СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ФГОС: формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Просмотр содержимого документа
««ФГОС: формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе»»

Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

Учебник В.П. Кананкиной «Русский язык: 4 класс»

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;

алгоритм определения спряжения глаголов.





Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- За окном прекрасная погода. У всех я вижу хорошее настроение. И надеюсь, оно сохранится до конца урока. Мы начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.(1 СЛАЙД)

II. Актуализация знаний, фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

-А начать наш урок я хочу с маленького объявления. Прочитайте его.

( 2 СЛАЙД)

Абьявление.

На аткрытый урок мы ждем фсех знотаков рускава езыка. Прихадите, будет ентересно.

- На что вы обратили внимание? (Очень много ошибок.11)

- Как вы думаете, какое надо выполнить задание? (Записать объявление грамотно.)

- Перед вами лежат такие же объявления, исправьте в тексте ошибки.

- Не забудьте посчитать, количество ошибок, которые вы исправили.

( Учащиеся выполняют задание)

ПРОВЕРКА. (СЛАЙДЫ 3-13)

- Сколько ошибок вы исправили? (11)

-Назовите, какие орфограммы встретились в данном тексте.

- Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

- Задайте вопросы к второстепенным членам.

( ЖДЕМ (КОГО?) ЗНАТОКОВ, ЗНАТОКОВ (ЧЕГО?) ЯЗЫКА, ЯЗЫКА (КАКОГО?) РУССКОГО, ЖДЕМ (КУДА?) НА УРОК, НА УРОК (КАКОЙ?) ОТКРЫТЫЙ, ЗНАТОКОВ (КАКИХ?) ВСЕХ.

- Какой частью речи выражено подлежащее? (Местоимением)

- Сказуемое? (Глаголом)


Удивительная часть речи

В нашем языке живет:

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или вяжет, или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет нам … (Глагол)


III. Самоопределение к деятельности.

- Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе.

- C чего начнем? (С определения. Что такое глагол?)

- Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.( СЛАЙДЫ 14-17 )


1)Тест

1. Сколько временных форм имеют глаголы?

а) 2 б) 3 в) 4

2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

а) прошедшего времени;

б) настоящего времени;

в) будущего времени.

 3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

а) Что делает? что делают?

б) Что сделает? что будет делать?

в) Что делал? что делали?

4. Выбери глаголы будущего времени.

а) пробежала в) прилетит д) запищат

б) воркует г) напишу е) сфотографирует

5. Спряжение глаголов – это

а) изменение глаголов по падежам,

б) изменение глаголов по числам,

в) изменение глаголов по родам и числам,

г) изменение глаголов по числам и падежам,

д) изменение глаголов по числам и лицам,

е) изменение глаголов по родам и лицам.


2) Проверка теста.

- Проверяем.(СЛАЙД 18)

1. Сколько временных форм имеют глаголы?

б) 3

 - Назовите их.

2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

б) настоящего времени;

3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

в) Что делал? что делали?

4. Выбери глаголы будущего времени.

в) прилетит д) запищат

г) напишу е) сфотографирует

5. Спряжение глаголов – это

д) изменение глаголов по числам и лицам.

- Кто правильно выполнил задание? Оцените свою работу.

- Кто оценил свою работу на 5?

(СЛАЙД 19) – Так держать!


IV.Постановка проблемы. (СЛАЙД 20 )

- Давайте вспомним, что раньше на Руси означало слово «спрягать»?

- Если мы обратимся к толковому словарю Ефремовой, то узнаем, что раньше слово «спрягать» означало

1. Запрягать вместе, в одну упряжку (устар.)

2. В переносном значении означало « соединять вместе, объединять» (устар.)

Оба значения являются устаревшими.

3. Сейчас же, говоря о спряжении, мы имеем в виду изменение по лицам и числам.

- Подумайте: существует ли взаимосвязь между устаревшим и современным значениями слова «СПРЯГАТЬ».

- На этот вопрос вы ответите в конце урока.

V. .Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в группах.

- Работать вы будете в группах.

- Перед вами файл №2 с карточками, на которых написаны задания. (СЛАЙД 21)

- Прочитайте задание к упражнению 1.(Проспрягать глагол).

-1 группа спрягает глагол ИДУ, 2 –ПОЮ, 3- СТОЮ, 4- МОЛЧУ, 5- СТУЧУ.

- Не забудьте выделить окончания глаголов.( 3 минуты)

2.ПРОВЕРКА. (СЛАЙД 22)


Единственное число. Множественное число.

1 лицо. Я иду Мы идём

2 лицо. Ты идешь Вы идете.

3 лицо. Он идёт. Они идут.


Единственное число. Множественное число.

1 лицо. Я пою. Мы поём

2 лицо. Ты поёшь Вы поёте.

3 лицо. Он поёт. Они поют.


- Пропустите одну строку. Выпишите в тетрадь только окончания.

ПРОВЕРКА. (СЛАЙД 22)


Единственное число. Множественное число.

1 лицо. –Ю - ЕМ (- ЁМ)

2 лицо. – ЕШЬ (ЁШЬ) - ЕТЕ (-ЁТЕ)

3 лицо. – ЁТ (ЕТ) - УТ,- ЮТ


- Продолжаем работать. (СЛАЙД 23)

Единственное число. Множественное число.

1 лицо. Я стою Мы стоим

2 лицо. Ты стоишь Вы стоите

3 лицо. Он стоит Они стоят.


Единственное число Множественное число

1 лицо Я молчу Мы молчим

2 лицо Ты молчишь Вы молчите

3 лицо Он молчит Они молчат


Единственное число Множественное число

1 лицо Я стучу Мы стучим

2 лицо Ты стучишь Вы стучите

3 лицо Он стучит Они стучат


- Пропустите строчку. Выпишите в тетрадь окончания.

Проверка. (СЛАЙД 24)

Единственное число Множественное число

1 лицо -У,Ю -ИМ

2 лицо - ИШЬ - ИТЕ

3 лицо - ИТ - АТ,ЯТ

VI.Реализация построенного проекта.

1)- Сравните окончаний глаголов 1 и 2 группы . (СЛАЙД 25)

- Найдите сходство и различие.

Вывод. 1. Одинаковое окончание в 1 лице единственном числе.

2. В 1 группе в окончаниях гласная Е, во второй – в окончаниях И.

3. В 1 группе в 3 лице множественном числе окончания –АТ,-ЯТ, во 2 группе – УТ, -ЮТ.

- Сколько получилось групп? (2)

- Как можно назвать 1 группу, 2 группу? (СЛАЙД 25)

- К какому спряжению отнесем глаголы, в которых в окончаниях гласная –Е и в 3-ем лице окончания УТ,ЮТ ? ( К 1 спряжению)

- Запишите – 1 спряжение.

- К какому спряжению отнесем глаголы, в которых в окончаниях гласная –И и в 3-ем лице окончания – АТ,- ЯТ?( Ко 2 спряжению)

- Запишите – 2 спряжение.

- Сделайте вывод. По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы 1 спряжения и глаголы 2 спряжения.

- А теперь сформулируйте тему урока. ( 1 и 2 спряжение глаголов) (СЛАЙД 26)

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? (Научиться различать глаголы 1 и 2 спряжения) (СЛАЙД 26)

2) Составьте алгоритм «Как определить спряжение глагола настоящего и будущего времени» ( По окончанию)

ПРОГОВАРИВАНИЕ АЛГОРИТМА.

  1. Выделить окончание глагола.

  2. Если в окончании гласная –И и в 3-ем лице окончания – АТ,- ЯТ – это глаголы 2 спряжения. Если – Е и в 3-ем лице окончания –УТ,-ЮТ – это глаголы 1 спряжения.

- Легко запомнить этот алгоритм можно с помощью ассоциации. (СЛАЙД Ы 27,28)

- Молодцы! (СЛАЙД 29)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давайте отдохнем, сделаем упражнение для глаз (СЛАЙДЫ 30-34)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Продолжаем работу.

Работа в группах .

  1. – Прочитайте задание к упражнению 2.

Запишите глаголы в два столбика: в первый столбик – глаголы 1 спряжения, во второй столбик– глаголы 2 спряжения. Выделите личные окончания глаголов. Определите число и лицо. ( Коллективно с проговариванием)

Читаешь, качает, говорим, ругают, поёт, пишет, клюют, верят, кричит, ворчит, молчат, грустите, балуют.

- Поставьте ударение в словах, сравните ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения.

- Сделайте вывод: различаются ли ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения? (Нет)

Упражнение 3.(УСТНО)

  • Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний?



-ЕШЬ -ИШЬ -ИМ -ЕМ -ИТЕ -ЕТЕ

- ИТ - ЕТ - АТ - УТ - ЮТ - ЯТ



-ешь ( 2 л.,ед.ч., 1 спр.)

- ишь ( 2 л.,ед.ч., 2 спр.)

- им ( 1 л.,мн.ч., 2 спр.)

-ем ( 1 л.,мн.ч., 1 спр.)

-ите ( 2 л.,мн.ч., 2 спр.)

-ете ( 2 л.,мн.ч., 1 спр.)

-ит ( 3 л.,ед.ч., 2 спр.)

-ет ( 3 л.,ед.ч., 1 спр.)

-ат ( 3 л.,мн.ч., 2 спр.)

-ут ( 3 л.,мн.ч., 1 спр.)

- ют ( 3 л.,мн.ч., 1 спр.)

- ят ( 3 л.,мн.ч., 2 спр.)

Сделайте вывод. Можно ли по окончанию определить спряжение, лицо и число глаголов настоящего и будущего времени?



VIII.Самостоятельная работа с проверкой.

1)- Прочитайте задание к следующему упражнению.

Упражнение 4.

  • Прочитайте стихотворение. Назовите автора и название.

  • Выпишите глаголы настоящего и будущего времени.

  • Выделите окончания. Определите спряжение.

  • Подготовьте выразительное чтение.

- Упражнение выполняете самостоятельно.

1. И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.



И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

( Иван Саввич Никитин «Русь»)

2. Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу – даль степей

Зеленеет.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

( Иван Саввич Никитин «Русь»)



3. Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё также сонными лугами

Лениво движется Ока;



Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

(Марина Ивановна Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»)


4. В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

( Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки»)


5.Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка.

( Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»)

Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с заданием?

-В чем была трудность?

IХ. Итог урока.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1)-Чему вы должны были научиться на уроке? (Научиться различать глаголы 1 и 2 спряжения)

- Достигли вы цели урока?

- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?

- В чем были затруднения?

-Нужно ли еще продолжить работу над этой темой?

- Напомните, с какой просьбой я обращалась к вам в начале урока?

(Доказать существует ли взаимосвязь между устаревшим и современным значениями слова «СПРЯГАТЬ») ( Запрягать вместе, в одну упряжку.(Устар.))

2)-Оцените свою работу на уроке, используя лист самоконтроля. Прочитайте утверждения, поставьте знак «+» или «-»

- Кто сможет объяснить тему сегодняшнего урока ученикам, которые отсутствуют по причине болезни?




Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею различать глаголы 1 2 спряжения настоящего и будущего времени.


4)Мне необходимо поработать над…(допиши)


- Хочется отметить активную работу на уроке ...


































ПРИЛОЖЕНИЕ.

Упражнение 1.

  • Письменно проспрягайте глаголы.

  1. Иду.

  2. Пою.

  3. Стою

  4. Молчу.

  5. Стучу.

Упражнение 2.

  • Запишите глаголы в два столбика: в первый столбик –глаголы 1 спряжения, во второй столбик– глаголы 2 спряжения.

  • Выделите личные окончания глаголов.

Читаешь, качает, говорим, ругают, поёт, пишет, клюют, верят, кричит, ворчит, молчат, грустите, балуют.

  • Определите число и лицо.

  • Поставьте ударение в словах, сравните ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения.

Упражнение 3.(УСТНО)

  • Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний?



-ЕШЬ -ИШЬ -ИМ -ЕМ -ИТЕ -ЕТЕ

- ИТ - ЕТ - АТ - УТ - ЮТ - ЯТ

Упражнение 4.

  • Прочитайте стихотворение. Назовите автора и название.

  • Выпишите глаголы настоящего и будущего времени.

  • Выделите окончания. Определите спряжение.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.



И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.



  • Подготовьте выразительное чтение.

Упражнение 1.

  • Письменно проспрягайте глаголы.

  1. Иду.

  2. Пою.

  3. Стою

  4. Молчу.

  5. Стучу.

Упражнение 2.

