СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс переводной экзамен 1 вариант

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

переводной экзамен для 10 класса биология 

Просмотр содержимого документа
«10 класс переводной экзамен 1 вариант»

2009г.

Переводной экзамен по биологии

10 стественно-математический класс.

BI

Часть 1

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ.

А1. Дезоксирибонуклеиновая кислота - это уровень организации живой природы

1. клеточный 2. молекулярный

3. организменный 4. популяционный

А2. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию -

1. гормональную 2. сигнальную

3. ферментативную 4. Информационную

A3. Информационная РНК - это

1. белок 2. жир

3. фермент 4. нуклеиновая кислота

А4. В клетке больше всего содержится

1. кислорода 2. азота

3. фосфора 4. калия

А5. Энергетическую функцию в клетке выполняют молекулы

1.ферментов 2.углекислого газа

3.углеводов 4.витаминов

А6. Вещества в клетке расщепляются в

1.ядре и ядрышках 2.лизосомах и митохондриях

3.рибосомах и пластидах 4.вакуолях и аппарате Гольджи

А7. Плазматическая - мембрана в отличие от клеточной оболочки

1.обладает избирательной проницаемостью 2.хорошо проницаема для всех веществ

3.отсутствует в клетках животных 4.отсутствует в клетках грибов

А8. Главная функция лейкопластов заключается в

1.осуществлении фотосинтеза 2.предотвращении потери воды через стебель

3.запасании крахмала 4.запасании гликолитических ферментов

А9. Фагоцитоз - это

1.активный перенос в клетку жидкости с растворенными в ней веществами

2.захват мембраной клетки твердых частиц и впячивание их внутрь клетки

3.избирательный транспорт в клетку аминокислот

4.пассивное поступление в клетку ионов

A10. На мембране гранулярной (шероховатой) ЭПС происходит синтез

1. АТФ 2. углеводов

3. липидов 4. белков

А11. Генетический код представляет собой определенную последовательность

1.нуклеотидов в молекуле тРНК 2.аминокислот в молекуле белка

3.глюкозы в молекуле полисахара 4.триплетов в молекуле ДНК

А12. О связи пластического и энергетического обмена свидетельствует использование в ходе

пластического обмена синтезированных в результате энергетического обмена молекул
1. АТФ 2. белков

3. липидов 4. углеводов

А13. В подготовительную стадию энергетического обмена образуют молекулы

1.липидов 2.белков, полисахаридов

3.нуклеиновых кислот 4.аминокислот, моносахаридов

А14. Информацию из ядра к рибосомам доставляют молекулы
1. и РНК 2. белков

3. ДНК 4. аминокислот

ВI


А15. В процессе фотосинтеза источником атомов углерода для синтеза органических веществ

служат молекулы 1.углеводов 2.углекислого газа

3.молочной кислоты 4.глюкозы

А16. Бластула состоит из полости и

1.двух слоев клеток 2.соединительной ткани

3.одного слоя клеток 3.эпителиальной ткани

А17. Дрожжи размножаются

1.при помощи гамет 2.почкованием

3.черенкованием 4.прямым делением клетки

А18. Внешнее оплодотворение свойственно

1. большинству пресмыкающихся 2. птицам
3. большинству рыб 4. млекопитающим

А19. В основе как полового, так и бесполого размножения организмов лежит процесс

1.деления клетки 2.кроссинговера

3.конъюгации 4.развития гамет

A20. В результате мейоза образуются

1.клетки печени 2.половые клетки животных

3.эпителиальные клетки 4.верны все ответы

А21. Хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки в

1. профазе 2. метафазе

3. анафазе 4. телофазе

А22. У женщин период размножения оогониев в яичниках:

1.завершается еще на стадии зародыша, до рождения;

2.завершается к началу периода полового созревания;

3.завершается к окончанию периода полового созревания;

4.происходит периодически через каждые 28 дней, в течение всего периода половой активности

А23. Процесс дробления зиготы отличается от деления тем, что

1.бластомеры не увеличиваются в размерах;

2.с увеличением количества бластомеров их общий объем почти не изменяется;

3.дробление происходит путем образования впячиваний ;

4.всем вышеперечисленным

А24. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие

организма 1.зародышевое 2.историческое

3.прямое 4.непрямое

А25. В соответствии с законом Г.Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается

1.в первом поколении 2.во втором поколении

3.в третьем поколении 4.в четвертом поколении

А26. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении

1. эпителиальные 2. мышечные

3. гаметы 4. нейроны

А27. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы

1. Ав, вв 2. Ав, ав 3. Аа, АА 4. Аа, вв

А28. При скрещивании гетерозиготного растения томата с красными и круглыми плодами с

рецессивной по обоим признакам особью (красные А и круглые В – доминантные

признаки), появится потомство с генонипами Аа Вв, аа вв, Аа вв, аа вв в соотношении

1.3:1 2. 9:3:3:1 3. 1:1:1:1 4. 1:2:1

А29. Из яйцеклетки развивается девочка, если а в процессе оплодотворения в зиготе оказались

хромосомы

1.4 4 аутосомы + ху 2.23 аутосомы + х

3.4 4 аутосомы + хх 4.23 аутосомы + у

А30. Значительная часть мутаций НЕ проявляется в фенотипе потомства, так, как они

