СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. Производная функции.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

" МНЕ приходится делить время между политикой и математикой.

Однако математика гораздо важнее."

А.Эйнштейн

Просмотр содержимого документа
«10 класс. Производная функции.»

КОУ ВО «ЦЛПДО»















Разработка уроков- консультаций по математике в 10 классе.

( 8 уроков).

























Подготовила учитель математики Гоптарь Л. И.











Производная функции.


Обобщающие уроки – консультации в 10 классе.





Цели уроков – консультаций:



  1. Обобщить знания учащихся по теме «Производная функции» и выяснить степень готовности учащихся.

  2. Способствовать развитию навыков применения теоретических знаний в практической деятельности.

  3. Способствовать воспитанию ответственности за качество и результат выполняемой работы на уроке.


Задачи :



  1. Повторить алгоритм нахождения производной.

  2. Используя правила нахождения производной, применить их для решения конкретных задач.

  3. Сформировать глубину и оперативность мышления.


Планируемый результат уроков - консультаций:



  1. Учащиеся знают правила нахождения производных и готовы к выполнению конкретных упражнений.

  2. Учащиеся отработали навыки применения теоретических знаний расчета производной функции на учебных примерах.

  3. Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы

на уроках.


Тип уроков - консультаций: уроки повторения и обобщения знаний.


Ход уроков:

    1. Организационный момент.

Постановка целей и задач уроков - консультаций.


2) Повторение теоретического материала.

Учитель:

«Вы уже накопили некоторый опыт нахождения производной.

И сегодня мы посмотрим, чему же вы научились.

Повторим теоретический материал: отвечаем на вопросы».

-а) что такое производная?

-б) какие смыслы производной существуют?

-в) что такое производная с геометрической точки зрения?

-г) какой угол образует прямая с осью абсцисс:

  • если k0


  • если k

  • если k=0

  • если прямые a || в?

д) что такое производная с механической точки зрения?

е) что значит продифференцировать?

ж) какая функция называется дифференцируемой в точке ?

з) что такое критические точки?

и) какую формулу имеет уравнение касательной?


3)Применение теоретического материала к решению задач.

4)Обязательно повторяем формулы.


«Рассмотрев теоретический материал вычисления производной, применим его при решении задач».


- Решаем следующие упражнения.

-Задания по индивидуальным карточкам.



Найдите производную функции.



y=3x

y=- +5

y=sin2x

y=cos3x

y=4x2

y=

y=cos22x

y=cos(4x-1)

y=x-5

y=

y=

y=ctg(x- )

y=

y=

y=4x2+

y=tg( -2x)

y=

y=4-x4

y=

y=

y=x2+3sinx

y=

y=cos2x



y=3x2+2x+5

y=

y=




После решения этих примеров предлагаю следующее задание для устного счета.

Учащиеся опять-таки выполняют строго индивидуальные задания по карточкам: стрелками устанавливают соответствие между левым и правым столбцами таблицы, то есть самостоятельно устанавливают соответствие…


Установите соответствие.


Функция

1. +2

2. x+cosx

3. sin2x

4. cos2x

5.













Производная

А. 1-sinx

B.

C. -2sin2x

D. sin2x

E.


Далее следующие задания для устного счета.


Учащиеся выполняют их также самостоятельно.


Производная какой функции равна:

Задайте формулой функцию h,


если f(x)=3-2x, g(x)=x2,p(x)=sinx


1. 2x+4

2. 6x+1

3. 16x3-4

4. 8x-2

5. 9x2-


a) h (x)=g(f(x))

b) h (x)=g(p(x))

c) h (x)=p(f(x))



- «Провожу контроль усвоенного материала. Для этого всегда пишу образец решения, выполненный на оценку «5».

При этом, решив примеры варианта, нужно указать на листе его номер, номер примера, и, найдя в таблице классификатор правильного ответа (1-4), указать его код.

Таким образом, в итоге на листе в качестве ответов должен быть отображен номер варианта и столбец из ответов – а) 2 б) 4 и т.д.

На выполнение задание дается 5-10 минут».


