СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женщина в культуре средневековья. Христианство и женщина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средневековое традиционалистское общество, основанное на сословных иерархических принципах, формализованных связях, верности обычаям и закону, демонстрирует исторически разноплановую, изменчивую в деталях, но при этом достаточно суровую «женскую историю». Основными факторами формирования отношения к женщине и роли ее в обществе были:

  • социально-экономический (статус женщины, её права и степень участия в публичной сфере);
  • патриархатная традиция, предопределившая ограничение мира женщины домашними рамками и лишавшая женщину права личного выбора;
  • определяющая роль христианского учения в системе специфических представлений о мире, господствовавших в средневековую эпоху.

На этих основах создавалась система поведенческих стереотипов, обусловливавших отношение к женщине. Данные стереотипы (представления о женщине, запретительная практика, соотнесение норм и традиций с реальным поведением людей) на протяжении веков подвергались изменениям, что нашло отражение в самых разных источниках: жизнеописаниях, мемуарах, переписке, нотариальных документах, генеалогии, трактатах, литературных текстах и произведениях изобразительного искусства.

Рассмотрим, не претендуя на всеохватность, феномен восприятия женщины в средние века через призму её оценки религией, отношений с властью, семьёй, трудовой деятельностью.

Христианство и женщина. В Новом Завете рассуждений о женщине мало, во всяком случае, в сравнении со старозаветной историей. Лишь отдельные эпизоды и высказывания дают основание судить об отношении Христа к женщине. И, как ни странно, отношение это уважительное. Перед Богом мужчина и женщина равны. Иисус не допускает дискриминации в вопросах веры. Его милосердие в отношении Марии Магдалины, любовь к сестре Лазаря Марии вызывали недоумение и даже ревность учеников. Новозаветные женщины оказались смелее мужчин и твёрже в вере, в момент ареста и после распятия, не таясь, пришли они к гробу. Именно женщине – Марии Магдалине – первой явился воскресший Иисус.

Между тем, в реальной истории божественный замысел о женщине претерпевает ряд изменений, а на уровне бытового сознания откровенно искажается. Происходит это в силу социальных, культурно-исторических и религиозных причин. Христианская «женская история» изначально двойственна (как двойственна сама природа человека) и основывается на библейских образах-антиподах: Еве и Марии.

История о сотворении человека и грехопадении в церковно-христианской интерпретации ставила под сомнение женскую интеллектуальную и нравственную полноценность. С Евой связывалась идея изначального несовершенства, ущербности, порочности, распространившаяся с прародительницы на весь женский род, что привело к женоненавистничеству (мизогинии). Дискутировался даже вопрос: является ли женщина вообще человеком.

Сюжет об Адаме и Еве, об их грехопадении, наряду с прочими библейскими сюжетами, вошёл в мировое изобразительное искусство. Варианты его воплощения обнаруживаются в архитектурном декоре средневековых соборов, в книжной миниатюре.

Церковь Сент-Мадлен в Везеле. XII век

Изгнание из рая. Средневековая миниатюра

Грехопадение осмыслялось как победа телесного над духовным. Отныне всякая женщина отвечала за первородный грех и обвинялась в легкомыслии, невоздержанности, мстительности, бесстыдстве, лживости, гордыне и прочих грехах. Женская природа объявлялась низменной и пассивной. Даже Августин Блаженный (IV–V вв.), которого трудно обвинить в мизогинии, утверждал, что душа и тело женщины не находятся в гармоничном союзе, а конфликтуют, потому что Ева, в отличие от Адама, была ближе к дьяволу. Поэтому в сравнении с мужчиной женщина – несовершенное и незавершённое творение. Женское начало – это телесное, а мужское – духовное. Любопытно, что Иисус признавал за женщиной возможность духовного роста, о чём свидетельствует апокрифическое евангелие от Фомы. На слова Петра о недостойности женщины Христос ответил: «Смотрите, я направлю её, дабы сделать мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобно вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдёт в царство небесное». Вероятнее всего, слова Иисуса касались духовного уподобления женщины мужчине. Однако в одном из посланий апостола Павла говорилось: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (I Кор. 11:3). Мотив повиновения жены мужу, отсутствовавший у Христа, постепенно развивается в апостольской традиции, утверждавшей естественность и целесообразность иерархической подчинённости в человеческом бытии, наподобие иерархии небесной. Последующие христианские мыслители и интерпретаторы уже утверждали незыблемо главенствующее положение мужчин во всех сферах жизни. Женщина может только следовать за мужчиной, считал Фома Аквинский (XIII в.).

Воплощённое в женщине плотское (греховное) начало предопределяет презрение к ней, к её телу, хотя значимость последнего для продолжения рода признаётся. Подчинённое положение женщины выражалось в целом ряде ограничений и регламентаций, даже в отношении к её внешнему виду. Христианка должна скрывать фигуру складками одежды, не носить украшений, не пользоваться косметикой, ибо тем самым она возбуждает мужскую чувственность и становится «вратами дьявола». Коль скоро забота о красоте считалась грехом, в раннесредневековом искусстве редко встречаются привлекательные женские изображения.

Массовое сознание, закрепляя второстепенную роль женщины в средневековом мире, в случае необходимости делало её виновницей всех бед и несчастий. Так возникли гонения на «ведьм», когда официально утверждалось, что женщины являются еретичками, олицетворяющими искусительную связь с сатаной, колдуньями, умеющими летать и превращающими людей в животных, отравительницами и т.п.

