Согласно учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №7» на изучение курса русского языка и культуры речи в 10-м классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю из регионального компонента базисного учебного плана.
Данная рабочая программа основывается на учебном пособииД.Э. Розенталя «Русский язык. Стилистика и культура речи».
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Ударение в именах существительных и прилагательных. Ударение в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.
Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.
Понятие точности речи.Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов. Лексическая сочетаемость. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов.Речевая избыточность и речевая недостаточность. Фразеологические обороты.Нормы употребления фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Образность речи. Использование тропов в речи.
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление однородных членов предложения. Правильное построение предложений соднородными членами предложения. Правильное построение предложений с обособленными членами. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи.
Территориальные диалекты (говоры). Социальные диалекты (арго, жаргоны). Просторечие.
.
№п/п | Тема урока | РК | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности | Формы контроля | Обучение детей с ОВЗ | Дата проведения |
план | факт |
1 | Культура речи как предмет | РК | комбинированный | Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, чистота, уместность. | Беседа; выполнение упражнений | фронтальный | | | |
2 | Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. | РК | комбинированный | Понятие нормы литературного языка. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические. | Беседа; выполнение упражнений; дидактический материал | фронтальный | | | |
3 | Особенности русского ударения | РК | комбинированный | Понятие разноместности и подвижности русского ударения. Модели постановки ударения.Варианты произношения в литературной и профессиональной речи. | выполнение упражнений; дидактический материал | фронтальный | | | |
4 | Ударение в именах существительных и прилагательных | РК | комбинированный | Модели постановки ударенияв именах существительных и прилагательных | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
5 | Ударение в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных | РК | комбинированный | Модели постановки ударенияв глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
6 | Произношение согласных и гласных звуков | РК | комбинированный | Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
7 | Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм слов | РК | комбинированный | Произношение местоимения что и производных от него. Произношение сочетания -чн- в середине слова. Неоправданный пропуск звуков в отдельных словах. Неоправданная вставка гласных и согласных звуков в словах. Неоправданная замена одного звука другим. | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
8 | Обобщающий урок по теме «Нормы ударения и произношения» | РК | комбинированный | Определение уровня усвоения материала | Самостоятельная работа учащихся | Фронтально- индивидуальный | | | |
9 | Понятие точности речи | РК | комбинированный | Предметная и понятийная точность. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова. | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
10 | Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению | РК | комбинированный | Паронимы. Синонимы. Смешение слов, частично совпадающих по своему значению. Смешение неоднородных понятий (конкретных и отвлеченных). | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
11 | Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов. | РК | комбинированный | Омонимы. Омофоны, Омоформы. Многозначные слова | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
12 | Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов | РК | комбинированный | Лексическая сочетаемость. Оксюморон. | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
13 | Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов | РК | комбинированный | Лексическое видоизменение фразеологизма. Изменение грамматической формы фразеологизма. Ошибки,связаннные с усвоением значения, смыслового содержания фразеологизма. | выполнение упражнений; дидактический материал | групповой | | | |
14 | Обобщающий урок по теме «Лексические нормы» | РК | комбинированный | Определение уровня усвоения материала | Самостоятельная работа учащихся | Фронтально- индивидуальный | | | |
15 | Образность речи. | РК | комбинированный | Понятие образности речи. Определение тропа. Характеристика основных тропов. | выполнение упражнений; дидактический материал | фронтальный | | | |
16 | Использование тропов в речи. | РК | комбинированный | Характеристика основных тропов: метафора, олицетворение, аллегория, антономасия, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, перифраза. | выполнение упражнений; дидактический материал | фронтальный | | | |
17 | Использование тропов в речи. | РК | комбинированный | Стилистически не оправданное употребление тропов | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
18 | Нормативное употребление форм имен существительных | РК | комбинированный | Род имен существительных Именительный падеж множественного числа. | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
19 | Нормативное употребление форм имен существительных | РК | комбинированный | Родительный падеж множественного числа Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний. | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
20 | Нормативное употребление форм имен прилагательных | РК | комбинированный | Нормативное употребление форм имен прилагательных Формы сравнительной степени | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
21 | Нормативное употребление форм имен числительных | РК | комбинированный | Склонение сложных и составных имен числительных | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
22 | Нормативное употребление местоимений | РК | комбинированный | Смысловая неточность при употреблении местоимений | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
23 | Нормативное употребление глаголов | РК | комбинированный | Правила употребления глаголов | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
24 | Нормативное употребление причастий и деепричастий | РК | комбинированный | Ошибки в образовании и употреблении причастий и деепричастий | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
25 | Обобщающий урок по теме «Морфологические нормы» | РК | комбинированный | Определение уровня усвоения материала | Самостоятельная работа учащихся | Фронтально- индивидуальный | | | |
26 | Особенности управления в русском языке | РК | комбинированный | Ошибки в построении конструкций с управлением | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
27 | Некоторые особенности согласования | РК | комбинированный | Трудности в построении и употреблении конструкций с согласованием | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
28 | Употребление в речи предложений с однородными членами | РК | комбинированный | Ошибки и недочеты, связанные с употреблением однородных членов | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
29 | Употребление в речи предложений с причастными и деепричастными оборотами | РК | комбинированный | Ошибки и недочеты, связанные с употреблениемпричастныхи деепричастных оборотов | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
30 | Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи | РК | комбинированный | Ошибки и недочеты, связанные с употреблением сложных предложений, прямой и косвенной речи | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
31 | Обобщающий урок по теме «Синтаксические нормы» | РК | комбинированный | Определение уровня усвоения материала | Самостоятельная работа учащихся | Фронтально- индивидуальный | | | |
32 | Территориальные диалекты (говоры). | РК | комбинированный | Отличие говоров от литературного языка. Диалект. | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
33 | Социальные диалекты (арго, жаргоны). Просторечие | РК | комбинированный | Арго и жаргоны как варианты языка. Просторечие - обиходная речь необразованных слоёв городских жителей | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтально- индивидуальный | | | |
34 | Роскошь человеческого общения | РК | комбинированный | Основы общения. Роль общения в жизни человека | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтальный | | | |
35 | Обобщающий урок по итогам года | РК | комбинированный | Подведение итогов года | выполнение упражнений; дидактический материал | Фронтальный | | | |