СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. культура речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №7» на изучение курса русского языка и культуры речи в 10-м классе отводится 34   часа   из расчета 1 час в неделю из регионального компонента базисного учебного плана.

Данная рабочая программа основывается на учебном пособииД.Э. Розенталя «Русский язык. Стилистика  и культура речи».

Просмотр содержимого документа
«10 класс. культура речи»

10 класс. Культура речи . 35 часов

Согласно учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №7» на изучение курса русского языка и культуры речи в 10-м классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю из регионального компонента базисного учебного плана.

Данная рабочая программа основывается на учебном пособииД.Э. Розенталя «Русский язык. Стилистика и культура речи».

Учебно-тематический план


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Культура речи, ее предмет и задачи.

2

Нормы ударения и произношения

6

Лексические нормы.

6

Богатство речи.

3

Морфологические нормы

8

Синтаксические нормы.

6

Социальные варианты русского языка

2

Заключительное занятие

1

Всего

34



Содержание рабочей программы


(34ч)


Культура речи, ее предмет и задачи. (2ч)

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения. (6ч)

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Ударение в именах существительных и прилагательных. Ударение в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.

Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. (6ч)

Понятие точности речи.Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов. Лексическая сочетаемость. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов.Речевая избыточность и речевая недостаточность. Фразеологические обороты.Нормы употребления фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Богатство речи. (3ч)

Образность речи. Использование тропов в речи.

Грамматические нормы. (14ч)

Морфологические нормы. (8ч)

Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Синтаксические нормы. (6ч)

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление однородных членов предложения. Правильное построение предложений соднородными членами предложения. Правильное построение предложений с обособленными членами. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи.

Социальные варианты русского языка (3ч)

Территориальные диалекты (говоры). Социальные диалекты (арго, жаргоны). Просторечие.

Заключительное занятие.(1ч)


.






Календарно – тематическое планирование


№п/п

Тема урока

РК


Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятельности

Формы контроля

Обучение детей с ОВЗ


Дата проведения

план

факт

1

Культура речи как предмет

РК

комбинированный

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, чистота, уместность.

Беседа; выполнение упражнений

фронтальный




2

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

РК

комбинированный

Понятие нормы литературного языка. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Беседа; выполнение упражнений; дидактический материал

фронтальный




3

Особенности русского ударения

РК

комбинированный

Понятие разноместности и подвижности русского ударения. Модели постановки ударения.Варианты произношения в литературной и профессиональной речи.

выполнение упражнений; дидактический материал

фронтальный




4

Ударение в именах существительных и прилагательных

РК

комбинированный

Модели постановки ударенияв именах существительных и прилагательных

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




5

Ударение в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных

РК

комбинированный

Модели постановки ударенияв глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




6

Произношение согласных и гласных звуков

РК

комбинированный

Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах.

Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




7

Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм слов

РК

комбинированный

Произношение местоимения что и производных от него.

Произношение сочетания -чн- в середине слова.

Неоправданный пропуск звуков в отдельных словах.

Неоправданная вставка гласных и согласных звуков в словах.

Неоправданная замена одного звука другим.

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




8

Обобщающий урок по теме «Нормы ударения и произношения»

РК

комбинированный

Определение уровня усвоения материала

Самостоятельная работа учащихся

Фронтально- индивидуальный




9

Понятие точности речи

РК

комбинированный

Предметная и понятийная точность. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова.

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




10

Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению

РК

комбинированный

Паронимы. Синонимы. Смешение слов, частично совпадающих по своему значению. Смешение неоднородных понятий (конкретных и отвлеченных).

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




11

Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов.

РК

комбинированный

Омонимы. Омофоны, Омоформы. Многозначные слова

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




12

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

РК

комбинированный

Лексическая сочетаемость.

Оксюморон.

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




13

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

РК

комбинированный

Лексическое видоизменение фразеологизма. Изменение грамматической формы фразеологизма. Ошибки,связаннные с усвоением значения, смыслового содержания фразеологизма.

выполнение упражнений; дидактический материал

групповой




14

Обобщающий урок по теме «Лексические нормы»

РК

комбинированный

Определение уровня усвоения материала

Самостоятельная работа учащихся

Фронтально- индивидуальный




15

Образность речи.

РК

комбинированный

Понятие образности речи.

Определение тропа. Характеристика основных тропов.


выполнение упражнений; дидактический материал

фронтальный




16

Использование тропов в речи.


РК

комбинированный

Характеристика основных тропов: метафора, олицетворение, аллегория,

антономасия, метонимия,

синекдоха, эпитет, сравнение, перифраза.

выполнение упражнений; дидактический материал

фронтальный




17

Использование тропов в речи.


РК

комбинированный

Стилистически не оправданное употребление тропов

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




18

Нормативное употребление форм имен существительных

РК

комбинированный

Род имен существительных Именительный падеж множественного числа.

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




19

Нормативное употребление форм имен существительных

РК

комбинированный

Родительный падеж множественного числа Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний.

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




20

Нормативное употребление форм имен прилагательных

РК

комбинированный

Нормативное употребление форм имен прилагательных

Формы сравнительной степени

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




21

Нормативное употребление форм имен числительных

РК

комбинированный

Склонение сложных и составных имен числительных

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




22

Нормативное употребление местоимений

РК

комбинированный

Смысловая неточность при употреблении местоимений

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




23

Нормативное употребление глаголов

РК

комбинированный

Правила употребления глаголов

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




24

Нормативное употребление причастий и деепричастий

РК

комбинированный

Ошибки в образовании и употреблении причастий и деепричастий

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




25

Обобщающий урок по теме «Морфологические нормы»

РК

комбинированный

Определение уровня усвоения материала

Самостоятельная работа учащихся

Фронтально- индивидуальный




26

Особенности управления в русском языке

РК

комбинированный

Ошибки в построении конструкций с управлением

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




27

Некоторые особенности согласования

РК

комбинированный

Трудности в построении и употреблении конструкций с согласованием

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




28

Употребление в речи предложений с однородными членами

РК

комбинированный

Ошибки и недочеты, связанные с употреблением однородных членов

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




29

Употребление в речи предложений с причастными и деепричастными оборотами

РК

комбинированный

Ошибки и недочеты, связанные с употреблениемпричастныхи деепричастных оборотов

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




30

Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи

РК

комбинированный

Ошибки и недочеты, связанные с употреблением сложных предложений, прямой и косвенной речи

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




31

Обобщающий урок по теме «Синтаксические нормы»

РК

комбинированный

Определение уровня усвоения материала

Самостоятельная работа учащихся

Фронтально- индивидуальный




32

Территориальные диалекты (говоры).

РК

комбинированный

Отличие говоров от литературного языка. Диалект.

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




33

Социальные диалекты (арго, жаргоны). Просторечие

РК

комбинированный

Арго и жаргоны как варианты языка. Просторечие - обиходная речь необразованных слоёв городских жителей

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтально- индивидуальный




34

Роскошь человеческого общения

РК

комбинированный

Основы общения. Роль общения в жизни человека

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтальный




35

Обобщающий урок по итогам года

РК

комбинированный

Подведение итогов года

выполнение упражнений; дидактический материал

Фронтальный





3