материально-техническая база учреждения, финансовое обеспечение, использование современных информационных и коммуникационных технологий. Гимназия располагает материальной и информационной базой, способной обеспечить организацию разных видов деятельности обучающихся, как учебной, так и внеурочной.

26.03.2015 19:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!