Ведьма на коне дьявола. Средневековая гравюра

Ян Люкейн. Сожжение ведьмы

Начиная с XIII века «ведьмовские» репрессии приняли грандиозные масштабы. Наиболее подстрекательское и неприязненное отношение к женщине проявлялось в клерикальных текстах, принадлежавших перу монахов.

Между тем, амбивалентность, заложенная в самой христианской доктрине, отражалась на протяжении всего средневековья в неоднозначной оценке женской природы. Женщина (в лице Евы) не только погубила человечество, но и (в лице Марии) спасла его рождением Христа. Богоматерь олицетворяет христианский идеал женственности, поднявшейся не только над собственной природой, но и над мужской. В священной иерархии она по славе стоит выше любого мужчины и даже ангелов.

Культ девы Марии на протяжении веков встречал сопротивление верховных кругов церкви, считался дискуссионным, потому что по сути своей был допущением языческих верований в христианское пространство. На низовом уровне (в народном сознании) Мария ассоциировалась с традиционным культом Вселенской Матери, которая всегда присутствовала в сердцах простых людей как прародительница, покровительница и заступница. Христианские лидеры, считавшие недопустимым почитать Бога в женском обличии, для привлечения паствы и укрепления позиций веры всё же сочли за благо ассимилировать языческую традицию с новой религией. Создавались доктрины об освобождении Марии от первородного греха, о непорочном зачатии, о её «благословенности между женами» (Лк. 1:28), которые формировали и укрепляли культ Богоматери. Постепенно Мария из женщины превращалась в «богиню». Возвеличивание Марии, создание в её образе идеала породило многочисленные варианты воплощений Богоматери в средневековом искусстве, исполненные в условно-символической манере.

Книжная миниатюра

Золотая Богоматерь. Собор в Амьене

Церковь внушала, что женщина, принимающая Христа и желающая служить ему, должна перестать быть женщиной, отречься от своей телесности и в этом отречении возвыситься, то есть уподобиться мужчине. В реальной жизни единственной возможностью приближения к христианскому идеалу для женщины было религиозное служение – монашество и затворничество. В VI веке орден бенедиктинцев начал основывать женские монастыри, в XII веке – цистерцианцы и августинцы, в XIII веке – доминиканцы и францисканцы. Возникновение в средневековье огромного количества женских монастырей объясняется целым рядом причин, среди них, кроме искренней веры, жажды самоотречения и служения, следует назвать желание самореализации, стремление к знаниям и образованию, что для женщин долгое время было возможно только за монастырскими стенами. Особенно на первых порах среди монахинь преобладали представительницы аристократии, поскольку плебейки (крестьянки и горожанки) не имели необходимых материальных средств. В XII веке настоятельницей одного из монастырей была дочь Вильгельма Завоевателя – Сесилия. Со временем ограничения размывались, но социальное и культурное расслоение сохранялось и в монастырской жизни.

Дошедшие до нас имена незаурядных женщин средневековья, прославившихся своей деятельностью, научными штудиями и художественными произведениями, преимущественно связаны с историей монашеских орденов. Хотелось бы назвать некоторых из них, тем более что сохранились их тексты и изображения: Гросвита, Хильдегарда Бингенская, Екатерина Сиенская, Биргитта Шведская.

Гросвита (ок.935–1002) – немецкая аббатиса гандерсгеймского бенедиктинского ордена. Известная писательница своего времени, создававшая оригинальные религиозные тексты на латыни и драматические произведения, опирающиеся на античные источники, в том числе Вергилия, Овидия, Плавта, Теренция. Многочисленные драмы и комедии дали основание считать Гросвиту первым драматургом европейского средневековья.

Хильдегарда Бингенская (1098–1179) – немецкая монахиня-проповедница, основательница монастыря в Бингене (отсюда её прозвище), обладавшая даром мистических видений. Хильдегарду называют первой женщиной–исследовательницей природы, изучавшей медицину. Она была также известным поэтом и композитором. Таланты и знания привлекали к ней многих: от королей до пап и епископов, которых она консультировала, за что была прозвана «Сивиллой Рейна».

Екатерина Сиенская (1347–1380) – итальянская писательница и религиозный деятель позднего средневековья. В отличие от большинства сестёр-монахинь, Екатерина происходила из бедной семьи ремесленника. Она рано почувствовала призвание к миротворческой и благотворительной деятельности, чему и посвятила всю жизнь. Екатерину часто сравнивали с Франциском Ассизским и называли его духовной преемницей. Своей деятельностью она активно способствовала возвращению центра папства из Авиньона снова в Рим, для чего вела активную переписку с церковными и светскими деятелями своего времени. Она стала первой женщиной, которой официально было разрешено проповедовать в католической церкви. Незаурядность этой женщины, аскеза её как невесты Христовой, таинственность и мистика посещавших её видений сделали Екатерину привлекательной моделью для художников последующих эпох.

Джованни ди Паоло

Помпео Батони. Экстаз Св. Екатерины

Приведённые в качестве примера женские истории, безусловно, исключительны для средних веков, как исключительна была и евангельская история Марии. Богоматерь всеми присущими ей добродетелями олицетворяла высшую святость, но земные, обычные женщины, не обладавшие «мужественностью», существовали в реальном мире, ментальность которого определяла женщину как существо слабое и подчинённое. Однако культ Марии, благодаря распространению с XII века куртуазной культуры, способствовал утверждению более благосклонного отношения к женщине, хотя и на время и лишь в светских аристократических кругах общества.

Галина Толова

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_19_402

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Выставочный зал

https://multiurok.ru/blog/vystavochnyi-zal.html

Категория: Всем учителям
24.02.2017 20:14


© 2017 1251

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!