СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методической объединении учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Использование пословиц и поговорок при изучении русского языка в начальной школе

Выступление на МО учителей начальных классов

Подготовила и провела

Студентка 301 группы:

Артамонова Ирина Дмитриевна

2020 г

Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Еще К.Д. Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания. Народ – воспитатель, народ – педагог. Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень. А чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Что как ни пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством духовно – нравственного воспитания и развития младших школьников.

Почему именно они? Да вот простой случай из моей практики. Урок технологии в во 2 классе, многим очень хочется быстрее закончить работу, поэтому не слушая учителя они стараются быстрее выполнить свою закладку. Через несколько минут у некоторых уже всё готово. Но почему-то закладка для книги получилась косой и кривой. Арсений и Слава не просто расстроены, они рассержены на себя и на других детей, что у них ничего не получилось. “Ну почему?” – спрашивают они. Надо было внимательно слушать учителя и выполнять работу строго по технологической карте, сказала Маша. Мы учили в классе: “Поспешишь, людей насмешишь”.

Вот они простые строки. Они сказаны и сразу всё без лишних объяснений становится понятно. Когда-то услышанная пословица отложилась в голове, запомнилась гораздо лучше всех поучительных объяснений. Почему? Да всё просто.

Во-первых, учащиеся младшего школьного возраста ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

Во- вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Тематическое содержание пословиц и поговорок поистине безгранично. Фактически все сферы жизни, души и мироздания затронуты в этой кладовой концентрированного народного опыта. Без труда можно выделить десятки тем: о труде, о Родине, о семье и воспитании, о доме, о дружбе, об уме и глупости, о еде и питье, о здоровье и болезни и т.д. и т.п.

Я считаю, что использование пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания учащихся возможно при проведении уроков по всем предметам, преподаваемым в начальной школе. Отбор их определять следует темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитывающими.

Вернёмся к тому уроку технологии, о котором шла речь выше. Для организации деятельности детей я использовала пословицу «Глаза боятся, а руки делают». Она помогла мне эмоционально настроить детей на непростую работу, требующую терпения и аккуратности, воспитывала в них трудолюбие и целеустремлённость.

Ну а на уроках литературного чтения и русского языка представляется широкий простор для работы с пословицами, как с целью нравственного воспитания, так и с достижением образовательных целей урока.

Приведу примеры разнообразия видов упражнения с пословицами и поговорками, которые я либо использовала либо хотела бы попробовать в своей работе.

Собери пословицу

Мёд, дела, речи, да, как, полынь, как. (Речи как мёд, да дела как полынь)

а) Берётся легко узнаваемая пословица, все слова меняются в ней местами. Задача детей восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаю подумать, почему именно этот вариант остался в памяти народа

Цель такого упражнения - развитие умения понимать смысл пословицы, формирование таких качеств, как трудолюбие и внимательность.

Найди лишнюю пословицу.

  1. Хвастать – не косить, спина не болит.
  2. Не спеши языком – торопись делом.
  3. Язык до Киева доведет.
  4. От слова до дела сто перегонов.

При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу, так как в последующих двух речь идет о языке, слове, а в первой об этом сказано неявно. При более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного

Найди пару

Необходимо сгруппировать пословицы по смыслу

1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.

2. Руби дерево по себе.

3. Знание никому не в тягость.

4. Без корня и полынь не растет.

5. По Сеньке и шапка.

6. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Правильными будут ответы: 1–3; 2– 5; 4–6.

Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой.

Слова для справок: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова для справок: умное, доброе, ласковое, хорошее.

Перевод с русского на русский

«Зашифрованную» пословицу возвратим в исходное состояние:

Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк.)

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа с толковым словарем.

Изобрази пословицу пантомимой

Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, развивать умение «читать» их. Пословицу показывают желающие ребята, а остальные ее отгадывают. Это упражнение позволяет запомнить пословицу и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Логическое ударение

Прочитать пословицу, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова, как в соответствии с этим изменяется её смысл:

Терпение и труд всё перетрут.

Терпение и труд всё перетрут.

Терпение и труд всё перетрут.

Терпение и труд всё перетрут.

Цель: для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен

Подборка пословиц и поговорок к произведению.

Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.

Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде…).

Сравнение пословиц и поговорок разных народов мира одной тематической группы.

“Пословицы шутят”.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?.

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Не ноги горшки обжигают.

От бобра бобра не ищут.

  1. В здоровом теле здоровый пух.
  2. Крутится как булка в колесе.
  3. На безрыбье и бак — рыба.
  4. Яйца куницу не учат.
  5. Не делай из муки слова.
  6. Голода не бойся, по пояс мойся.
  7. Два сапога — тара.
  8. Ус хорошо, а два — лучше.
  9. Голод — не щетка.
  10. Один в золе не воин.
  11. Трус своей лени боится.
  12. Жди у горя погоды.
  13. Толочь в ступе соду.
  14. Полк в овечьей шкуре.

Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним.

а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц;

б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

Отгадать пословицу по двум словам.

Дело - безделье Дело - потеха Дружба – служба

(Маленькое дело, лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

Шутка наборщика

Попробуйте расшифровать эту пословицу.

О - Ч - Л Д - Л - Г - Л - Й - М - Л –! (Кончил дело – гуляй смело.)

Где пословица зарыта?

Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.

УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД

(3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).

(У страха глаза велики.)

Думаю, что все учителя начальных классов понимают значение изучения устного народного творчества в курсе начальной школы, знают приёмы работы с пословицами и поговорками и успешно применяют их на практике. Я лишь хочу выделить следующие психолого-педагогические основы использования пословиц и поговорок как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников:

  1. необходимо проводить работу систематически, что позволит научить младших школьников собирать народные изречения, систематизировать их, анализировать их смысл, понимать обобщённый характер высказываний, подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;
  2. пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – их не может быть более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут
  3. работа с пословицами и поговорками должна быть разнообразной, чтобы интерес к ним учащихся не только не угасал, ног и стимулировал желание шире знакомиться с народным творчеством;
  4. не следует ограничиваться теми пословицами и поговорками, которые помещены в учебниках, а самим отбирать подходящие изречения;
  5. необходимо при каждом удобном случае наглядно демонстрировать выразительность пословицы или поговорки, привлекая к этому родителей. Значение пословиц и поговорок очень велико. Не зря ведь сам народ говорит “Имеешь ум – следуй за умом, нет его – следуй за пословицей.»
06.04.2020 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!