СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания проектного типа как средство формирования проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование проектной деятельности в процессе обучения в школе открывает широкие возможности для предоставления учащимся инициативы, независимости и свободы в процессе познания и, что особенно важно, для развития творческих способностей.

Необходимость и актуальность изучения проектной деятельности в настоящее время подтверждается наличием ряда исследований, авторы которых рассматривают различные средства их формирования (И.С. Якиманская, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, Е.А.Крюкова, С.А. Гаврицков, Т.П. Ильевич и др.).

В большинстве своем авторы сходятся во мнении о необходимости использования таких методов формирования проектных умений, которые обеспечивают творческое, активное приобретение знаний в контексте личностного развития и способов их практического применения. Реализации этих требований способствует, как показал анализ работ вышеперечисленных авторов, постановка заданий, ставящих учащегося перед необходимостью активного, целенаправленного использования личностного опыта. [1]

В качестве ведущего средства организации данного процесса Е.А. Елизарова в своей работе рассматривает проектные задания, являющиеся обобщением разнообразных дидактических средств.

Разработанная классификация проектных заданий приведена с учетом специфики формирования проектной деятельности в процессе предметной подготовки. Выделенные группы проектных заданий объединены в классификацию по следующим признакам: формирование познавательного интереса учащихся; содержание учебной деятельности по формированию проектных умений; степень усвоения проектных умений.

Необходимость выделения группы проектных заданий по формированию познавательного интереса учащихся обусловлена особенностями личностно-ориентированного образования. Решение задач любого типа, даже самого простого, требует проявления познавательного интереса к предмету. При составлении и решении задач изучаемый материал подвергается преобразованию со стороны учителя, а именно адаптации к учебным возможностям учащихся, интерпретации в контексте мотивации и личностной позиции учащихся. [2] Эта группа заданий позволяет осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения в духе личностно-ориентированного подхода. Цель таких проектных заданий – сформировать и сохранить мотивацию, упрочить и развить интерес.

Перед тем, как сформировать любые умения, необходимо создать такие условия, которые будут вызывать у учащихся мотив к выполнению соответствующей деятельности. На первых порах такие условия создает преподаватель, определяя опорные мотивы, то есть те волнующие учащихся вопросы и проблемы, а, следовательно, формируется собственный смысл изучаемого материала. Постепенно педагог стимулирует самостоятельную деятельность учащегося.

К проектным заданиям на формирование мотивации к получению проектных умений можно отнести опережающие задания, задания с недостающим условием, задания, ставящие обучаемого в ситуацию выбора.

Вторую группу проектных заданий, ориентированных на содержание учебной деятельности по формированию проектных умений логично разделить на две подгруппы.

1. Предметно-познавательные задания, включающие работу по усвоению и переработке изучаемого материала. Решение любой задачи, реализация любого проекта в рамках предметной области предполагает построение ориентировочной основы, стержнем которой является система знаний.

2. Практико-ориентированные задания, направленные на применение полученных знаний на практике и непосредственно на выработку проектных умений. Приобретя необходимое количество знаний, выработав собственную личностную позицию и получив некую ориентировку от учителя, учащийся способен осуществить деятельность по образцу, а также модифицируя в соответствии с целями и логикой проектного задания.

Самостоятельность проектной деятельности подразумевает: самостоятельную подготовку проектов; построение стратегии совместного и (или) индивидуального решения проектных задач; обобщение и интерпретацию данных, полученных в ходе выполнения проектов.

По качеству выполнения соответствующих заданий можно выделить три уровня самостоятельности выполнения проектов и, соответственно, уровней применения сформированных проектных умений: репродуктивный, творческий и исследовательский. Первый характеризуется тем, что задания выполняются на основе подражания, тренировочных действий, то есть или по образцу, или на основе применения знаний в знакомой ситуации.

Творческий уровень требует от учащегося применения приобретенных знаний и проектных умений в условиях, отличающихся от тех, в которых формировались данные умения. Таким образом, необходимо проводить анализ событий, фактов, адаптацию имеющихся знаний и умений к изменившейся ситуации, применить элементы творчества.

Рефлексия самостоятельной проектной деятельности – адекватная оценка и самооценка созданного проекта и своих действий в процессе учебно-познавательной и проектной деятельности. [1]

Данная классификация личностно ориентированных заданий, направленных на формирование проектных умений, в учебном процессе должна удовлетворять комплексу параметров, который образуется такими критериями как полнота, адекватность, простота, компактность и экономичность.

Повышение уровня развития проектных умений находится в прямой зависимости от развитости личностных функций учащихся: мотивирующей, ценностно-смысловой, творческой, ориентировочной, рефлексивной, функции самореализации и самостоятельности. Таким образом, использование проектных заданий в качестве средства формирования проектных умений способствует творческому, активному овладению знаниями в контексте личностного развития и обеспечивает способами их практического применения.

Категория: Внеурочка
22.05.2018 05:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП