СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском МО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»

В современном быстро меняющемся мире каждому человеку необходимы основы химических знаний. Химическую грамотность формирует система химического образования, которая в настоящее время нуждается в модернизации. В связи с этим «Российская академия образования» предложила проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» на период с 2017 по 2020 уч. год.

В концепции рассматриваются следующие вопросы:

  1. Действующие нормативные документы
  2. Роль место предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  3. Цели и задачи реализации предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  4. Основные содержательные линии предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  5. Приоритетные направления, методы преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  6. Основные формы и виды учебной деятельности при изучении предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  7. Инструментарий и средства материально-технического обеспечения предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  8. Требования ФГОС к результатам обучения (личностным, предметным и метапредметным) по основным образовательным программам
  9. Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС
  10. Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы мультимедийные средства в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  11. Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию предмета «Химия», факторов, способствующих повышению качества преподавания предметной области«Естественнонаучные предметы. Химия», рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики
  12. Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  13. Структурные и организационные схемы в отношении внедрения нового содержания и новых технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  14. Описание процессов нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения образовательной деятельности
  15. Система планирования деятельности по реализации концепций в соответствии с поставленными целями и задачами и описание порядка их внедрения, механизмы мониторинга результатов реализации концепций, ключевые показатели и индикаторы эффективности реализации концепций (не менее 20 показателей и индикаторов)
  16. Условия эффективности реализации концепции предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»
  17. Дорожная карта по внедрению концепции учебного предмета Химия на период до 2020 года
  18. Основные направления работы с концепцией предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» на период до 2020 года.

В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 на изучение химии в основной школе во всех образовательных учреждениях было отведено по 2 ч в неделю (по 70 ч в год, 140 ч за два года). Относительно средней школы было установлено, что это «завершающая ступень» общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения. При этом в число базовых учебных предметов, которые изучаются обязательно, химия не вошла, ее заменил курс естествознания. Именно тогда впервые химия не была включена в инвариантную часть Базисного учебного плана. Ее отнесли к базовым учебным предметам, которые изучаются по выбору (1 ч в неделю, по 35 ч в год, 70 ч за два года) в биолого-географическом, агротехнологическом профилях. Изучение химии в объеме не более 1 ч в неделю не может обеспечить в дальнейшем качественное образование и успешность профессиональной деятельности выпускников. В профилях гуманитарной направленности был введен интегрированный учебный предмет «Естествознание». Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Химия была определена как изучающийся углубленно, т. е. профильный учебный предмет в естественно-научных (физико-химический, химико-биологический) профилях (по 3 ч в неделю, по 105 ч в год, 210 ч за два года).

Таким образом, с целью создания условий для самоопределения личности, развития индивидуальных способностей школьников было проведено реформирование старшей школы. На практике же оказалось, что введение профильного обучения на ступени среднего общего образования привело к отказу от систематического изучения в средней школе начал различных наук, т. е. получения универсального образования. Введенная практика выбора предметов для обучения привела к деформации системы образования. В сложившейся ситуации учащиеся и их родители вынуждены делать выбор профиля обучения (а соответственно, и предметов для изучения) в конце 9 класса, а зачастую и в 8 классе, когда большинство школьников только начинают изучать химию. Получается, что, ещѐ даже не начав изучать предмет, обучающийся должен сделать принципиальный выбор: нужен он ему или нет.

Необязательность учебного предмета в 10–11 классах породила проблему, связанную с необходимостью завершѐнности курса химии основной школы, что, в свою очередь, привело к переносу части сложного содержания обучения в 8–9 классы. Одной из важных проблем основного общего образования является несоответствие содержания учебного материала возрастным особенностям обучающихся, уровню развитости когнитивной сферы личности, что выражается в снижении объема материала, требующего образного мышления, и, наоборот, увеличении объема теоретических представлений, опирающихся на абстрактные модели.

Результатом непродуманных экспериментов с содержанием обучения стало отторжение большинством школьников учебного предмета «Химия».

Таким образом, в настоящее время химическое образование в Российской Федерации находится в кризисном состоянии. Поэтому стала крайне актуальной потребность в разработке Концепции модернизации содержания и технологий преподавания химии, цель которой — определить место предмета «Химия» в системе общего образования, его структуру, содержание и объем, инициировать разработку подходов и направлений развития химического образования в стране, соответствующих современному уровню развития общества и стоящим перед ним стратегическим задачам.

Давайте рассмотрим дорожную карту по внедрению концепции учебного предмета Химия на период до 2020 года. (Вывести дорожную карту на экран).

Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения химии

Модернизация содержания и технологий преподавания химии может быть успешной при выполнении следующего ряда условий.

  1. Внесение изменений в действующие ФГОС основного общего и среднего общего образования на основе принятой Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Химия»
  2. Чѐткое определение места учебного предмета «Химия» в примерном учебном плане образовательных организаций общего образования в объѐме не менее 210 ч в основной школе и 140 ч в средней школе на базовом уровне и 350 ч на углублѐнном уровне, в том числе создание систематического курса, рассчитанного на обучающихся 7 класса. На уровне среднего общего образования наряду с профилизацией обучения необходимо предоставить обучающимся возможность отложить выбор профиля обучения до следующей ступени образования (специальное, высшее), предусмотрев наличие универсального профиля с изучением основ всех наук.

