«Рассмотрено» Руководитель МО __________________/Кипкеева А.А./ ФИО Протокол № 1 от «____» ________________20_____г. | «Согласовано» Заместитель.директора по УВР МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» __________________/Чотчаева А.М./ ФИО «_____» ________________20_____г. | «Утверждено» Руководитель МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» ______________________/ Текеева Х.О./ Приказ № ________ от «_____» ______________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика»
11 класс
на 2020-2021 год
Разработчик программы:
учитель информатики
Азаматов Къ.З.
Верхняя Теберда
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе старшей школы на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 35 часов.
Учебники «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11» являются мультисистемными, так как практические работы Компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В связи с выделением на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов не большего, чем указано в Федеральном базисном учебном плане, все практические задания Компьютерного практикума проводятся в одной операционной системе Linux, так как преподавание курса «Информатика и ИКТ» в Алтайском крае рекомендовано проводить именно в этой ОС.
Изучение данного курса способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Учебный план образовательного учреждения отводит 70 часов в соответствии с федеральным компонентом для изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, из расчета 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 30 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Задача организации проектной деятельности — познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической — или контрольной работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Обработка информации в электронных таблицах – 12 часов |
| Табличный процессор. Некоторые приемы ввода и редактирования данных | §1 (1, 2) |
| Копирование и перемещение данных в электронных таблицах | §1 (3) |
| Редактирование и форматирование в табличном процессоре | §2 |
| Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. | §3 (1, 2) |
| Логические функции. | §3(3) |
| Финансовые функции | §3(4) |
| Текстовые функции | §3(5) |
| Инструменты анализа данных. Диаграммы | §4(1) |
| Сортировка данных. Фильтрация данных | §4(2, 3) |
| Условное форматирование. Подбор параметра | §4(4, 5) |
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-практикум) | §1–4 |
| Контрольная работа №1 «Обработка информации в электронных таблицах | |
Алгоритмы и элементы программирования – 20 часов |
| Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма | §5 (1, 2) |
| Понятие сложности алгоритма. | §5 (3) |
| Алгоритмические структуры. Следование. Ветвление. | §6 (1, 2) |
| Циклическая алгоритмическая конструкция | §6 (3) |
| Самостоятельная работа №1 «Алгоритмы и исполнители». | § 5-6 |
| Понятие структуры данных. Основные сведения о языке программирования Паскаль | §7(1, 2) |
| Примеры записи алгоритмов на языке программирования Паскаль | §7(1, 2) |
| Самостоятельная работа №2 «Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль» | §7(1, 2) |
| Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | §7 (3) |
| Функциональный подход к анализу программ | §7 (4) |
| Самостоятельная работа №3 «Анализ алгоритмов» | §7 |
| Структурированные типы данных. Массивы | §8 (1) |
| Поиск элементов с заданными свойствами в одномерном массиве. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию. | §8 (2, 3) |
| Задачи на удаление. Вставку и перестановку элементов массива | §8 (4, 5) |
| Сортировка массива | §8 (6) |
| Самостоятельная работа №4 «Способы заполнения и типовые приёмы обработки одномерных массивов» | §8 |
| Самостоятельная работа №5 «Решение задач по обработке массивов» | §8 |
| Структурное программирование. Вспомогательные алгоритмы. | §9 (1, 2) |
| Рекурсивные алгоритмы. Самостоятельная работа №6 «Рекурсивные алгоритмы». | §9 (3, 4) |
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-практикум) | §5–9 |
Информационное моделирование – 16 часов |
| Модели и моделирование. Компьютерное моделирование | §10 (1, 2) |
| Списки, графы, деревья и таблицы | §10 (3) |
| Моделирование на графах | §11(1) |
| Самостоятельная работа №7 «Пути в графе» | §11(1) |
| Знакомство с теорией игр | §11(2) |
| Самостоятельная работа №8 «Дерево игры» | §11(2) |
| Общие представления об информационных системах | §12 (1) |
| База данных как модель предметной области | §12 (2, 3) |
| Реляционные базы данных | §12(4) |
| Самостоятельная работа №9 «Информация в таблицах» | §12 |
| Системы управления базами данных | §13 (1, 2) |
| Работа в программной среде СУБД | §13 (3) |
| Проектирование базы данных | §13 |
| Разработка базы данных | §13 |
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар) | §10–13 |
| Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» | §10–13 |
Сетевые информационные технологии – 9 часов |
| Компьютерные сети, их аппаратное и программное обеспечение | §14 (1, 2, 3) |
| Как устроен Интернет | §14 (4) |
| Самостоятельная работа № 10 «Основы построения компьютерных сетей» | §14 |
| Информационные службы Интернета. | §15 (1) |
| Коммуникационные службы Интернета. Сетевой этикет | §15 (2, 3) |
| Интернет как глобальная информационная система. Самостоятельная работа № 9 «Поисковые запросы в сети Интернет» | §16 (1, 2) |
| Достоверность информации, представленной в сети. | §16 (3) |
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар) | §14–16 |
| Контрольная работа №3 «Сетевые информационные технологии» | §14–16 |
Основы социальной информатики – 5 часов |
| Информационное общество | §17 |
| Информационное право | §18.1–18.3 |
| Информационная безопасность | §18.4 |
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар) | §17–18 |
| Тест по теме «Основы социальной информатики» | §17–18 |
Итоговое повторение |
| Основные идеи и понятия курса | §1–18 |
| Итоговая контрольная работа | |
Резерв учебного времени – 4 часа |
7