ТЕМА №3. СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
БЛОК I. ТЕОРИЯ
1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы, называется _____________________________________________________________________________________
2. Морфема - _________________________________________________________________________
3. Корень - ___________________________________________________________________________
4. Приставка - ________________________________________________________________________
5. Суффикс - _________________________________________________________________________
6. Окончание - ________________________________________________________________________
7. Подберите русские соответствия к данным словам:
Префикс - ___________________________________
Аффикс - ____________________________________
Постаффикс - _________________________________
Интерфикс - __________________________________
Флексия - ____________________________________
8. _____________________________ основой называется основа, образованная от другой при помощи словообразовательных аффиксов: город – город-ок.
9. _____________________________ основой называется основа, не образованная от другой, состоящая из одного корня.: ног-а, дерев-о.
10. ____________________________ основой называется основа, от которой образовано новое слово: нов-изн-а – нов- .
11. Простая основа слова – _____________________________________________________________
12. Сложная основа слова – _____________________________________________________________
13. _____________________________ - это образование новых слов в языке.
14. Морфологические способы словообразования: _________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
15. Неморфологические способы словообразования: ________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
16. Море – моряк – моряцкий - однокоренные слова, последовательно образованные друг от друга, составляют _________________________________________________________________________
17. Без морфемы ___________________ не может быть слова.
18. Не имеют окончаний следующие части речи: ___________________________________________
_______________________________, графически на письме это можно показать следующим значком _________________.
19. К служебным морфемам относятся ___________________________________________________
20. Омонимичные окончания – это ______________________________________________________
Кол-во верных ответов __________; ________%;
Кол-во неверных ответов _________
Оценка преподавателя ____________________
БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.
Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).
Кормить – кормление _________ лицо – лик_________________________
сон – сна ____________________ купить – купил_____________________
дивиться – удивление _________ увлечь – увлекать ___________________
друг – друзья – дружба ________ простить – прощение ________________
свобода – освобождение _______ поместить – помещик _______________
предлагать – предложение ______ опровергнуть – опровержение ________
опись – опишу ________________ обособить – обособление ____________
день – дня ____________________ беру – брать _______________________
Кол-во неверных ответов _________
Оценка: _________________________
Задание 2. Укажите производящую основу каждого из данных слов.
Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.
Соученик, нарушитель, овсянка, лиственница, музыкальность, разглядеть, багажник, беглость, пильщик, двигатель, требовательный, соломенный, безыдейный.
Кол-во неверных ответов _________
Оценка: _________________________
Задание 3. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.
Антиобщественный ___________________ бумажник _________________________
верность ____________________________ влить _____________________________
водокачка ___________________________ вузовец ___________________________
высь ________________________________ глинистый _________________________
дочитывать __________________________ законодатель ______________________
закричать ____________________________ МГУ _____________________________
общественный ________________________ паровоз ___________________________
подосиновик __________________________ подстаканник ______________________
пылесос ______________________________ самокритика ______________________
сберкасса _____________________________ темь _____________________________
ТЮЗ _________________________________ ликбез ___________________________
Кол-во неверных ответов _________
Оценка: _________________________
Задание 4. Заполните таблицу: распределите слова в зависимости от способа словообразования.
Морфологический способ | Неморфологический способ |
| Лексико-семантический | Лексико-синтаксический | Морфолого-синтаксический |
| | | |
Благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), вышеуказанный, край (крайний) – край (краевой), коса (косить) – коса (косичка), легкораненый, малограмотность, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, столовая, тотчас, труднопроходимый, умалишенный, честолюбие.
Кол-во неверных ответов _________
Оценка: _________________________
Задание 5. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.
Автобусный __________________________________________________________________
автомашина __________________________________________________________________
изобретатель _________________________________________________________________
кто-нибудь ___________________________________________________________________
милостыня ___________________________________________________________________
миллиметр ___________________________________________________________________
министерство _________________________________________________________________
Кол-во неверных ответов _________
Оценка: _________________________
Общая оценка: ___________________________
БЛОК III. ТЕСТ
«СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
1. Укажите неверные утверждения:
а) морфемы — это значимые части слова;
б) приставки могут быть синонимичными;
в) окончание является словообразующей морфемой;
г) новые слова могут образовываться неморфологическим способом;
д) в русском языке существует один тип основы: производная.
2. Найдите слова, в которых основа непроизводная:
а) земля; г) вход;
б) борец; д) дружба;
в) беседа; е) лепить.
3. Укажите слова, в которых верно выделены основа и окончание:
а) деся-ть; г) мя-ть;
б) пя-ть; д) ма-ть;
в) гуля-ть; е) зя-ть.
4.Укажите пары слов, в которых окончания омонимичные:
а) восьмой — большой; г) линий — синий;
в) дочь — беречь; д) цвела — была;
в) село — колесо; е) воробей — снегирей.
5. Выберите однокоренные слова:
а) горчица; г) гордый; ж) гореть;
б) горка; д) горе; з) городить;
в) горнист; е) горянка; и) гораздо.
6. Укажите слова, в которых верно выделен корень:
а) ра-счет-ливый; г) яр-ость;
б) про-cтой; д) корм-лю;
в) не-вед-омый; е) низ-лаг-ать.
7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
| а) | б) | в) | г) | д) |
оп..реться | е | и | е | и | е |
приб..ру | и | е | е | и | е |
выст..лать | е | и | и | е | и |
выж..гать | и | е | и | и | е |
обн..мать | е | и | и | е | и |
8. Укажите слова с буквой а в корне:
а) пол..жительный; д) покл..нение;
б) р..стовщик; е) притв..риться;
в) приск..кать; ж) попл..вок;
г) изг..рь; з) непром..каемый.
9. Определите, где нужно писать букву а в корне слова:
а) р..вносторонний треугольник;
б) подр..вняться в строю;
в) выр..внять дорожку;
г) ур..вень воды.
10. Укажите, где нужно писать букву о в корне слова:
а) возр..жать;
б) аф..ризм;
в) кат..строфа;
г) ..баяние;
д) п..литра;
е) эст..када.
11. Определите, где нужно писать букву о:
а) беч..вка; г) ж..рнов;
б) кош..лка; д) ш..рты;
в) ж..нглер; е) ш..пот.
12. Укажите, где нужно писать букву ы.:
а) ц..гейка; г) ц..ганить;
б) краснолиц..й; д) нац..я;
в) аукц..он; е) панц..рь.
Кол-во верных ответов __________; ________%;
Кол-во неверных ответов _________
Оценка преподавателя ____________________
БЛОК IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ
О ПОДВИГЕ
1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
(1)В русском языке есть пр..красное слово «п..движник». (2) Оно сродни слову «подвиг» и означа..т: «славный в..ликими делами на каком (либо) поприщ..; доблес..ный деятель; храбрый, удачл..вый воитель…»
(3) И что самое удивит..льное – все эти опр..деления которые взяты из словаря В.И. Даля можно с..отнести с лич..ностью создателя великого собрания русских слов. (4) Главным подвигом и столбовым путем «путем веры и прав..дничества» для В.И. Даля до последних часов его жизни ост..валось соб..рание Слов.
(5) К созданию будущего Словаря и этому есть много свидет..льств В.И. Даля подт..лкнул А.С. Пушкин дружба с которым у него сохр..нится до последн..го вздоха поэта. (6) Буквальн.. на руках Даля ск..нчался его великий сове..чик и друг. (7) «Словом человека не убьеш..» где-то услыш..т поговорку Даль а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ран..т».
(8) Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. (9) Если их просто вып..сать столбиком, понадобит..ся 450 ученич..ских т..традей. (10) Но Владимир Иванович еще и об..яснил каждое слово и привел примеры их уп..требления в п..словицах и крылатых выражениях. (11) Так слово «добро» он проил..юстрировал 60 пословицами! (12) «Правда» для Даля была – «истина на деле истина в образе во благе; это прав..судие справ..дливость а также чес..ность (не)по..купность добросовес..ность закон..ость бе..грешность».
(13) Отеч..ством Даль называл не только землю где человек «р..дился выр..с» но и «землю где выход..ц пос..лился пр..няв под..анство или прочн.. (на) всегда водв..рившись». (14) Судьба уг..товила Далю стать в начал.. пути «воителем» то есть защитн..ком Отеч..ства Родины. (15) Всегда мя..кий и ..держанный по х..рактеру он мог сказать при случа..: «Я п..лезу на нож за правду за Отеч..ство за русское слово за язык».
(16) Свой труд Даль назвал «Толковым словарем живого велик..русского языка». (17) Создатель словаря шутил: «Толковым не от..ого назван словарь что мог получит..ся и бе..толковым а от..ого что он слова ра..толковыва..т».
(19) Подвиг по Далю, - «доблес..ный п..ступок дело или важное славное д..яние» отсюда и слово «п..движник». (20) Треп..тное отн..шение великого соб..рателя к Слову к Отчизн.. к Правде – равн..значным для него понятиям! – уб..ждает нас сегодня в п..движничестве В.И. Даля.
(По В.Воробьеву)
2. Стиль речи ________________________________________________________________________
3. Тип речи __________________________________________________________________________
4. Основная тема текста _______________________________________________________________
5. Идея _____________________________________________________________________________
6. Найдите в тексте слова со словообразующими и формообразующими аффиксами, выделите их, распределите слова в две колонки.
Словообразующие аффиксы Формообразующие аффиксы
_____________________________ ________________________________
_____________________________ ________________________________
_____________________________ ________________________________
7. Выпишите из текста слова с производной, непроизводной основой (7-10 примеров). Выделите основы, дайте им характеристику.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпишите из текста в одну группу слова, образованные приставочным морфологическим способом, в другую – суффиксальным морфологическим способом. Выделите приставки и суффиксы.
Приставочный способ Суффиксальный способ
______________________________ _________________________________
______________________________ _________________________________
______________________________ _________________________________
9. Выпишите слова, образованные префиксально-суффиксальным способом. Выделите приставки и суффиксы.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Найдите слова, образованные безаффиксным видом морфологического способа, сложением слов, основ слов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Выпишите слова, образованные неморфологическим способом. Определите вид неморфологического способа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов в 1 предложении.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Выполните морфемный разбор выделенных слов последнего предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Составьте схемы выделенных слов 2 предложения.
___________________________________________________________________________
15. Подберите слова с производящей основой для выделенных слов 3 предложения.
___________________________________________________________________________
16. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую – имеющие нулевые окончания.
Слова, не имеющие окончания Слова с нулевым окончанием
____________________________ __________________________________
____________________________ __________________________________
____________________________ __________________________________
17. Составьте словообразовательные цепочки выделенных слов 12 предложения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
18. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к рассматриваемому вопросу, проблеме. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка преподавателя ____________________
Работа над ошибками
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________