«Рассмотрено» Руководитель МО __________________/Кипкеева А.А./ ФИО Протокол № 1 от «____» ________________20_____г. | «Согласовано» Заместитель.директора по УВР МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» __________________/Чотчаева А.М./ ФИО «_____» ________________20_____г. | «Утверждено» Руководитель МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» ______________________/ Текеева Х.О./ Приказ № ________ от «_____» ______________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика»
10 класс
на 2020-2021 год
Разработчик программы:
учитель информатики
Азаматов Къ.З.
Верхняя Теберда
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики в 10 классе (общеобразовательных) отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь:
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Содержание учебного курса
Введение. Информация и информационные процессы
Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.
Информация и информационные процессы.
Количество информации. Подходы к определению количества информации.
Практическая работа №1. Определение количества информации.
Практическая работа №1 «Определение количества информации.» |
Информационные технологии
Кодирование текстовой информации.
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование графической информации
Растровая графика.
Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование и обработка текстовой информации».
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Поиск в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Заказ в Интернет-магазине. Основы языка разметки гипертекста.
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
10 класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Информация и информационные процессы – 15 часов |
-
| Информация, ее виды и свойства. Информационная грамотность и информационная культура. | §1 (1, 2) |
-
| Этапы работы с информацией; приемы работы с текстовой информацией. | §1 (3, 4) |
-
| Содержательный подход к измерению информации. | §2 (1) |
-
| Алфавитный подход к измерению информации. | §2 (2) |
-
| Единицы измерения информации. | §2 (3) |
-
| Решение задач по теме «Подходы к измерению информации». Самостоятельная работа №1 «Подходы к измерению информации». | §2 |
-
| Информационные связи в системах различной природы. Системы управления. | §3 |
-
| Задачи обработки информации. Кодирование информации. Подсчет количества слов фиксированной длины в определенном алфавите. | §4 (1, 2) |
-
| Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. | §4 (2) |
-
| Решение задач по теме «Кодирование информации». Самостоятельная работа №2 «Кодирование информации». | §4 (1, 2) |
-
| Поиск информации. | §4 (3) |
-
| Передача информации. Диаграмма Гантта. | §5 (1) |
-
| Самостоятельная работа №3 «Передача информации». Хранение информации. | §5 (1, 2) |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар) | §1–5 |
-
| Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | §1–5 |
Компьютер и его программное обеспечение – 6 часов |
-
| История развития вычислительной техники | §6 |
-
| Основополагающие принципы устройства ЭВМ | §7 |
-
| Программное обеспечение компьютера. | §8 |
-
| Алгоритм Хаффмана. Самостоятельная работа №4 «Персональный компьютер и его характеристики» | §8 |
-
| Файловая система компьютера. Самостоятельная работа №5 «Файловая система» | §9 |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар) | §6–9 |
Представление информации в компьютере – 13 часов |
-
| Позиционные системы счисления. Свёрнутая и развернутая форма записи чисел. Схема Горнера. | §10 (1, 2) |
-
| Перевод чисел из системы счисления с основанием q в десятичную систему счисления. Самостоятельная работа №6 «Представление чисел в позиционных системах счисления» | §10 (3) |
-
| Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | §11 (1, 2, 3, 4) |
-
| «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Самостоятельная работа №7 «Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую» | §11 |
-
| Арифметические операции в позиционных системах счисления | §12 |
-
| Самостоятельная работа №8 «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Двоичная запись суммы / разности степеней двойки. | §12 |
-
| Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Машинные коды. | §13 |
-
| Самостоятельная работа №9 «Представление чисел в компьютере». Кодировочные таблицы. Информационный объём текстового сообщения. | §14 |
-
| Самостоятельная работа №10 «Кодирование текстовой информации». Векторная и растровая графика. | §14, §15 (1) |
-
| Кодирование цвета. Цветовые модели. Самостоятельная работа №11 «Кодирование графической информации» | §15 |
-
| Оцифровка звука. Самостоятельная работа №12 «Кодирование звуковой информации». | §16 |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар) | §10–16 |
-
| Контрольная работа №2 «Представление информации в компьютере» | §10–16 |
Элементы теории множеств и алгебры логики – 23 часа |
-
| Понятие множества, операции над множествами, мощность множества. | §17 |
-
| Решение задач по теме «Некоторые сведения из теории множеств». Самостоятельная работа №13 «Элементы теории множеств» | §17 |
-
| Алгебра логики. Высказывания. Логические операции и выражения. | §18 (1, 2, 3) |
-
| Предикаты и их множества истинности. | §18 (4) |
-
| Самостоятельная работа №14 «Высказывания и предикаты» | §18 |
-
| Таблицы истинности, их построение. | §19 (1) |
-
| Анализ таблиц истинности | §19 (2) |
-
| Самостоятельная работа №15 «Таблицы истинности» | §19 |
-
| Основные законы алгебры логики и их доказательство | §20 (1) |
-
| Упрощение логических выражений. | §20 (1) |
-
| Подсчет количества решений логического уравнения. | §20 (1) |
-
| Понятие логической функции | §20 (2) |
-
| Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение. | §20 (3) |
-
| Самостоятельная работа №16 «Преобразование логических выражений» | §20 (1, 2, 3) |
-
| Элементы схемотехники. Сумматор. | §21 (1, 2) |
-
| Триггер. | §21 (3) |
-
| Самостоятельная работа №17 «Логические схемы» | §21 |
-
| Решение логических задач методом рассуждений. | §22 (1) |
-
| Задачи о рыцарях и лжецах. | §22 (2) |
-
| Задачи на сопоставление. Использование таблиц истинности. | §22 (3, 4) |
-
| Решение логических задач путем упрощения логических выражений. | §22 (5) |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар) | §17–22 |
-
| Контрольная работа №3 «Элементы теории множеств и алгебры логики» | |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 9 часов |
-
| Текстовые документы и средства автоматизации процесса их создания. | §23 |
-
| Совместная работа над документом. Самостоятельная работа № 18 «Текстовые документы» | §23 |
-
| Компьютерная графика. | §24 |
-
| Форматы графических файлов. Самостоятельная работа № 18 «Объекты компьютерной графики» | §24 |
-
| Цифровая фотография. | §24 |
-
| Компьютерные презентации | §25 |
-
| Композиция и колористика | §25 |
-
| Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | §23–25 |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар) | §23–25 |
Итоговое повторение – 2 часа |
-
| Основные идеи и понятия курса | §1–25 |
-
| Итоговое тестирование | §1–25 |
Резерв учебного времени – 2 часа |
8