© 2024, Скурихина Тамара Петровна 70
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слово «взгляд» многогранно. Мы влюбляемся с первого взгляда. Формируем свои взгляды. Ловим взгляд людей, которые нам небезразличны. Это слово наполнено энергией.
Портретисты – люди наблюдательные. Очень долго смотрят на глаз, выписывают все малюсенькие его оттенки, потом вглядываются в рот, что там за мимика, и переносят это на холст. И иногда так бывает, что вглядываются они, вглядываются и понимают: да ведь глаз – это и есть портрет! Это и есть его, человека, так сказать, отображение. И больше ничего не пишут, рот, нос, зачем? У него такой глаз, что он сразу все о нем говорит!
Эта идея особенно актуальна сейчас, когда мы носим маски, и часто, кроме глаз, у нас на лице ничего и не видно. Зеркало ли они души? О чем говорит взгляд? Сегодня мы поговорим о глазах в искусстве, таких, которые идут без лица, так сказать, сольной партией.
Сегодня мы живем в эпоху, где изобразительное искусство подвергается постоянным трансформациям, а современные художники все чаще обращаются к изображению глаз как к некоему визуальному символу. Каким образом изображение глаз трактовалось и использовалось в различных культурах на протяжении веков?
Начнем с Древнего Египта, где глаза являются оберегом и используются в амулетах. Затем перейдем к Месопотамии, где они приобретают символическое значение духовного прозрения. После этого рассмотрим артефакты Греции и Рима, где глаза становятся неотъемлемой частью идеала физической и духовной красоты. Проанализируя древние традиции и художественные практики, мы сможем выявить общие черты и уникальные особенности в изображении глаза в различных культурах и эпохах до сегодняшних дней.
В Древнем Египте глаза были не просто органами зрения, а глубоко символическим элементом, пронизывающим все сферы жизни. Египтяне воспринимали глаза как неотъемлемую часть души и ключевой элемент в духовной сфере. Искусство изображения глаз в Египте было насыщено символикой и магией, отражая не только физическую реальность, но и духовные убеждения. Один из выдающихся символов — «Глаз Хоруса» (Уджат). Египтяне видели в этом символе не только защиту, но и связь с божественным и даже доказательство бессмертия. Глаз Хоруса использовался как мощный амулет, оберегающий от зла и приносящий благополучие.
Есть множество разных версий почему же бюст Нефертити был найден лишь с одним глазом, но вот одна из версий. Она изображена в момент поклонения солнечному богу Атону в период эпохи Амарны. Это было время правления фараона Ахенатена, который проводил политику монотеизма, сосредоточив внимание на культе единого бога Атона. Одноглазость Нефертити на её изображениях в этот период символизировала её преданность и поклонение Атону, считавшемуся источником всей жизни.
В искусстве Месопотамии и Шумера глаза несут глубокое символическое значение. Они часто рассматривались как неотъемлемая часть изображений, имея ключевую роль в передаче духовных и мистических аспектов. Так, глаза в месопотамском искусстве играли роль не только физического органа зрения, но и символа духовного прозрения, а также амулета, обеспечивающего защиту от зла.
Обычно при рассмотрении древнегреческих и римских скульптур, мы сталкиваемся с их лицами, лишенными глаз. Это обусловлено не только временем, но и намеренными действиями в прошлом. Кражи драгоценных камней, из которых изначально создавались глаза скульптур, привели к тому, что часто нам остается только представлять, какими были эти великолепные произведения искусства в своей первозданной красоте. Однако впечатляющее бронзовое изваяние дельфийского возничего выделяется в этом контексте. Каждая деталь этой скульптуры, будь то резьба или пропорции, продумана с особым вниманием, а глаза становятся ярким акцентом, привлекающим внимание зрителя. Использование благородного оникса для радужки глаза не только подчеркивает художественное стремление к реализму, но и несет в себе символическую значимость взгляда. Этот подход воплощает в себе не только мастерство скульптора, но и древнегреческую философию восприятия искусства. Для древних греков и римлян взгляд был неотъемлемой частью передачи человеческих эмоций и идеалов. Таким образом, это произведение искусства великолепно иллюстрирует, как даже в древности художники придавали особое значение созданию живых, чувственных глаз, чтобы передать смысл и эмоциональную глубину своих творений.
