СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Валеологическая пауза «Массаж рук» 1. Подушечками пальцев ударяем по поверхности стола 10-15 раз (ощутимо). 2. Ладони на столе. Прокатывание лодочкой (перекат от запястья к кончикам пальцев) 3. Ладони на столе пальцы расставлены, нажимая пальцами на стол (на предплечье, внутренняя поверхность). 4. Тыльные стороны пальцев лежат на столе. Пальцы смотрят на себя. Пальцами надавливаем на стол. 5. Массаж точки в центре ладони между указательным и большим пальцами по часовой стрелке для активизации. 6. Тонизируем точку у основания каждого пальца. Захват ногтевой фаланги указательным и большим пальцем. 7. Ладонь к ладони. Пальцы расставлены, надавливаем пальцами друг на друга. 8. Тыльные стороны вместе, локти расставлены, надавливаем пальцами друг на друга. 9. Кулачки шестеренки. 10. Лягушка. Напрячь расставленные пальцы так, чтобы кончики пальцев смотрели вверх (1 мин.). Валеологическая пауза «Общая растяжка» При выполнении всех упражнений дыхание должно быть естественным и спокойным. 1. В положении стоя грациозно поднять руки и установить их на уровне груди. 2. Медленно вытянуть руки прямо перед собой. Почувствовать, как растягиваются локтевые суставы. 3. Отвести руки назад до упора на уровне плеч. Затем опустить их вниз так, чтобы можно было их взять в «замок» за спиной. Корпус держать прямо, не нагибаясь вперед. 4. Поднять за спиной руки, как можно выше и очень медленно прогнуться назад. Ноги не сгибать в коленях. Остаться в позе, сосчитав до пяти. 5. Поднять руки вверх над спиной, не расцепляя и одновременно медленно прогнуться вперед. Стараться не сгибать руки в локтях и ноги в коленях. 6. Продолжить прогиб вперед до упора. Почувствовать растяжку позвоночника. Оставаться в этом положении 10 сек. 7. Слегка выпрямиться и отвести правую ногу в сторону. Опять прогнуться и постараться достать лбом колено, не сгибая правой ноги. Сгибание левой ноги способствует растяжению мышц (10 сек.). Затем сменить ногу и повторить упражнение. Валеологическая пауза «Кинестетическая гимнастика для мозга» 1. Потереть ладони друг о друга. 2. Помассировать кончики пальцев и ногтевое ложе. 3. Ногтями постучать по ладошке (как куры клюют). 4. Сделать массаж пальцев и перепонок с внешней и с внутренней стороны гладящим движением к кончикам пальцев. Потом энергию перевести движением от кончиков пальцев к плечу. 5. «Попилить» ребром ладони косую мышку «плеча» (около шеи), (должно стать жарко). Среди учителей часто применяется игровая технология. Широко используют в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения- избежать длительного сидения за партой. Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. На уроках рекомендуется проводить небольшую глазную гимнастику (например, посмотрели в окно, увидели, что там идет снег, льет дождь и т.п.). (Офтольмологическая звуковая зарядка) Физминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Обязательно нужно следить за позой учащихся во время урока. Для улучшения осанки учителя используют тренажёры – мешочки, наполненные различными крупами. Во время письма мешочек лежит у ребёнка на голове. Сидит ученик правильно – мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головы. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.(Звуковая зарядка) Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Педагоги проводят мероприятия, классные часы по темам программы, используя различные методики. Дети создают презентации к учебным проектами и классным мероприятиям. (Демонстрация презентации) Очень часто родители слышат от учителя: ”Да Ваш сын не слышит меня на уроке, не видит учителя в классе”. Почему? Оказывается, у каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо. Ребёнок учится одним глазом, второй глаз – не ведущий, он помогает первому. Как определить ведущий глаз? Берём лист бумаги с вырезанным посредине кругом диаметром 2 – 2,5 см. На вытянутых руках ученик держит этот лист и смотрит в круг учителю в переносицу, Учитель находится от ученика на расстоянии 3-х метров. И мы увидим ведущий глаз ребёнка, От этого зависит место посадки ребёнка в классе. Все правоглазые дети должны сидеть за партой у окна или занимать место первого варианта в среднем ряду. Слышит ребёнок нас тоже одним ухом. Второе даёт дальность и направленность слухового восприятия. Как определить ведущее ухо? Очень просто. Дать наручные часы и сказать: “Послушай, как они тикают”. Ученик бессознательно подносит их к ведущему уху: левому или правому. Что даёт учителю выявление ведущих уха и глаза? Эта работа помогает понять природу конкретного ребёнка. Например: мальчики (л. г., л.у.) – учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребёнок начинает нервничать, внезапно может появиться даже температура. Заболевания – психоневротические. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшает тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги – Шопен, Штраус; для уменьшения раздражительности – Бетховен, успокоительное – Брамс. Многое из перечисленного здесь приемлемо для применения в любой школе. Ведь здоровье должно быть и у детей и у учителей. Мы считаем, что здоровье – наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас за его утрату. А ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное, поэтому так необходимо ещё в школе научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность. Внедряя в практику работы данные приёмы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей. Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

01.11.2018 08:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП