СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1.6 Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1.6 Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение)»

1.6 Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение)

1.6 Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей Основное содержание изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе Структура деятельности Субъект (тот, кто осуществляет деятельность: человек, коллектив, общество) Объект (то, на что направлена деятельность: предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека) Цель (осознанный образ того, что может быть в результате деятельности) Средства достижения цели Действия, направленные на достижения цели Результат (продукт)

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей

Основное содержание

изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе

Структура деятельности

Субъект (тот, кто осуществляет деятельность: человек, коллектив, общество)

Объект (то, на что направлена деятельность: предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Цель (осознанный образ того, что может быть в результате деятельности)

Средства достижения цели

Действия, направленные на достижения цели

Результат (продукт)

Классификация деятельности Основа классификации Виды деятельности Характер отношения человека к окружающему миру Практическая (материальная) ( создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей), духовная (создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей) Сферы общественной жизни, в которых деятельность протекает Экономическая, социальная, политическая и др. Соотнесенность с ходом истории Прогрессивная (от лат. движение вперед), реакционная Существующие ценности, социальные нормы Моральная, аморальная; законная, незаконная Социальные формы деятельности Массовая, коллективная, индивидуальная потенциал нового в деятельности Инновационная ( от лат. возобнавление, обновление), изобретательская, творческая, рутинная Результат деятельности Созидательная (результатом является «вторая природа» (культура)), разрушительная (результатом являются войны, безответственное хозяйствование и др.)

Классификация деятельности

Основа классификации

Виды деятельности

Характер отношения человека к окружающему миру

Практическая (материальная) ( создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей), духовная (создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей)

Сферы общественной жизни, в которых деятельность протекает

Экономическая, социальная, политическая и др.

Соотнесенность с ходом истории

Прогрессивная (от лат. движение вперед), реакционная

Существующие ценности, социальные нормы

Моральная, аморальная; законная, незаконная

Социальные формы деятельности

Массовая, коллективная, индивидуальная

потенциал нового в деятельности

Инновационная ( от лат. возобнавление, обновление), изобретательская, творческая, рутинная

Результат деятельности

Созидательная (результатом является «вторая природа» (культура)), разрушительная (результатом являются войны, безответственное хозяйствование и др.)

Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой целенаправленную деятельность.

Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой целенаправленную деятельность.

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения Особенности Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено нехваткой того, что требуется Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребностей, - отрицательными, а затем, в случае ее удовлетворения, - положительными. Количество потребностей возрастает в эволюционном ряду (растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек). Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. ( Иерархия - «служебная лестница», ряд должностей, званий и т.д. в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему).

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

Особенности

  • Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено нехваткой того, что требуется
  • Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.
  • Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребностей, - отрицательными, а затем, в случае ее удовлетворения, - положительными.
  • Количество потребностей возрастает в эволюционном ряду (растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек).
  • Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. ( Иерархия - «служебная лестница», ряд должностей, званий и т.д. в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему).
Виды потребностей человека Биологические (естественные, органические, материальные) Духовные (идеальные, познавательные) Социальные Стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, к самосовершенствованию (потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.) Стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании. Стремление человека поддерживать свое существование ( потребности в пище, воздухе, воде, одежде, сне, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.) Взаимосвязь

Виды потребностей человека

Биологические (естественные, органические, материальные)

Духовные (идеальные, познавательные)

Социальные

Стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, к самосовершенствованию (потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.)

Стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Стремление человека поддерживать свое существование ( потребности в пище, воздухе, воде, одежде, сне, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.)

Взаимосвязь

Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над духовными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над духовными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Отличия деятельности человека от активности животного Линия сравнения Деятельность человека 1.Цель Активность животного Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком 2. Взаимодействие с окружающей средой Задается инстинктом Приспособление и преобразование природных и социальных условий 3. Характер Приспособление к окружающей среде Целесообразный (т.е. сообразующийся с заданной целью) и целеполагающий (т.е. способность ставить новые цели и определять средства их достижения) Целесообразный

Отличия деятельности человека от активности животного

Линия сравнения

Деятельность человека

1.Цель

Активность животного

Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком

2. Взаимодействие с окружающей средой

Задается инстинктом

Приспособление и преобразование природных и социальных условий

3. Характер

Приспособление к окружающей среде

Целесообразный (т.е. сообразующийся с заданной целью) и целеполагающий (т.е. способность ставить новые цели и определять средства их достижения)