1.не связаны с изменением генов 2.не связаны с изменением хромосом

3. носят доминантный характер 4.носят рецессивный характер


ВI

А31. Аллельными называются гены

1.расположенные рядом в одной хромосоме

2.расположенные на расстоянии друг от друга в одной и той же хромосоме

3.определяющие возможность развития отдельного признака

4.ни один ответ не верен

А32. Генотип однозначно определяется по фенотипу в случае

1.рецессивной гомозиготы 2.гетерозиготы

3.доминантной гомозиготы 4.гентип ни в одном случае нельзя определить по фенотипу

А33. При дигибридном скрещивании число классов по фенотипу во втором поколении равно

1.4 2.9 3.16 4.ни один ответ не верен

А34. Закон Моргана касается

1.дигибридного скрещивания 2.чистоты гамет

3.неполного доминирования 4.сцепления генов

А.35. Ни один из аллельных генов, определяющих длину стебля растения, не является

доминирующим. Гетерозиготные растения имеют промежуточную длину стебля. Каковы

будут потомки от скрещивания длинностебельного растения с короткостебельным.

1.длинностебельные 2.короткостебельные

3.средняя длина стебля 4.нет верного ответа

А36. На каком уровне организации жизни происходит реализация наследственной информации?

1.молекулярном 2.клеточном 3.организменном 4.видовом


Часть 2.

При выполнении заданий В1 - В4 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящихся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.


В1. Какие функции выполняет ядро в клетке?

1) обеспечивает поступление веществ в клетку

2) служит местом локализации носителей наследственной информации - хромосом

3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка

4) участвует в процессе фотосинтеза

5) в нем органические вещества окисляются до неорганических

6) участвует в образовании хроматид

В2. Какие функции выполняют нуклеиновые кислоты?

1) участие в биосинтезе белка 2) хранение наследственной информации

3) запасающая 4) терморегуляторная

5) передача наследственной информации 6) структурная

ВЗ. Чем митоз отличается от мейоза?

  1. Происходят два следующих друг за другом деления

  2. Происходит одно деление, состоящее из четырех фаз

  3. Образуются две дочерние клетки идентичные материнской

  4. Образуются четыре гаплоидные клетки

  5. К полюсам клетки расходятся и гомологичные хромосомы, и хроматиды

  6. К полюсам клетки расходятся только хроматиды

В4. Какими свойствами обладает генетический код?
1) триплетен 2) многозначен

3) универсален 4) вырожден

5) между генами нет знаков препинания 6) внутри гена есть знаки препинания


При выполнении заданий В5-В6 установите соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков.


В5.Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса
Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, на черновике, а затем

получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других

ВI


символов). Образец таблицы:

I

2

3

4

5

6








Органоиды

а) эндоплазматическая сеть

б) комплекс Гольджи









Строение и функции Органоидов

1.состоит из группы полостей с пузырьками на

концах

2.состоит из системы связанных между собой

канальцев

3.участвует в биосинтезе белка

4.участвует в образовании лизосом

5.участвует в накоплении биологически

активных веществ

6.осуществляет транспорт органических веществ в

разные части клетки

В6. Установите соответствие между терминами и их определениями. Заполните на черновике, а потом получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



А. перевод информации из последовательности кодонов и РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи;

Б. перевод наследственной информации из последовательности кодонов ДНК в последовательность кодонов и РНК на одной из цепей ДНК;

В. совокупность процессов обмена веществ в организме;

Г. физиолого-биохимические процессы, направленные на усвоение клеткой пищевых веществ, в ходе которых образуются ее тело;

Д. физиолого-биохимические процессы, направленные на расщепление органических веществ, в ходе которых выделяется энергия


1.метаболизм

2.анаболизм

3.катаболизм

4.трансляция

5.транскрипция

6.матричный синтез









При выполнении заданий В7-В8 определите последовательность биологических процессов и явлений.


В7. Установите последовательность процессов происходящих в ходе сперматогенеза

A) Сперматоциты I порядка увеличиваются в размерах

Б) Клетки сперматогенной ткани делятся, образуя сперматоциты I порядка

B) Синтез ДНК и достраивание второй хроматиды
Г) Сперматоциты I порядка делятся

Д) Формируются сперматозоиды

Е) Образуются сперматоциты II порядка.

В8.Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке

А) Присоединение двух молекул тРНК с аминокислотами к иРНК

Б) Нанизывание рибосом на РНК

В) Перемещение иРНК из ядра к рибосоме

Г) Доставка аминокислоты к рибосоме

Д) Присоединение аминокислоты к тРНК

Е) Синтез иРНК на ДНК.


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С5) используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), дайте ответ.


С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в

зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

С2. Каково строение и функции оболочки ядра?

С3. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГГААГТ.

Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны

соответствующих тРНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы

белка, используя таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)


Первое основание

Второе основание

Третье основание

У

Ц

А

г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

-

-

Цис

Цис

-

Три

У
Ц
А
Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У
Ц
А
Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У
Ц
А
Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У
Ц
А
Г


С4. У родителей со II крови родился сын с I группой крови и гемофилик. Оба родителя

не страдают этой болезнью. Определите вероятность рождения второго ребенка

здоровым и его возможные группы крови. Гемофилия наследуется как рецессивный,

сцепленный с Х-хромосомой признак.


С5. Почему бактериальную клетку считают самой просто организованной?