СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя и логопеда в ходе формирования навыка выразительного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для оптимизации обучения младших школьников чтению необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование развивающих игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. У младших школьников с нарушениями речи отмечается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика.

Многие отличаются еще и тем, что имеют слабый, тихий, невыразительный голос. Чрезмерно тихое или торопливое чтение, а также невнятное произношение слов ведут к тому, что слушающие с трудом понимают читаемое и сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения. Выявленные факты побуждают к поиску таких форм работы по развитию интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное удовлетворение.

Чтобы работа учителя начальных классов стала более эффективной, целесообразно организовать совместную работу учителя и логопеда. Их взаимодействие проходит через взаимопосещение уроков и логопедических занятий, участие логопеда в методическом объединении начальных классов, консультативную деятельность, выработку единых требований к речи детей, контроль учителя за правильностью речи учащихся (см. схему 1).

Особую актуальность приобретает совместная работа учителя и логопеда над выразительностью речи на уроках чтения. Выразительность является одним из важнейших качеств хорошего чтения. Выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенных навыков, связанных с произносительной культурой речи. Это тон, сила и тембр голоса, ритм, темп речи, логическое ударение.

Важнейшими предпосылками выразительности чтения является состояние навыка чтения: сознательность, правильность, скорость чтения, громкость и подвижность голоса, правильное дыхание при чтении, дикция, правильность произношения, соблюдение словесных ударений. В дальнейшем все средства работы над выразительностью речи активно включаются учителем на уроках чтения. Учитель по заданию логопеда на пятиминутной речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание. Ученики повторяют скороговорки и чистоговорки, выполняют речевую зарядку, хором читают отдельные фрагменты текста.

Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста, она отлично служит целям коррекции личности ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, малообщительные, дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в учениках убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Чтение за учителем – один из эффективных приемов, применяемых учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Смысловое толкование отдельных слов и словосочетаний обогащает словарь учащихся. Подбор ярких, эмоциональных стихов создает радостное настроение на весь день, способствует полному восприятию учебного материала на уроке. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения учащихся. В результате все ученики справляются с нормой чтения.

Ролевое чтение – К такому чтению дети готовятся с учителем на самоподготовке, где они продумывают костюмирование, что повышает интерес к инсценировке.

Поскольку у отдельных детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, необходимо поддерживать у них устойчивое внимание и интерес на всем протяжении урока. Главный упор делается на театрализацию сказок, где дети перевоплощаются с героев, передавая голосом и жестами повадки и характер животных, раскрепощаются не только в речи, но и в движениях. В песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании ученикам легче проговаривать поставленные звуки. Самая главная цель – развитие интонационной выразительности и коммуникативных способностей учащихся.

Развитие тембра голоса – школьники учатся произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, которые насыщены гласными.

Мы в лес пойдем,

(дети маршируют)

Детей позовем: «Ау! Ау!»

(руки рупором)

Рано – рано поутру

Пастушок: «Туру – ру – ру!»

А коровы вслед ему

Замычали: «Му – мууу».

И.Токмакова

Развитие силы голоса. Чтение стихотворения А.Шибаева с нарастанием силы голоса с каждым куплетом.

Была тишина,

тишина,

тишина,

Почти без голоса, одной артикуляцией

Вдруг

Шепотом

Грохотом грома сменилась она,

И вот уже дождик

Тихонько –

ты слышишь?

Голосом разговорной речи

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит.

Уже барабанит!

Очень громко.

Развитие высоты голоса – одно из важных средств его выразительности. Игры, развивающие высоту голоса, раскрепощают голосовой аппарат у ребенка, вызывают у него радостный подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции.

Примеры игровых упражнений.

КУКУШКА

КУКУ КУКУ

КУКУ КУКУ КУКУ

ПЕТУХ

КУ

РЕ

КА

КУ

Стрелка вверх – повышение голоса, вниз – понижение голоса.

Развитие интонационно – выразительной стороны речи. Инсценировка доступных детям стихотворений, басен, сказок («Колобок», «Репка», «Три медведя»).

Большое значение для выразительности чтения имеет правильность и точность логических ударений.

Стихотворение об ударении (дети должны поставить молоточек над ударным слогом).

В стране слогов и слов

порядок строг,

Во всяком слове есть

ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Что выделяют голосом его:

Как будто молоточком

ударяют –

И в каждом слове это

повторяют.

А. Усачев

Подражание голосам героев сказок, басен; чтение потешек, загадок, считалок, пословиц – все эти упражнения развивают мелодико – интонационную сторону речи. Наличие мелодии в речи при чтении вслух – один из важных показателей выразительности чтения. Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты в разговорной речи детей весьма заметно.

Мелодия окрашивает слова разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, ненависти и одобрения, восхищения, уважения, любви.

Интонация придаёт речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи. Бесконечное разнообразие интонаций достигается благодаря изменению высоты, силы, тембра голоса; устранение назализации улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребёнка.

Вместе с детьми был поставлен спектакль по сказке «Заюшкина избушка».

В итоге отмечены положительные результаты:

- голос у детей стал более выразительным, жесты и движения более плавными и согласованным с речью;

- возбудимых детей сказка дисциплинировала, а пассивных и робких – активизировала;

- в увлекательной форме работы, без принуждения проходит автоматизация звуков;

- заинтересованность в положительных результатах объединяет в работе логопеда и учителя.

03.12.2019 23:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!