1.6 Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей
Основное содержание
изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе
Структура деятельности
Субъект (тот, кто осуществляет деятельность: человек, коллектив, общество)
Объект (то, на что направлена деятельность: предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Цель (осознанный образ того, что может быть в результате деятельности)
Средства достижения цели
Действия, направленные на достижения цели
Результат (продукт)
Классификация деятельности
Основа классификации
Виды деятельности
Характер отношения человека к окружающему миру
Практическая (материальная) ( создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей), духовная (создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей)
Сферы общественной жизни, в которых деятельность протекает
Экономическая, социальная, политическая и др.
Соотнесенность с ходом истории
Прогрессивная (от лат. движение вперед), реакционная
Существующие ценности, социальные нормы
Моральная, аморальная; законная, незаконная
Социальные формы деятельности
Массовая, коллективная, индивидуальная
потенциал нового в деятельности
Инновационная ( от лат. возобнавление, обновление), изобретательская, творческая, рутинная
Результат деятельности
Созидательная (результатом является «вторая природа» (культура)), разрушительная (результатом являются войны, безответственное хозяйствование и др.)
Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой целенаправленную деятельность.
Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения
Особенности
- Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено нехваткой того, что требуется
- Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.
- Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребностей, - отрицательными, а затем, в случае ее удовлетворения, - положительными.
- Количество потребностей возрастает в эволюционном ряду (растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек).
- Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. ( Иерархия - «служебная лестница», ряд должностей, званий и т.д. в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему).
Виды потребностей человека
Биологические (естественные, органические, материальные)
Духовные (идеальные, познавательные)
Социальные
Стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, к самосовершенствованию (потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.)
Стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Стремление человека поддерживать свое существование ( потребности в пище, воздухе, воде, одежде, сне, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.)
Взаимосвязь
Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над духовными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Отличия деятельности человека от активности животного
Линия сравнения
Деятельность человека
1.Цель
Активность животного
Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
2. Взаимодействие с окружающей средой
Задается инстинктом
Приспособление и преобразование природных и социальных условий
3. Характер
Приспособление к окружающей среде
Целесообразный (т.е. сообразующийся с заданной целью) и целеполагающий (т.е. способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
Целесообразный
Основные формы деятельности
Наименование формы
Ее сущность
Труд
Характерные черты
Форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата
- Отличается целесообразностью;
- Нацелена на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов, которые важнее процесса;
- Требует наличия мастерства, умений, знаний;
- Обладает практической полезностью;
- Способствует развитию личности;
- Преобразовывает внешнюю среду обитания человека
Основные формы деятельности
Наименование формы
Ее сущность
Игра
Характерные черты
Особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется;
- Направлена не на результат, а на сам процесс;
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников;
- В ее процессе используются так называемые замещающие предметы;
- Ориентирована на воссоздание и усвоение общественного опыта;
- Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности;
- Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности;
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками
Основные формы деятельности
Наименование формы
Ее сущность
Учение
Характерные черты
Форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений
- Предполагает постоянное управление деятельностью детей со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей);
- Направлена на достижение результата, который представляет перспективную ценность;
- Является необходимым компонентом обучения;
- Способствует развитию личности, навыков общественного поведения
Условием успешного выполнения человеком определенной деятельности выступают его способности.
Способности – индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.
Особенности
- Способности развиваются на основе задатков - психофизиологических особенностей человека (например, тонкий слух, хорошая память и т.д.)
- Способности нельзя свести просто к знаниям и умениям. По отношению к ним способности выступают как некоторая возможность, реализация которой требует многих усилий и определенных условий.
- Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
- Отдельные способности могут частично восполнить отсутствие других способностей.
- Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
- В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать раззные способности. В то же время одна и таже способность может быть условием успешности различных видов деятельности.
Некоторые условия, способствующие развитию способностей
Участие человека в тех видах деятельности, которые имеют отношение к его способностям
Педагог, который обеспечивает обучение и воспитание
Заинтересованность окружающих в том, что бы человек проявил свои способности.
Виды способностей
Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические способности и др.)
Общие (интеллектуальные) - оепределяют успехи человека в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность движения рук, способность переживать, совершенная речь и др)
Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Содержание различных уровней способностей человека
Уровень развития и проявления способностей
Характеристика
Задатки
Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющей индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей
Склонности
Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности.
Одаренность
Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях
Содержание различных уровней способностей человека
Уровень развития и проявления способностей
Характеристика
Талант (от греческого - первоначально вес, мера, позже - уровень способностей)
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности
Гениальность
Высшая степень таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведенных путей творчества
Образец задания:
Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное время он любит играть в настольные игры. Сравните две формы деятельности, упомянутые в условии задания, - учение и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) способствует развитию личности
2) имитирует реальные действия
3) вооружает системными знаниями и умениями
4) помогает познанию окружающего мира
Черты сходства
Черты отличия
Черты сходства
1
Черты отличия
4
2
3