СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
XIII территориальная научно-практическая конференция педагогов
«Формирование системы оценки качества образования в условиях реализации 273-ФЗ
«Об Образовании» и ФГОС»
Направление:Современные образовательные технологии в решении проблемы повышения качества образования.
тезисы
Тема: «Технология исследовательской деятельности как средство повышения качества образовательного процесса».
Повышение качества образования всегда являлось одной из важных проблем.
Образовательная деятельность школы направлена на получение учащимися возможности успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Этот необходимый потенциал включает в себя:
- владение комплексом знаний; умение применять запас сведений в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности;
- адаптация в быстро меняющемся мире;
- способность к преобразованию окружающей действительности.
Актуальность.
Исходя из данного заказа, возникает вопрос: как правильно выбрать оптимальный режим взаимодействия в системе учитель – ученик? Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс, поэтому я как учитель стою перед выбором средств обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный и творческий поиск. Такому поиску способствуют педагогические технологии, в частности технология исследовательской деятельности.
Цель: демонстрирование опыта работы по использованию и применению исследовательской технологии.
Задачи:
Выбор данной технологии для меня очевиден. Он заложен в самой исследовательской деятельности, включающей в себя:
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, но её можно связать с основным учебным процессом и ориентировать на развитие творческой активности детей и в урочной деятельности.
Основные условия необходимые для продуктивности такой деятельности: систематичность, мотивированность, психологический комфорт, учет возрастных особенностей.
Урочная работа.
Технология и ее методы использую в работе регулярно, на уроках различного типа, как любая технология исследовательская применяется дозировано и вкупе с другими: игровыми, информационными, коммуникативными.
Например: на уроке Окружающего мира определяем тему урока, а затем детям задается вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Ребята дают ответы, высказывают предположения (гипотезы). Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.
Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.
Внеурочная работа.
На начальном этапе (1 класс) использую игры и тренинговые задания, которые стимулируют исследовательскую деятельность детей. Тренировочные занятия с классом, в рамках работы клуба «Юный исследователь» дают возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, найти в Интернете, провести опыт и т.д.
Во втором классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается.
В третьем и четвертом классе идет формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности. Защита исследовательских работ (на заседании клуба исследователей), на уроке – работа ученого совета. Участие детей в этой конференции является итогом их и моей работы учебно-исследовательской деятельности.
Использование данной технологии помогает мне предоставить обучающимся возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагает пути ее решения, способствует формированию его способностей и общеучебных умений.
Работа ведется в системе и прослеживается преемственность.
Требования к деятельности педагога.
Исследование предполагает отход от авторитарного стиля общения, предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов и форм обучения. Деятельность педагога подчиняется выполнению определенных требований.
Для необходимости решения всех этих задач подвигло меня на выбор в деятельности педагога темы самообразования «Формирование УУД на основе организации исследовательской деятельности школьников».
Вывод.
Исследовательское обучение создает положительную мотивацию для самообразования как обучающихся, так и педагога. Это одна из сильных его сторон. Так же включение исследовательской работы в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается и в каждодневный учебный процесс, и во внеурочную деятельность.
Таким образом, использование учителем исследовательской технологии помогает осваивать учащимся исследовательских умений. Они способствуют достигать позитивных результатов и повышает качество образования.
© 2016, Склярова Наталья Анатольевна 492