Фаюмская живопись (I–III вв. н.э.), характерная для римского Египта, известна своими портретами, которые воплощают невероятную реалистичность и выразительность, в том числе и в изображении глаз как средство передачи индивидуальности и внутреннего мира портретируемых. В этом стиле искусства глаза часто обращены к зрителю, создавая иллюзию живого взгляда. В Помпеях встречаются парные портреты с изображением мужа и жены с ярко выраженными глазами. Что являлось свойственным для фресок того периода. Важно отметить, что Фаюмские портреты использовались как маски на лица усопших во время их похорон. Глаза в таких портретах не только придают живой выразительности, но и, вероятно, считались важными для передачи духовной сущности усопших. В этом контексте глаза играли роль своеобразного окна в мир души, обеспечивая взаимодействие между миром живых и мертвых.
Один из самых ярких примеров, более близких к современности, относится к XV веку. Это глаза-цветы на алтарной панели итальянского ренессанса Франческо дель Косса «Святая Лючия». Одна девушка, жившая в Сицилии в начале четвертого века, была очень красива, но не хотела выходить замуж, а вместо этого дала обет безбрачия и стала помогать бедным. Но не тут-то было: жених-неудачник и другие недоброжелатели расправились с ней самым жестоким образом (как именно – можно догадаться, глядя на картинку). Эта история тронула множество сердец по всему миру и, например, Швеции и Финляндии, каждый год празднуют День Святой Люции.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи известна двумя вещами: своей загадочной улыбкой и пристальным взглядом, который, как считается, следует за своими зрителями. Действительно, всемирно известная картина Леонардо, также известная как «Джоконда», вдохновила название научного феномена «эффект Моны Лизы», или восприятие того, что объект на изображении всегда смотрит прямо на вас, где бы вы ни находились (на самом деле она смотрит на нас не прямо, а под углом приблизительно 15 градусов – ВМ).
Еще один загадочный мировой шедевр в нашей подборке, о создании которого известно совсем немного. Загадкой остается и личность девушки, которую нарисовал нидерландский художник Ян Вермеер. С картиной «Девушка с жемчужной сережкой» очевидно лишь одно: это необычный портрет, художник стремился изобразить динамику, запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову и что-то замечает. Вермееру это удалось: ее взгляд говорит сам за себя (в комментарии к картине есть фильм, который - вы не поверите - называется «Девушка с жемчужной сережкой» - ВМ).
Русский портретист Владимир Боровиковский изобразил на полотнах множество русских дворянок, но, пожалуй, этот — самый известный и чарующий. На картине изображена 18-летняя представительница графского рода Толстых Мария Лопухина. С одной стороны, непринужденная поза, с другой - надменный взгляд. И вот вы уже не в силах пройти мимо этой картины.
Василий Тропинин создал новый тип жанрового портрета, в котором большое внимание уделяется образу жизни, быту. Мы видим девушку, которая на мгновение оторвалась от своего занятия и посмотрела на нас. И вновь всё понятно без слов, потому что глаза говорят сами за себя — взгляд у кружевницы любопытный и приветливый.
Дальше идет многовековая работа над взглядом, который все пронзительней и пронзительней, и вот уже изображение точно как живое, но при этом глаза все же находятся в основном в районе лица. И вот в начале прошлого века приходит сюрреализм, и глаза уходят блуждать сами по себе, да еще и оказываются в самых удивительных местах. Как на картине Рене Магритта «Портрет» (1935).
.
Каждая из упомянутых культур выражала своеобразное отношение к изображению глаза, используя его не только как художественный элемент, но и как средство передачи символических и духовных концепций. В Древнем Египте глаза были оберегом и символизировали защиту. Они использовались в амулетах и изображениях богов. В Месопотамии, особенно в период Шумера, глаза приобретали символическое значение духовного прозрения. В Греции и Риме, где преобладали реализм и идеалы физической и духовной красоты, глаза становились неотъемлемой частью скульптур и изображений, выражая эмоции и гармонию. Мы обсудили значение взгляда в древнегреческой скульптуре, где глаза придавали лицам особую выразительность. Таким образом, каждая цивилизация отражала свою философию и мировоззрение через изображение глаз. В Египте — это символ защиты и бессмертия, в Месопотамии — ключ к вере, в Греции и Риме — выражение эмоций и гармонии. Различия в подходах к изображению глаз свидетельствуют о разнообразии культурных ценностей и восприятия искусства от древности до наших дней.
Материал для публикации взят в доступном ИНЕТе.
© 2024, Скурихина Тамара Петровна 70