© 2016 1229
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Земские школы существовали в России с 1864 по 1918 год. Официальное их название – одноклассные (двухклассные) начальные училища. Земские школы были двух типов – одноклассные, с трёхгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (так называемые однокомплектные), и двухклассные, с четырёхлетним курсом, с пятьюдесятью и более учениками, в зависимости от количества детей в населённом пункте, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Иногда одноклассные училища могли быть двухкомплектными, то есть иметь двух учителей, две классные комнаты и до ста учеников при курсе одноклассного училища.
Содержание программ в процессе обучения в земских школах определяло Министерство народного просвещения, хотя и земские управы оказывали определённое влияние на выбор учебных предметов и подбор учителей.
Предметы делились на обязательные (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение) и те, которые земские учителя вводили по своей инициативе (как бы сейчас сказали, факультативные курсы – природоведение, география, история).
Земства обязательно снабжали учителей лучшими на то время учебниками, покупали наглядные пособия, создавали библиотеки. Поскольку обучение было необязательным, то родители посылали детей в школу по желанию, и точной даты начала и окончания учебного года не существовало. Обучение в среднем продолжалось около полугода, большинство детей полного курса школы не заканчивало, так как родители считали задачу выполненной, если дети выучивались читать и считать.
Учебный курс земской школы не давал никаких прав по образованию при поступлении на службу или призыве в армию, не давал права на поступление в средние учебные заведения (кроме как в первый класс на равных условиях с детьми, обучавшимися дома).
Благодаря деятельности земства быстро и постоянно росло число школ на территории Малоархангельского уезда (в той его части, что административно входит сейчас в состав Покровского района Орловской области).
Согласно данным Малоархангельской земской управы, в 1901 году на территории в границах современного Покровского района было три вида учебных заведений: начальные училища (земские и Министерства народного просвещения), церковноприходские школы и школы грамоты. Главными из них, несомненно, были начальные училища.
Всего земских школ было четырнадцать: Верхососенское, Воровутское, Вышнее-Жерновское, Вязовское, Грязновское, Зиновьевское, Нижнее-Сосенское, Никольское, Ново-Слободское, Орлянское, Самарское, Смирновское, Топковское, Шалимовское. К числу лучших из них относились Верхососенское и Вышнее-Жерновское.
Почти все наши начальные училища были одноклассными, со сроком обучения три года. Только Дросковское, относившееся к Министерству народного просвещения, было двухклассным (с пятилетним сроком обучения).
В нём в 1904-1905 годах обучалось 187 мальчиков и 7 девочек. Кроме обычных предметов, дети изучали столярное и токарное дело (для этого имелись станки), знакомились с кузнечным ремеслом в находившейся рядом кузнице.
В течение всех 16 лет ХХ века, вплоть до революции 1917 года, число школ росло (в основном за счёт земских хлопот). Так появились училища в Теряево (Княжное), Черемуховой Плоте (Юрьево), Черкассах.
На очередном собрании Малоархангельского уездного земства в 1912 году было решено ввести в действие план всеобщего обучения в Малоархангельском уезде, рассчитанный на 12 лет. Предполагалось за это время (до 1925 года включительно) ввести 41 комплект классов с пристройками для обучающихся. Намечалось и строительство нескольких новых школ, прежде всего, в таких деревнях, как Николаевка, Балчик, Перехожее, Сабурово, Тетерье, Зубково. Уже в 1913 году план этот начал реализовываться, хотя с самого начала при выполнении его возникли серьёзные проблемы, прежде всего, финансовые.
Денег в земской казне всегда было немного, и даже ремонтные работы ставили порой земство в трудное положение. Так, в отчёте земской управы за 1916 год «О состоянии школьных зданий Малоархангельского уездного земства» сообщалось, что «…состояние школьных зданий приходится признать настолько печальным и требующим принятия столь срочных и серьёзных мер, что управа сочла своим долгом сделать подробный доклад земскому собранию с планом своих предложений по этому вопросу».
И всё-таки, несмотря на тяжёлое материальное положение, Малоархангельская земская управа не только сумела найти значительные средства для ремонта и постройки школ, но и в том же 1916 году, в условиях первой мировой войны, как никогда много вопросов на очередном земском собрании посвятила школам.
Земство постоянно и целенаправленно работало на благо народного просвещения, а отдельные земские работники личным примером старались помочь в этом важном деле. Так, гласный выборный Н. Д. Языков помог в укреплении материальной базы Дросковского училища (были приобретены токарный и слесарный станки). М. Н. и Н. В. Оловенниковы, чьё поместье находилось в сельце Юрьево, заботились о находившемся рядом Черёмухоплотском училище, помогая ему материально.
Среди земских учителей, не жалевших своих сил для обучения крестьянских детей, было много замечательных людей. Большинство из них являлось уроженцами тех мест, в которых они потом и учительствовали. Именно из таких подвижников народного просвещения создавалась местная сельская интеллигенция.
37 лет проработал в земской школе села Топки Ардалион Иванович Замятин. Имя этого человека хорошо известно орловским тургеневедам, поскольку в музее И. С. Тургенева хранятся его воспоминания о двух встречах с писателем. Отец А. И. Замятина, Иван Иванович, дворовый человек помещицы В. П. Тургеневой, живший в Спасском-Лутовинове, незадолго до отмены крепостного права был переселён в деревню Лутовиново Малоархангельского уезда (здесь находилось ещё одно имение, доставшееся по наследству Ивану Сергеевичу – при селе Топки и деревне Лутовиново).
Ардалион Замятин родился в январе 1861 года. Грамоте его сумела обучить дочь конторщика, жившего при барском доме. Иван Иванович Замятин очень хотел дать смышлёному сыну какое-то образование, но средств у него не было, и потому он отправил Ардалиона в батраки к одному богатому малоархангельскому прасолу (оптовому скупщику скота). Работая на него, Ардалион успевал учиться в Малоархангельском городском высшем начальном училище.
Учился на «отлично», сумел по окончании учебного заведения экстерном сдать экзамены на звание учителя земской школы. Из «Сведений о личном и служебном положении» Ардалиона Ивановича Замятина мы знаем, что 17 марта 1876 года он был назначен учителем Топковского училища Малоархангельского земства с окладом 300 рублей плюс 25 рублей квартирных. И было в то время новоиспечённому преподавателю всего 15 лет! (и два месяца).
Сначала школа располагалась в одной из крестьянских хат, нанятой земством, а позже для неё было построено отдельное здание. Ардалион Иванович проработал в Топковском земском училище до 1913 года, пока серьёзно не заболел. По стажу он в тот момент ещё не имел возможности получать пенсию, но земство, учтя его заслуги в деле обучения крестьянских детей, несколько лет выделяло ему персонально материальную помощь, пока он не дождался пенсии, назначенной Министерством народного просвещения.
Именно в период работы в Топках довелось Ардалиону Ивановичу во второй раз в своей жизни увидеть великого писателя земли русской, о чём он не раз впоследствии рассказывал, а в 1924 году написал «Мои личные воспоминания об Иване Сергеевиче Тургеневе».
Таким образом, одна из задач земства была успешно решена – увеличилось число образованных крестьян, произошло выравнивание по цензу грамотности очень значительной части населения. И только за это стоит сказать большое «спасибо!» как всем деятелям земства, так и земским учителям.
Источник: http://www.vestnik57.ru/page/zemstvo-i-shkoly
© 2016 1229