  • Запишите глаголы в два столбика: в первый столбик –глаголы 1 спряжения, во второй столбик– глаголы 2 спряжения.

  • Выделите личные окончания глаголов.

Читаешь, качает, говорим, ругают, поёт, пишет, клюют, верят, кричит, ворчит, молчат, грустите, балуют.

  • Определите число и лицо.

  • Поставьте ударение в словах, сравните ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения.

Упражнение 3.(УСТНО)

  • Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний?



-ЕШЬ -ИШЬ -ИМ -ЕМ -ИТЕ -ЕТЕ

- ИТ - ЕТ - АТ - УТ - ЮТ - ЯТ

Упражнение 4.

  • Прочитайте стихотворение. Назовите автора и название.

  • Выпишите глаголы настоящего и будущего времени.

  • Выделите окончания. Определите спряжение.

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу – даль степей

Зеленеет.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

  • Подготовьте выразительное чтение.



Упражнение 1.

  • Письменно проспрягайте глаголы.

  1. Иду.

  2. Пою.

  3. Стою

  4. Молчу.

  5. Стучу.

Упражнение 2.

  • Запишите глаголы в два столбика: в первый столбик –глаголы 1 спряжения, во второй столбик– глаголы 2 спряжения.

  • Выделите личные окончания глаголов.

Читаешь, качает, говорим, ругают, поёт, пишет, клюют, верят, кричит, ворчит, молчат, грустите, балуют.

  • Определите число и лицо.

  • Поставьте ударение в словах, сравните ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения.

Упражнение 3.(УСТНО)

  • Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний?



-ЕШЬ -ИШЬ -ИМ -ЕМ -ИТЕ -ЕТЕ

- ИТ - ЕТ - АТ - УТ - ЮТ - ЯТ

Упражнение 4.

  • Прочитайте стихотворение. Назовите автора и название.

  • Выпишите глаголы настоящего и будущего времени.

  • Выделите окончания. Определите спряжение.

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё также сонными лугами

Лениво движется Ока;



Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

  • Подготовьте выразительное чтение.

,

Упражнение 1.

  • Письменно проспрягайте глаголы.

  1. Иду.

  2. Пою.

  3. Стою

  4. Молчу.

  5. Стучу.

Упражнение 2.

  • Запишите глаголы в два столбика: в первый столбик –глаголы 1 спряжения, во второй столбик– глаголы 2 спряжения.

  • Выделите личные окончания глаголов.

Читаешь, качает, говорим, ругают, поёт, пишет, клюют, верят, кричит, ворчит, молчат, грустите, балуют.

  • Определите число и лицо.

  • Поставьте ударение в словах, сравните ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения.

Упражнение 3.(УСТНО)

  • Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний?



-ЕШЬ -ИШЬ -ИМ -ЕМ -ИТЕ -ЕТЕ

- ИТ - ЕТ - АТ - УТ - ЮТ - ЯТ

Упражнение 4.

  • Прочитайте стихотворение. Назовите автора и название.

  • Выпишите глаголы настоящего и будущего времени.

  • Выделите окончания. Определите спряжение.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.



Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

  • Подготовьте выразительное чтение.



Упражнение 1.

  • Письменно проспрягайте глаголы.

  1. Иду.

  2. Пою.

  3. Стою

  4. Молчу.

  5. Стучу.

Упражнение 2.

  • Запишите глаголы в два столбика: в первый столбик –глаголы 1 спряжения, во второй столбик– глаголы 2 спряжения.

  • Выделите личные окончания глаголов.

Читаешь, качает, говорим, ругают, поёт, пишет, клюют, верят, кричит, ворчит, молчат, грустите, балуют.

  • Определите число и лицо.

  • Поставьте ударение в словах, сравните ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения.

Упражнение 3.(УСТНО)

  • Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний?



-ЕШЬ -ИШЬ -ИМ -ЕМ -ИТЕ -ЕТЕ

- ИТ - ЕТ - АТ - УТ - ЮТ - ЯТ

Упражнение 4.

  • Прочитайте стихотворение. Назовите автора и название.

  • Выпишите глаголы настоящего и будущего времени.

  • Выделите окончания. Определите спряжение.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка.

  • Подготовьте выразительное чтение.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!