3. Пересмотр содержания обучения химии, включая деятельностную составляющую, и приведение его в соответствие с современными общими целями естественно-научного образования, целями и задачами химического образования с учѐтом объѐма времени, отводимого на изучение учебного предмета «Химия» в системе основного общего и среднего общего образования.

4. Разработка на этой основе Примерных рабочих программ по учебному предмету «Химия» (программа на уровне основного общего образования, программа на базовом уровне среднего общего образования и программа на углубленном уровне среднего общего образования), обеспечивающих обязательную часть основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (содержание федерального значения) и сохранение таким образом единого образовательного пространства.

5. В целях обеспечения права учителя химии на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания (пп.4 п. 3 ст. 47 Закона «Об образовании в Российской Федерации») разработать 4–5 учебников (учебно-методических комплектов) по химии, соответствующих требованиям, изложенным выше, и различающихся реализуемыми методическими подходами и дополнительным содержанием, выходящим за рамки Примерных рабочих программ по учебному предмету «Химия».

6. Разработка методического сопровождения образовательного процесса, в том числе:

  • приведение технологий и методов преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся, включая организацию углублѐнного изучения учебного предмета;
  • создание учебных и методических пособий, ориентированных на практико-ориентированное обучение и прошедших обязательную профессиональную экспертизу;
  • отбор химического эксперимента, наиболее полно и ярко иллюстрирующего содержание учебного предмета, и его распределение между демонстрационным и выполняемым обучающимися самостоятельно;
  • разработка методических рекомендаций к реализации проектной деятельности в рамках учебного предмета «Химия»;
  • совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебному предмету «Химия» в направлении приведения их в полное соответствие с требованиями ФГОС и Примерных основных образовательных программ.

7. Модернизация существующих и разработка новых средств обучения химии, обеспечивающих обязательную часть основной образовательной программы (содержание федерального значения), в том числе:

  • приборов и установок для всех видов химического эксперимента (демонстрационного и ученического), в том числе датчиковых систем;
  • демонстрационных аудиовизуальных средств обучения, функционирующих на основе компьютерной техники и предназначенных для организации фронтальной работы с обучающимися (видеоопыты, коллекция современных учебных видеофильмов, рассказывающих о химических производствах, работе аналитических лабораторий, научно-исследовательских институтов и др.), электронных дистанционных курсов, в том числе для одаренных детей и детей с ОВЗ;
  • наглядных пособий, предназначенных для оформления кабинета химии, отвечающих современному состоянию химической науки и содержанию учебного предмета «Химия».

8. Усиление внимания к подготовке будущих учителей химии в образовательных организациях высшего педагогического образования, в том числе:

  • · разделение биолого-химических факультетов (институтов) на биологические и химические;
  • · установление на этапе приѐма абитуриентов на направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Химия» в качестве вступительных экзаменов по русскому языку (ЕГЭ), математике (ЕГЭ) и химии (ЕГЭ);
  • расширение и углубление научно-методической, психолого-педагогической (общая, возрастная и педагогическая психология, история педагогики, педагогика, методика обучения химии) подготовки будущих учителей химии; выделение большего объѐма времени для прохождения педагогической практики студентов;
  • восстановление кафедр теории и методики обучения химии в вузах.

9. Разработка Профессионального стандарта учителя химии на основании Профессионального стандарта педагога; разработка механизмов комплексного совершенствования профессиональных компетенций учителей химии, включая:

  • создание системы бесплатного повышения квалификации учителей (очного, заочного с использованием средств новых информационных технологий, стажировок и т.д.);
  • поддержку самообразования учителей химии; обеспечение школьных библиотек (медиатек, медиацентров) комплектами научно-методического журнала «Химия в школе», специализированной психолого-педагогической и методической литературой;
  • разработку сайтов методической поддержки учебно-методических комплектов по химии силами издательств, выпускающих УМК; регулярное проведение вебинаров с привлечением авторов УМК, методистов, учителей высшей квалификации;
  • усиление роли ассоциаций учителей и преподавателей химии, включая сетевые объединения, в повышении квалификации и оценки работы учителей химии;
  • совершенствование системы оценки качества работы учителей химии, в том числе аттестации как инструмента развития профессиональных компетенций.

10. Устранение избыточных требований к планированию работы учителя химии, к его отчѐтности и, прежде всего:

  • разработка научно-обоснованной номенклатуры планов и отчѐтов, необходимой и достаточной для эффективной работы учителя химии, запрещение еѐ расширения на региональном
  • локальном уровнях;
  • разрешение использования программ УМК в качестве рабочих программ без специального на то разрешения администрации образовательной организации общего образования; изъятие из нормативных документов требования ежегодного обновления рабочих программ.

11. Введение в штатные расписания всех образовательных организаций основного общего и среднего общего образования должности лаборанта кабинета химии.

12. С целью приведения в соответствие с новым содержанием учебного предмета «Химия» внесение изменений в нормативные документы, регламентирующие требования к оборудованию кабинета химии, его обеспечению лабораторным оборудованием, химической посудой, реактивами и расходными материалами, а также определяющие нормы охраны труда и правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием.

13. Проведение мониторинга состояния фондов библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на предмет изучения укомплектованности их учебниками, соответствующими требованиям ФГОС и включенными в федеральный перечень.

06.05.2018 14:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП