© 2018, Лобанова Ольга Александровна 201
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика. Но всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем! Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно исправить даже с логопедом. Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать: - продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут; - во время занятий ребенок сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык; - никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в игру; - занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за раз; - если ребенку сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки или ватной палочкой; - задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла. Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата). Статические упражнения: При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд. «Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу. «Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот. «Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд. Динамические упражнения. Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи. «Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта. «Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу. «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку. «Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем. Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
© 2018, Лобанова Ольга Александровна 201