Целесообразный

Основные формы деятельности Наименование формы Ее сущность Труд Характерные черты Форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата Отличается целесообразностью; Нацелена на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов, которые важнее процесса; Требует наличия мастерства, умений, знаний; Обладает практической полезностью; Способствует развитию личности; Преобразовывает внешнюю среду обитания человека

Основные формы деятельности

Наименование формы

Ее сущность

Труд

Характерные черты

Форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата

  • Отличается целесообразностью;
  • Нацелена на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов, которые важнее процесса;
  • Требует наличия мастерства, умений, знаний;
  • Обладает практической полезностью;
  • Способствует развитию личности;
  • Преобразовывает внешнюю среду обитания человека
Основные формы деятельности Наименование формы Ее сущность Игра Характерные черты Особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; Направлена не на результат, а на сам процесс; Нацелена на удовлетворение интереса ее участников; В ее процессе используются так называемые замещающие предметы; Ориентирована на воссоздание и усвоение общественного опыта; Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности; Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности; Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками

Основные формы деятельности

Наименование формы

Ее сущность

Игра

Характерные черты

Особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется;
  • Направлена не на результат, а на сам процесс;
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников;
  • В ее процессе используются так называемые замещающие предметы;
  • Ориентирована на воссоздание и усвоение общественного опыта;
  • Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности;
  • Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности;
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками
Основные формы деятельности Наименование формы Ее сущность Учение Характерные черты Форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений Предполагает постоянное управление деятельностью детей со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей); Направлена на достижение результата, который представляет перспективную ценность; Является необходимым компонентом обучения; Способствует развитию личности, навыков общественного поведения Условием успешного выполнения человеком определенной деятельности выступают его способности.

Основные формы деятельности

Наименование формы

Ее сущность

Учение

Характерные черты

Форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений

  • Предполагает постоянное управление деятельностью детей со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей);
  • Направлена на достижение результата, который представляет перспективную ценность;
  • Является необходимым компонентом обучения;
  • Способствует развитию личности, навыков общественного поведения

Условием успешного выполнения человеком определенной деятельности выступают его способности.

Способности – индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Особенности

  • Способности развиваются на основе задатков - психофизиологических особенностей человека (например, тонкий слух, хорошая память и т.д.)
  • Способности нельзя свести просто к знаниям и умениям. По отношению к ним способности выступают как некоторая возможность, реализация которой требует многих усилий и определенных условий.
  • Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
  • Отдельные способности могут частично восполнить отсутствие других способностей.
  • Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
  • В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать раззные способности. В то же время одна и таже способность может быть условием успешности различных видов деятельности.

Некоторые условия, способствующие развитию способностей

Участие человека в тех видах деятельности, которые имеют отношение к его способностям

Педагог, который обеспечивает обучение и воспитание

Заинтересованность окружающих в том, что бы человек проявил свои способности.

Виды способностей Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические способности и др.) Общие (интеллектуальные) - оепределяют успехи человека в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность движения рук, способность переживать, совершенная речь и др) Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Виды способностей

Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические способности и др.)

Общие (интеллектуальные) - оепределяют успехи человека в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность движения рук, способность переживать, совершенная речь и др)

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Содержание различных уровней способностей человека Уровень развития и проявления способностей Характеристика Задатки Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющей индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей Склонности Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности. Одаренность Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях

Содержание различных уровней способностей человека

Уровень развития и проявления способностей

Характеристика

Задатки

Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющей индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей

Склонности

Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности.

Одаренность

Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях

Содержание различных уровней способностей человека Уровень развития и проявления способностей Характеристика Талант (от греческого - первоначально вес, мера, позже - уровень способностей) Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности Гениальность Высшая степень таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведенных путей творчества

Содержание различных уровней способностей человека

Уровень развития и проявления способностей

Характеристика

Талант (от греческого - первоначально вес, мера, позже - уровень способностей)

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

Гениальность

Высшая степень таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведенных путей творчества

Образец задания: Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное время он любит играть в настольные игры. Сравните две формы деятельности, упомянутые в условии задания, - учение и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия. 1) способствует развитию личности 2) имитирует реальные действия 3) вооружает системными знаниями и умениями 4) помогает познанию окружающего мира    Черты сходства Черты отличия Черты сходства 1 Черты отличия 4 2 3

Образец задания:

Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное время он любит играть в настольные игры. Сравните две формы деятельности, упомянутые в условии задания, - учение и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) способствует развитию личности

2) имитирует реальные действия

3) вооружает системными знаниями и умениями

4) помогает познанию окружающего мира

Черты сходства

Черты отличия

Черты сходства

1

Черты отличия

4

2

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!