г. Морозовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия №5 г.Морозовска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: история
Учитель Усачева Анна Афанасьевна, высшая квалификационная категория
Класс: 11а, 11б классы
2019 – 2020 учебный год
Структура документа
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
2.Содержание учебного предмета, курса.
3.Тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
подготовка учащихся к успешной жизнедеятельности после окончания школы ;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Раздел 1.Планируемые результаты изучения предмета, курса.
Личностные результаты изучения истории:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, народов проживающих на территории России
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций всего мира, Южного Урала
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории , определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты , анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории , классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории , выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории ;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
• устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
• определять место и время создания исторических документов;
• проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
• характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
• использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
• представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
• соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;
• анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории;
• обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
• приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
• применять полученные знания при анализе современной политики России;
• владеть элементами проектной деятельности.
Раздел 2.Содержание учебного предмета
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества Основныенаправления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце1960-х гг. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже1960-х– 1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и«особом пути». Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственнокорпоративных(фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты«реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм– изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономическихпроцессов в странах Запада и Востока. Проблема«мирового Юга».Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад«биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания«холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы«неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Россия в начале ХХ вв. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков . Революция1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне1917 г. Духовная жизнь российского общества на рубеже веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве . Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в началеХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Революция1917 г. и Гражданская война в России.Революция1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабостидемократических сил России. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспускУчредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция1918 г. Формирование однопартийной системы в России. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика«военного коммунизма». «Белый» и«красный» террор. Причины поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в1922-1941 гг. Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийныедискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятойстране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированногосоциально-экономического развития. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция1936 г. Централизованная(командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственногоаппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Идеологические основы советского общества и культура в1920-х– 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги«культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и егопоследствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причинынеудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия.
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановлениехозяйства. Идеологические кампании конца1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы1950-х– начала1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в1950-х– начала1960-х гг. Карибскийкризис и его значение. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период«оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине1960-х- начале1980-х гг.
Экономические реформы середины1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефициттоваров народного потребления, развитие«теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция1977 г. Диссидентское и правозащитноедвижения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале1980-х гг. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины1960-х– начала1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. Советская культура середины1960-х- начала1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Рольсоветской науки в развертывании научно-технической революции.
Советское общество в1985-1991 гг.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине1980-х гг. Стратегия«ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в1989 г. Политика«гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественнойжизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события1991 г. Причины распада СССР. «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Российская Федерация(1991-2017 гг.)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября1993 г. ПринятиеКонституции Российской Федерации1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине1990-хгг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ1990-х гг. Президентские выборы2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную иполитическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2011 г. и президентские выборы 2012 г. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
Тема1 | Россия и мир в начале ххв. | 13 |
Тема2 | Россия и мир между двумя мировыми войнами. | 14 |
Тема3 | Человечество во второй мировой войне. | 6 |
Тема4 | Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия. | 9 |
Тема5 | Россия и мир в 1960 – 1990-е гг. | 13 |
Тема6 | Россия и мир на современном этапе развития. | 13 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения 11б; 11а | Основные виды учебной деятельности |
1. | НТП и новый этап индустриального развития. | 1 | | Выделять характерные черты экономического развития и изменений в социальной структуре стран Европы и США. Показывать усиление роли государства в экономике и социальной сфере |
2. | Модернизация в странах Европы, США и Японии. | 1 | | Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы.Анализировать документы и делать выводы |
3. | Россия на рубеже xix–xx вв. | 1 | | Выделять характерные черты экономического развития и изменений в социальной структуре стран России. Показывать усиление роли государства в экономике |
4-5. | Кризис империи : русско-японская война и первая российская революция. | 2 | | Излагать причины революции. Показывать на примерах противоречивость внутренней политики Николая II. Объяснять причины и характер русско- японской войны, события (с опорой на карту) и итоги. |
6. | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905г. | 1 | | Излагать основные взгляды В.М. Чернова, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова-Ленина, П.А. Кропоткина, комментировать оценки их взглядов историками, аргументировать собственную позицию. |
7. | Третьеиюньская монархия и реформы Столыпина П.А. | 1 | | Анализировать процессы изменчивости и стабильности общества; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме. |
8. | Культура России в конце xix– начале xxв. | 1 | | Излагать основные события культурной жизни страны, новые направления в искусстве начала ХХ века, приводить примеры творчества выдающихся деятелей культуры. |
9. | Колониализм и обострение противоречий мирового развития. | 1 | | Актуализировать термины: геополитическое положение, шовинизм, империализм, тройственный союз, Антанта, Боснийский кризис. |
10. | Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. | 1 | | Давать оценку историческим событиям. Использовать историческую карту при воспроизведении хода исторических событий. |
11- 12. | Первая мировая война. | 2 | | Актуализировать термины: позиционная война, Брусиловский прорыв,беженство. Раскрывать причины и характер Первой мировой войны. Использовать карту при изложении основных событий войны |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Россия и мир в начале 20 века» | 1 | | |
14 | Февральскаяреволюция в России 1917г. | 1 | | Излагать причины, ход и итоги Февральской революции. Раскрывать значение свержения самодержавия в стране. Давать характеристику позиций основных политических партий и их лидеров в 1917г. |
15. | Переход власти к партии большевиков. | | | Излагать на примерах сущность двоевластия в стране,давать обобщенную характеристику деятельности В.И. Ленина. Объяснять причины прихода большевиков к власти. Излагать основные мероприятия СНК, их значение. Раскрывать значение Брестского мира. |
16-17. | Гражданская война | 2 | | Излагать и соотносить события и периоды Гражданской войны. Создавать хронологические таблицы, используя сведения из учебника и карт. Аргументировать причины победы большевиков и поражения Белого движения. |
18. | От военного коммунизма к новой экономической политике. | 1 | | Сравнивать исторические процессы и явления по самостоятельно намеченным линиям (НЭП и военный коммунизм). Характеризовать результаты НЭПа |
19. | Культура Страны Советов в 1917 -1922гг. | 1 | | Объяснять и применять понятия: "культурная революция", пролеткульт, плакат. Раскрывать на примерах особенности культурной и духовной жизни советской страны. |
20. | Советская модернизация экономики. Становление советской культуры. | 1 | | Объяснять и применять понятия: сталинская модернизация, советская индустриализация и коллективизация, административно-командная система. Характеризовать основные итоги индустриализации ,коллективизации и культурной революции страны. Раскрывать сущность и противоречивость сталинской модернизации |
21. | Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. | 1 | | Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать ее результаты. Объяснять и применять понятия: партаппарат, номенклатура, внутрипартийная борьба, "новая оппозиция", "правый уклон", репрессии. Излагать основные этапы политической борьбы, ее итоги. |
22. | Культура и искусство СССР в межвоенные годы. | 1 | | Систематизировать информацию о политике советской власти в области культуры, выявлять ее основные черты. |
23. | Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны. | 1 | | Аргументировать избранную точку зрения на явления и события. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. |
24. | Ослабление колониальных империй. | 1 | | Использовать историческую карту при воспроизведении хода исторических событий. Анализировать письменные исторические источники и различные виды нетекстовых источников: карикатуры, плакаты, фотодокументы и др. |
25. | Международные отношения между двумя мировыми войнами. | 1 | | Использовать историческую карту при воспроизведении хода исторических событий. Анализировать письменные исторические источники. |
26. | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине xxв. | 1 | | Уметь анализировать документы , давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
27. | «Россия и мир между двумя мировыми войнами» | 1 | | |
28. | От европейской к мировой войне. | 1 | | Давать оценку историческим событиям. Приводить аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие оценки пакта о ненападении от 23 августа 1939г. Использовать карту как исторический источник. Определять и сопоставлять цели Второй мировой и Великой Отечественной войн. |
29. | Начальный период Великой Отечественной войны. | 1 | | Раскрывать причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны. Давать характеристику документов: "План "Барбаросса", "План "Ост", приказ №270. |
30. | Антигитлеровская коалиция и кампания 1942г. на Восточном фронте. | 1 | | Раскрывать причинно-следственные связи. Использовать карту как исторический источник. Анализировать и комментировать внетекстовые источники: фотодокументы, плакаты, карикатуры |
31. | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | | Актуализировать понятие: коренной перелом. Давать характеристику документа: приказ №227 ("Ни шагу назад!"). Описывать крупнейшие сражения и битвы с использованием карты. Объяснять значение битв за Москву, за Сталинград, на Курской дуге. |
32. | Наступление Красной армии на заключительном этапе войны. | 1 | | Раскрывать на примерах массовый героизм жителей блокадного Ленинграда. Давать развернутые характеристики деятельности И.В. Сталина, Г.К. Жукова. |
33. | Причины, цена и значение великой Победы. | 1 | | Излагать основные итоги конференций в годы войны. Раскрывать роль СССР в разгроме милитаристской Японии, историческое значение победы СССР в войне с фашизмом. Излагать итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. |
34. | Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина. | 1 | | Раскрывать на примерах суть социальной политики, особенности жизни советских людей в послевоенные годы. Высказывать отношение к идеологическим кампаниям 1940-х гг. |
35. | Первые попытки реформ и xx съезд КПСС. | 1 | | Актуализировать понятия и термины: политическая элита, "оттепель", культ личности, десталинизация, реабилитация. Излагать суть борьбы преемников И.В. Сталина. Раскрывать значение решений ХХ съезда КПСС. |
36. | Советское общество конца 1950-х – начала1960-х. | 1 | | Актуализировать понятия и термины: целинные и залежные земли, реорганизация, совнархозы. Излагать основные положения проводимых реформ, анализировать их итоги. |
37. | Духовная жизнь в СССР в 1940 – 1960-е гг. | 1 | | Рассказывать о достижениях советской науки и техники в конце 1950-1960-е гг. Характеризовать период «оттепели» в общественной жизни, приводя примеры из литературных произведений. |
38. | Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. | 1 | | Раскрывать взаимосвязь между процессами и явлениями. Определять особенности развития стран Западной Европы и США. Анализировать фотодокументы и делать на основании этого выводы. |
39. | Падение мировой колониальной системы. | 1 | | Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпретации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя. |
40. | «Холодная война» и международные конфликты 1940 – 1970-х гг. | 1 | | Раскрывать взаимосвязь между процессами и явлениями. Определять особенности развития стран Западной Европы в период "холодной войны". Анализировать фотодокументы и делать на основании этого выводы. |
41. | Система социализма: Восточная Европа и Китай. | 1 | | Использовать метод сравнительного анализа при характеристике процесса перехода стран Восточной Европы и Китая к демократии. |
42. | Контрольная работа № 2 по теме «СССР и мир после войны» | 1 | | |
43. | Технологии новой эпохи. | 1 | | Уметь анализировать документы , давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
44. | Становление информационного общества. | 1 | | Уметь анализировать документы , давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
45. | Кризис «общества благосостояния». | 1 | | Излагать основные положения проводимых реформ, анализировать их итоги, причины свертывания. Объяснять, в чем заключались причины кризиса. |
46. | Неоконсервативная революция 1980 -х гг. | 1 | | Раскрывать причинно-следственные связи. Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать результаты ее деятельности (К. Аденауэр, М.Тэтчер, Ш. де Голль). |
47. | СССР : от реформ к застою. | 1 | | Актуализировать понятия и термины: развитой социализм, "застой", диссидентство. Систематизировать материал в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности Л.И. Брежнева и других политических деятелей. |
48. | Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. | 1 | | Объяснять и применять понятия, термины: перестройка, "ускорение", демократизация, гласность. Раскрывать объективную потребность страны в преобразованиях, особенности процессов "перестройки". |
49. | Развитие гласности и демократии в СССР. | 1 | | Объяснять и применять понятия, термины: демократизация, гласность. Раскрывать объективную потребность страны в преобразованиях, особенности процессов "перестройки". |
50. | Кризис и распад советского общества. | 1 | | Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпретации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя. |
51. | Наука, литература и искусство. Спорт в 1960 – 1980гг. | 1 | | Приводить примеры, раскрывающие духовную, культурную жизнь страны. Характеризовать стили, течения современной культуры. Приводить примеры произведений, давать им аргументированную оценку. |
52. | Япония, новые индустриальные страны и Китай :новый этап развития. | 1 | | Раскрывать специфику развития стран Азии. Давать аргументированную оценку высказываниям политических деятелей. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы |
53. | Социально – экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 – 1980 гг. | 1 | | Раскрывать специфику развития стран Азии и Латинской Америки. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. |
54. | Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны». | 1 | | Актуализировать понятия и термины: "доктрина Брежнева", Пражская весна, военно-стратегический паритет, разрядка международной напряженности. Хельсинские соглашения. Раскрывать реальность угрозы ядерной войны и потенциал политики мирного сосуществования |
55. | « Россия и мир в 1960 – 1990-е гг.» | 1 | | |
56. | Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. | 1 | | Уметь анализировать документы , давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
57. | Интеграция развитых стран и ее итоги. | 1 | | Объяснять понятия, термины, использовать их: "Большая восьмерка", Евросоюз, многополюсный мир, постсоветское пространство, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье, "гуманитарная интервенция". |
58. | Россия : курс реформ и политический кризис 1993г. | 1 | | Объяснять и применять понятия: радикальные экономические реформы, "шоковая терапия", приватизация, ваучер, инфляция, либерализация цен, бартерная экономика. Объяснять сущность, причины и итоги радикальных экономических реформ начала 1990-х гг. Выделять этапы становления в России рыночной экономики. |
59. | Общественно – политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | 1 | | Характеризовать партийную систему современной России, лидеров партий и общественных движений. |
60. | Россия на рубеже веков : по пути стабилизации. | 1 | | Характеризовать цели, результаты реализации программ создания в России современной инновационной экономики, укрепления правового государства. |
61. | Российская Федерацияв началеxxiв. | | | Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпретации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя. |
62. | Духовная жизнь России в современную эпоху. | | | Приводить примеры, раскрывающие духовную, культурную жизнь страны. Характеризовать стили, течения современной культуры. |
63. | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
64. | Страны Восточной и Юго –Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе. | 1 | | Объяснять понятия, термины, использовать их:многополюсный мир, постсоветское пространство, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье, "гуманитарная интервенция". Излагать основные направления, события внешней политики. |
65. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития. | 1 | | Раскрывать специфику развития стран Азии,Африки и Латинской Америки. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. |
66. | Россия и складывание новой системы международных отношений. | 1 | | Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпретации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя. |
67. | Основные тенденции развития мировой культуры. | 1 | | Характеризовать стили, течения современной культуры. Приводить примеры произведений, давать им аргументированную оценку. |
68. | Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления | 1 | | Знать термины, даты,важные события. Уметь анализировать источники, составлять рассказ, делать выводы, вести диалог. |