СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
В современном быстро меняющемся мире каждому человеку необходимы основы химических знаний. Химическую грамотность формирует система химического образования, которая в настоящее время нуждается в модернизации. В связи с этим «Российская академия образования» предложила проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» на период с 2017 по 2020 уч. год.
В концепции рассматриваются следующие вопросы:
В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 на изучение химии в основной школе во всех образовательных учреждениях было отведено по 2 ч в неделю (по 70 ч в год, 140 ч за два года). Относительно средней школы было установлено, что это «завершающая ступень» общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения. При этом в число базовых учебных предметов, которые изучаются обязательно, химия не вошла, ее заменил курс естествознания. Именно тогда впервые химия не была включена в инвариантную часть Базисного учебного плана. Ее отнесли к базовым учебным предметам, которые изучаются по выбору (1 ч в неделю, по 35 ч в год, 70 ч за два года) в биолого-географическом, агротехнологическом профилях. Изучение химии в объеме не более 1 ч в неделю не может обеспечить в дальнейшем качественное образование и успешность профессиональной деятельности выпускников. В профилях гуманитарной направленности был введен интегрированный учебный предмет «Естествознание». Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Химия была определена как изучающийся углубленно, т. е. профильный учебный предмет в естественно-научных (физико-химический, химико-биологический) профилях (по 3 ч в неделю, по 105 ч в год, 210 ч за два года).
Таким образом, с целью создания условий для самоопределения личности, развития индивидуальных способностей школьников было проведено реформирование старшей школы. На практике же оказалось, что введение профильного обучения на ступени среднего общего образования привело к отказу от систематического изучения в средней школе начал различных наук, т. е. получения универсального образования. Введенная практика выбора предметов для обучения привела к деформации системы образования. В сложившейся ситуации учащиеся и их родители вынуждены делать выбор профиля обучения (а соответственно, и предметов для изучения) в конце 9 класса, а зачастую и в 8 классе, когда большинство школьников только начинают изучать химию. Получается, что, ещѐ даже не начав изучать предмет, обучающийся должен сделать принципиальный выбор: нужен он ему или нет.
Необязательность учебного предмета в 10–11 классах породила проблему, связанную с необходимостью завершѐнности курса химии основной школы, что, в свою очередь, привело к переносу части сложного содержания обучения в 8–9 классы. Одной из важных проблем основного общего образования является несоответствие содержания учебного материала возрастным особенностям обучающихся, уровню развитости когнитивной сферы личности, что выражается в снижении объема материала, требующего образного мышления, и, наоборот, увеличении объема теоретических представлений, опирающихся на абстрактные модели.
Результатом непродуманных экспериментов с содержанием обучения стало отторжение большинством школьников учебного предмета «Химия».
Таким образом, в настоящее время химическое образование в Российской Федерации находится в кризисном состоянии. Поэтому стала крайне актуальной потребность в разработке Концепции модернизации содержания и технологий преподавания химии, цель которой — определить место предмета «Химия» в системе общего образования, его структуру, содержание и объем, инициировать разработку подходов и направлений развития химического образования в стране, соответствующих современному уровню развития общества и стоящим перед ним стратегическим задачам.
Давайте рассмотрим дорожную карту по внедрению концепции учебного предмета Химия на период до 2020 года. (Вывести дорожную карту на экран).
Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения химии
Модернизация содержания и технологий преподавания химии может быть успешной при выполнении следующего ряда условий.
3. Пересмотр содержания обучения химии, включая деятельностную составляющую, и приведение его в соответствие с современными общими целями естественно-научного образования, целями и задачами химического образования с учѐтом объѐма времени, отводимого на изучение учебного предмета «Химия» в системе основного общего и среднего общего образования.
4. Разработка на этой основе Примерных рабочих программ по учебному предмету «Химия» (программа на уровне основного общего образования, программа на базовом уровне среднего общего образования и программа на углубленном уровне среднего общего образования), обеспечивающих обязательную часть основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (содержание федерального значения) и сохранение таким образом единого образовательного пространства.
5. В целях обеспечения права учителя химии на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания (пп.4 п. 3 ст. 47 Закона «Об образовании в Российской Федерации») разработать 4–5 учебников (учебно-методических комплектов) по химии, соответствующих требованиям, изложенным выше, и различающихся реализуемыми методическими подходами и дополнительным содержанием, выходящим за рамки Примерных рабочих программ по учебному предмету «Химия».
6. Разработка методического сопровождения образовательного процесса, в том числе:
7. Модернизация существующих и разработка новых средств обучения химии, обеспечивающих обязательную часть основной образовательной программы (содержание федерального значения), в том числе:
8. Усиление внимания к подготовке будущих учителей химии в образовательных организациях высшего педагогического образования, в том числе:
9. Разработка Профессионального стандарта учителя химии на основании Профессионального стандарта педагога; разработка механизмов комплексного совершенствования профессиональных компетенций учителей химии, включая:
10. Устранение избыточных требований к планированию работы учителя химии, к его отчѐтности и, прежде всего:
11. Введение в штатные расписания всех образовательных организаций основного общего и среднего общего образования должности лаборанта кабинета химии.
12. С целью приведения в соответствие с новым содержанием учебного предмета «Химия» внесение изменений в нормативные документы, регламентирующие требования к оборудованию кабинета химии, его обеспечению лабораторным оборудованием, химической посудой, реактивами и расходными материалами, а также определяющие нормы охраны труда и правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием.
13. Проведение мониторинга состояния фондов библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на предмет изучения укомплектованности их учебниками, соответствующими требованиям ФГОС и включенными в федеральный перечень.
© 2018, Коновалова Анна Валентиновна 462