В это время на интерактивной доске отображается задание программированного контроля и таблица с вариантами ответа. В данном уроке запланировано проведение трех последовательных самостоятельных работ по системе программированного контроля.


Найти производную функции. Программированный контроль.


Самостоятельная работа №1.


I вариант

II вариант

a. f(x)=sin2x-cos3x

a. f(x)=cos2x-sin3x

b. f(x)=tgx-ctg(x+ )

b. f(x)=ctg(x)+tg(x+ )

c. f(x)=sin2x

c. f(x)=cos2x



Варианты ответов


1

2

3

4

cos2x-sin3x

2sin3x-3cos3x

-2sin2x-3cos3x

2cos2x+3sin3x

-2sinxcosx

-2sin2x

sin2x

2cosx


После выполнения учащимися каждого задания программированного контроля ученики в паре обмениваются листами. Учитель сообщает коды правильных ответов, и учащиеся делают соответствующие пометки на листе партнера по паре. Один заранее выбранный ученик (успевающий в предмете) собирает все листы и выставляет в заранее подготовленную сводную ведомость отметки по ранее обозначенным критериям. Наиболее типичные неверные решения разбираются на доске учащимися, верно решившими пример. По этому же алогритму работы проводятся и последующие 2 самостоятельных работы.


Самостоятельная работа №2


I вариант

II вариант

1.f(x)=(1+2x)(2x-1), f `(-2)-?

1.f(x)=(3-2x)(2x+3), f `(-2)-?

2. (x)=7+x , `(8)-?

2. (x)=3+ , `(4)-?

3. g(x)=4sinx, g `(- )-?

3. g(x)=2cosx, g `(- )-?

4. h(x)= , h `(-1)-?

4.h(x)= , h `(-1)-?



Варианты ответов


1

2

3

4

-16

17

16

-17

2

-

1

-2

-

2

3

1

-1

-3


Самостоятельная работа №3


I вариант

II вариант

f(x)=(2x+3)12, f'(-2)-?

f(x)=(5+6x)10, f'(-1)-?

f(x)= , D(f)-?

f(x)= , D(f)-?

f(x)=x+1/x+2, g(x)=√x

f(g(x))-? g(f(x))-?

f(x)=x/x-1, g(x)=√x

f(g(x))-? g(f(x))-?


Варианты ответов


1

2

3

4

-52

-60

30

-24

(-∞;-7)U(-7;-5)U(5,+∞)

(-5;5)

(-∞;3)U(3;+∞)

(-5;5) x≠7

,

,

,

,


«Повторим геометрический смысл производной». На интерактивной доске появляются задания. Один ученик решает на интерактивной доске, двое – на боковых досках (все решают один пример).


Геометрический смысл производной

1) в какой точке параболы у = +3x -1 касательная наклонена к оси абсцисс под углом ?

2) найти тангенс угла наклона касательной у = 2 cos 3x в точке = .

3) найти тангенс угла наклона касательной к графику функции f(x)=2x3-5x в точке М(2;6).

4) какой угол с осью ОХ образует касательная к графику функции у = ctg 2x в точке с абсциссой x = -

5) при каком значении а прямая у = - 10x +a является касательной к графику функции

у = 3 - 4x -2?

6) при каком значении b прямая у=3x+b, является касательной к графику у = 2 - 5x +1?

7) какой угол образует с направлением оси ОХ касательная к графику функции

f(x)= (х-3) ?, проведенная в точке х=3.


«Повторим механический смысл производной». На интерактивной доске появляются задания. Один ученик решает на интерактивной доске, двое – на боковых досках, все решают один пример.


Механический смысл производной


Материальная точка движется по закону S(t)=3t2+4cos(0,5 t). Найдите скорость материальной точки в момент времени t=2с.

Найти скорость точки, движущейся прямолинейно по закону x(t)=2t3+t2-4 в момент времени t=4с.


4) Подведение итогов урока и задание на дом


Все учащиеся в процессе урока получали оценки, отмечаемые в сводной ведомости. В итоге урока каждому учащемуся выводится оценка как среднее арифметическое из всех полученных им за урок оценок. После этого объявляются оценки учащихся.