30.11.13 10 класс
Урок 12. Части речи. Имя существительное.
Цели:
систематизировать и обобщить полученные учениками сведения о самостоятельных и служебных частях речи;
совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки;
воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Оборудование: учебник, учебные тексты, РМ (один на парту).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Прогнозируемые результаты: учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Морфология», используют соответствующие термины; определяют грамматические признаки разных частей речи; соблюдают основные морфологические нормы русского литературного языка в своей речи; определяют семантико-стилистическую роль частей речи в текстах разных стилей.
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Наблюдение над языковым материалом (РМ)
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь, чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок «всеговедения».
Есть в языке и такие слова, для которых называть — не главное. Задача их— помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. Эти слова называются служебными — они «гайки» и «винтики» в руках говорящего, когда он берётся строить предложение. Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись…Как мы видим, есть два типа слов. Первые называют мир, они— этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ними управляться, чтобы говорить? С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь. Первые более изменчивы: они приходят и уходят вместе с вещами и понятиями, меняют свои значения, чутко отражая все изменения в жизни общества. Вторые более независимы и постоянны. (По Т. В. Шмелёвой)
- Как вы полагаете, для чего автор использует при построении текста приём сопоставления? Что с чем сопоставляется? По каким признакам?
- Найдите абзацы, в которых говорится о служебных частях речи. Изложите своими словами, что о них говорится.
- Какие особенности научно-популярного стиля речи вы заметили в данном тексте? Для чего использован этот стиль?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова. Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом. Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевлённым, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляемым, способным определяться именем прилагательным (высший пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже). Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, прежде всего имеет дело с такими понятиями, как грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма. Сегодня мы вспомним основные понятия раздела «Морфология», обобщим ранее изученное о самостоятельных и служебных частях речи.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя с элементами беседы. (Учащиеся составляют тезисы по ходу объяснения учителя.)
— Морфология (от греч. morphe— форма, logos— учение)— это раздел науки о языке, рассматривающий грамматические формы и грамматические значения частей речи. Морфология рассматривает отдельные слова, но, в отличие от лексикологии, исследующей лексические значения слов, морфология изучает грамматические свойства слов.
Частями речи называют группы слов, имеющие:
1) одно и то же обобщённое лексическое значение;
2) одно и то же обобщённое грамматическое значение или одинаковый набор морфологических признаков;
3) одни и те же синтаксические функции.
На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяют 10 основных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частицу, междометие. В некоторых пособиях как отдельные части речи выделяют: слова категории состояния (в школьных учебниках их рассматривают как группу наречий), причастия и деепричастия (чаще их рассматривают как особые формы глагола), звукоподражания (небольшой разряд слов, чаще рассматриваемый вместе с междометиями), модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).
По особенностям лексических и грамматических значений и выполняемым функциям все части речи делят на две группы:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Называют предметы, качества и свойства, количества, действия и состояния, или указывают на них (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слово категории состояния) | Служат для выражения грамматических отношений или участвуют в образовании форм других слов (предлог, союз, частица) |
Отдельно от этих групп рассматриваются междометия и звукоподражания, которые не являются знаменательными, но и не выполняют в предложении служебных функций.
Каждая самостоятельная часть речи определяется по трём основаниям (обобщённое значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определённой классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации.
Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщённое значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.
В русском языке есть слова, не являющиеся частями речи. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и другие.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом: совершенствование умений распознавать части речи и определять их грамматические признаки
Запишите. Укажите, какими частями речи являются следующие слова.
1) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трёхсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый.
2) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.
Диктант с грамматическим заданием
Укажите (в скобках), к какой части речи относятся слова-омонимы и однокоренные слова; найдите и исправьте стилистические ошибки.
Вынужденный простой, простой парень; вести за собой, плохие вести; русская печь, печь пироги; большое счастье, счастливый человек, осчастливить ласковым взглядом; учёный доклад, учёный с мировым именем; жёлтая краска, желтеющая рожь, отливать желтизной; повернуть круто, крутой спуск, крутизна берега; два товарища, идти вдвоём, поставить «двойку», удвоить внимание, двойное дно; утро ясно, ответить ясно.
Выборочный диктант. Выпишите 10–15 склоняемых слов, относящихся к разным частям речи, 5 спрягаемых и 5 неизменяемых слов. В скобках сокращённо укажите названия частей речи.
Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое пёрышко первой травинки. Острое бледно-зелёное жальце её пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесённого осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом рассыпался отживший своё кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и, тотчас, вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу. (По М. А. Шолохову)
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времён людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом. Собеседники могут говорить каждый на своём родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русский язык скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии— уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский. Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий— переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен. Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространённый язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык. (По материалам энциклопедии «Русский язык»)
Выпишите из текста имена собственные.
Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Выпишите по 2–3 примера существительных 1, 2 и3-го склонения. Определите их род.
Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
2. Выполнение упражнений, направленных на повышение речевой культуры
От предложенных существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.
адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, фронт, цвет, шофёр, паспорт, сорт.
Осложнённое списывание
1) Медали и орден.. являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор.. . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон.. неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор.. губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор.. о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск.. . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт.. . 7) Многие цех.. завода переориентированы на выпуск новой продукции.
К приведённым словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.
Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодёжь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.
Подберите определения к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.
Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
Что изучает морфология как раздел грамматики?
Какие части речи относятся к самостоятельным? Что их объединяет?
Какие части речи являются служебными? Чем они отличаются от самостоятельных?
Чем отличается междометие от других частей речи?
Какие морфологические признаки существительных вы можете назвать?
Домашнее задание
1.Выучить теоретический материал учебника по теме урока, &23-25, стр.124, 127, 129.
2.Выполнить (письменно) упражнение №278, 280.