СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №10. Понятие о видах сложного предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных предложений; составлять схемы сложных предложений; определять вид сложного предложения, средства их связи;
  2. развивать навык правильной постановки знаков препинания, орфографическую зоркость; проверить умения выполнять  пунктуационный разбор сложных и осложненных простых предложений;
  3. воспитывать положительное  отношение к учебе, интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №10»

11 класс


Урок №10.

Понятие о видах сложного предложении.

Цель:

обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях

Задачи:


  1. совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных предложений; составлять схемы сложных предложений; определять вид сложного предложения, средства их связи;

  2. развивать навык правильной постановки знаков препинания, орфографическую зоркость; проверить умения выполнять пунктуационный разбор сложных и осложненных простых предложений;

  3. воспитывать положительное отношение к учебе, интерес к изучению русского языка.

Ожидаемый результат:

знают виды сложного предложения; различают виды сложного предложение; умеют расставлять знаки препинания в различных синтаксических конструкциях, моделируют сложные предложения

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

Оборудование:

таблицы, схемы, алгоритмы, разрезные карточки, индивидуальные карты урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Эмоционально-психологический настрой.

Вот тебе два дела,

Сделай же хоть одно из них;

Или то, что знаешь сам, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Анвари

Приветствуют учителя.

Обсуждают слова, предложенные в качестве эпиграфа

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.


Цель нашего урока определяем так: «Разложить всё по полочкам», повторить, обобщить, потренироваться, т. е. привести в систему наши знания по теме «Сложное предложение и его виды».

Стихотворение Е.Д. Марченко «Всё по полочкам», как нельзя, кстати, определяет наши задачи.

Разложить все по полочкам,

Все расставить по клеточкам,

Направление по струнке задать,

Без качанья, без хаоса,

Без излишнего пафоса,

Без свободы надуманной

Путь умей продолжать.

Итак, в путь за знаньями

Успеха! Удачи!

Записывают тему урока, формулируют цели урока

  1. Орфографический диктант.


Неук…снительное требование закона, скл…нение существительных, самовозг…рание вещества, укл…нение от налогов, р…стительный мир, откл…нение от курса, развитие отр…сли, г…рючий материал, подр…стковый врач.


- На какое орфографическое правило был диктант?

- От чего может зависеть выбор гласного в чередующихся корнях?

- В каких сферах употребляются эти выражения?

- Как называются эти слова? (профессиональные)

-Какой общей темой можно объединить эти выражения? (профессия)


Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, формулируют орфографическое правило, обосновывают свой выбор гласной.

Проверка по ключу.


  1. Осложненное списывание.

Мы живем в такое время когда без овл…дения научными знаниями невозможны (н…)труд (н…)элементарная культура человеческих отношений (н…)выполнение гражданских обязанностей. Учение (н…)может быть легкой и пр…ятной игрой дост…вляющей одни насл…ждения и удовольствия. Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он (н…)был и в этом одном заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги.

  1. __________

  2. __________

  3. __________


Записывают предложения, вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания, определяют вид предложений.

Проверка по ключу.


  1. Актуализация опорных знаний.

Виды сложных предложений.

  1. Составление схемы (теоретический материал).

  2. Самостоятельная работа с алгоритмами постановки знаков препинания в сложных предложениях.

- Что общего и чем отличаются ССП от СПП, ССП и СПП от БСП?


Из предложенных карточек составляют схему «Виды сложного предложения», сверяют со слайдом

  1. Синтаксический и пунктуационный тренинг

  1. Распределительная работа с предложениями: запись предложений по группам, определение вида СП по алгоритму, составление схем.

1 ряд – ССП (1,5)

2 ряд – СПП (2,3)

3 ряд – БСП (4,6)

  1. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

  2. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду.

  3. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.

  4. Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби.

  5. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.

  6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.

  1. Пунктуационный практикум.

- Определите количество знаков препинания в сложных предложениях

  1. А из тайги разомлевшей от теплых южных ветров от первых весенних дождей от солнца несет пахучей прелестью слежавшимися мхами запахом отогретой коры и еще чем-то ласковым и дразнящим. ____

  2. А когда стала надвигаться ночь следовавшая за ним по пятам она почувствовала какую-то перемену в воздухе как будто наполненном смолистым ароматом. _____

  3. А солнце опускалось за лес оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей которые прорезывались огненной полосой через весь лес ярко обливая золотом верхушки сосен а потом гасли один за другим. _____

  4. Адъютант передал князю что генерал узнав о выходе Хаджи-Мурата очень недоволен тем что ему не было доложено об этом и что он требует чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. _____

  5. Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шел к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные. _____


  1. Экскурс в мир профессий.

  1. Чтение учителем стихотворения «Трудится земля».

- О каких профессиях идет речь в этом стихотворении?

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля


  1. Выступления учеников (творческое домашнее задание).

1. «Все работы хороши…»!

Реклама профессий.

Использовал ли сложные предложения? Какие?

2. «Все работы хороши…»?

Размышление.

Престижная профессия.

Использовал ли сложные предложения? Какие?


  1. Дополнить предложение. Составить его схему.

  • Профессия – это источник существования, и ты …

  • Учись сегодня, а то завтра …

  • Сегодня ты много времени уделяешь знаниям, зато …


Выполняют предложенные упражнения (1,2).

Проверка по ключу.

































Прослушивают стихотворение, называют профессии, о которых упоминалось в нем.
















Выступают с творческим домашним заданием. Класс определяет количество сложных предложений, использованных одноклассниками.



Дополняют предложенные предложения, определяют их структуру, составляют схемы


  1. Подведение итогов.


Рефлексия «Ключевое высказывание»

  • Выберите фразу, которая вам больше импонирует. Объясните, почему именно это высказывание.

  • Один шаг - и мечта сбылась.

  • Всегда стремись к знаниям, и ожидает тебя успех.

  • Мудрецам внимают все, но голос наслажденья всегда сильней разумного сужденья.

  • Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. (Сенека)

  • Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак)

Осуществляют выбор высказывания, обосновывают свой выбор при помощи ПОПС-формулы.

Расставляют знаки препинания, определяют вид сложного предложения.

Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал по ССП (понятие ССП, виды союзов, смысловые отношения между частями ССП, знаки препинания – их постановка и отсутствие)

  2. §9, упражнение №88; орфографический практикум, стр.67

Записывают домашнее задание


Просмотр содержимого документа
«Карта урока»

Ф.И. учащегося ____________________________ 11 класс

Тема: Общие сведения о сложных предложениях.

  1. Орфографический диктант.

Неук…снительное требование закона, скл…нение существительных, самовозг…рание вещества, укл…нение от налогов, р…стительный мир, откл…нение от курса, развитие отр…сли, г…рючий материал, подр…стковый врач.

  1. Осложненное списывание. Расставьте знаки препинания, определите вид предложений.

Мы живем в такое время когда без овл…дения научными знаниями невозможны (н…)труд (н…)элементарная культура человеческих отношений (н…)выполнение гражданских обязанностей. Учение (н…)может быть легкой и пр…ятной игрой дост…вляющей одни насл…ждения и удовольствия. Человек должен трудиться работать в поте лица и в этом одном заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги.

  1. __________

  2. __________

  3. __________

  1. Повторение. Теория. Виды сложных предложений.



  1. Количество знаков препинания в сложных предложениях

  1. А из тайги разомлевшей от теплых южных ветров от первых весенних дождей от солнца несет пахучей прелестью слежавшимися мхами запахом отогретой коры и еще чем-то ласковым и дразнящим. ____

  2. А когда стала надвигаться ночь следовавшая за ним по пятам она почувствовала какую-то перемену в воздухе как будто наполненном смолистым ароматом. _____

  3. А солнце опускалось за лес оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей которые прорезывались огненной полосой через весь лес ярко обливая золотом верхушки сосен а потом гасли один за другим. _____

  4. Адъютант передал князю что генерал узнав о выходе Хаджи-Мурата очень недоволен тем что ему не было доложено об этом и что он требует чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. _____

  5. Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шел к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные. _____

Ф.И. учащегося ____________________________ 11 класс

Тема: Общие сведения о сложных предложениях.

  1. Орфографический диктант.

Неук…снительное требование закона, скл…нение существительных, самовозг…рание вещества, укл…нение от налогов, р…стительный мир, откл…нение от курса, развитие отр…сли, г…рючий материал, подр…стковый врач.

  1. Осложненное списывание. Расставьте знаки препинания, определите вид предложений.

Мы живем в такое время когда без овл…дения научными знаниями невозможны (н…)труд (н…)элементарная культура человеческих отношений (н…)выполнение гражданских обязанностей. Учение (н…)может быть легкой и пр…ятной игрой дост…вляющей одни насл…ждения и удовольствия. Человек должен трудиться работать в поте лица и в этом одном заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги.

  1. __________

  2. __________

  3. __________

  1. Повторение. Теория. Виды сложных предложений.



  1. Количество знаков препинания в сложных предложениях

  1. А из тайги разомлевшей от теплых южных ветров от первых весенних дождей от солнца несет пахучей прелестью слежавшимися мхами запахом отогретой коры и еще чем-то ласковым и дразнящим. ____

  2. А когда стала надвигаться ночь следовавшая за ним по пятам она почувствовала какую-то перемену в воздухе как будто наполненном смолистым ароматом. _____

  3. А солнце опускалось за лес оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей которые прорезывались огненной полосой через весь лес ярко обливая золотом верхушки сосен а потом гасли один за другим. _____

  4. Адъютант передал князю что генерал узнав о выходе Хаджи-Мурата очень недоволен тем что ему не было доложено об этом и что он требует чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. _____

  5. Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шел к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные. _____

- Дополни предложение.


Профессия – это источник существования, и ты ______________________________________________________________________________________________________________________

Учись сегодня, а то завтра ______________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня ты много времени уделяешь знаниям, зато ______________________________________________________________________________________________________________________


- Объясни знаки препинания. Определи вид сложного предложения.

  1. Один шаг и мечта сбылась.

  2. Всегда стремись к знаниям и ожидает тебя успех.

  3. Мудрецам внимают все но голос наслажденья всегда сильней разумного сужденья.

  4. Кто не знает в какую гавань он плывет для того нет попутного ветра. (Сенека)

  5. Бывают люди, похожие на нули им всегда необходимо чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак)















- Дополни предложение.


Профессия – это источник существования, и ты ______________________________________________________________________________________________________________________

Учись сегодня, а то завтра ______________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня ты много времени уделяешь знаниям, зато ______________________________________________________________________________________________________________________


- Объясни знаки препинания. Определи вид сложного предложения.

  1. Один шаг и мечта сбылась.

  2. Всегда стремись к знаниям и ожидает тебя успех.

  3. Мудрецам внимают все но голос наслажденья всегда сильней разумного сужденья.

  4. Кто не знает в какую гавань он плывет для того нет попутного ветра. (Сенека)

  5. Бывают люди, похожие на нули им всегда необходимо чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак)



Просмотр содержимого документа
«Карточки»

с разделительными союзами

с соединительными союзами





с противительными союзами



изъяснительные

определительные

цели

причины

образа действия

времени

места

обстоятельственные

сложносочиненные

бессоюзные

сложноподчиненные

Сложные предложения

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №10»

Девятнадцатое ноября  Классная работа  Виды сложного предложения   Вот тебе два дела, Сделай же хоть одно из них; Или то, что знаешь сам, передай другим, Или то, чего не знаешь, от других возьми. Анвари

Девятнадцатое ноября Классная работа Виды сложного предложения

Вот тебе два дела,

Сделай же хоть одно из них;

Или то, что знаешь сам, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Анвари

Орфографический диктант. Неук…снительное требование закона, скл…нение существительных, самовозг…рание вещества, укл…нение от налогов, р…стительный мир, откл…нение от курса, развитие отр…сли, г…рючий материал, подр…стковый врач.

Орфографический диктант.

Неук…снительное требование закона, скл…нение существительных, самовозг…рание вещества, укл…нение от налогов, р…стительный мир, откл…нение от курса, развитие отр…сли, г…рючий материал, подр…стковый врач.

Орфографический диктант. Неук о снительное требование закона, скл о нение существительных, самовозг о рание вещества, укл о нение от налогов, р а стительный мир, откл о нение от курса, развитие отр а сли, г о рючий материал, подр о стковый врач. ООООАОАОО

Орфографический диктант.

Неук о снительное требование закона, скл о нение существительных, самовозг о рание вещества, укл о нение от налогов, р а стительный мир, откл о нение от курса, развитие отр а сли, г о рючий материал, подр о стковый врач.

ООООАОАОО

Осложненное списывание. Расставьте знаки препинания, определите вид предложений. Мы живем в такое время когда без овл…дения научными знаниями невозможны (н…)труд (н…)элементарная культура человеческих отношений (н…)выполнение гражданских обязанностей. Учение (н…)может быть легкой и пр…ятной игрой дост…вляющей одни насл…ждения и удовольствия. Человек должен трудиться работать в поте лица и в этом одном заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги.

Осложненное списывание.

Расставьте знаки препинания, определите вид предложений.

Мы живем в такое время когда без овл…дения научными знаниями невозможны (н…)труд (н…)элементарная культура человеческих отношений (н…)выполнение гражданских обязанностей. Учение (н…)может быть легкой и пр…ятной игрой дост…вляющей одни насл…ждения и удовольствия. Человек должен трудиться работать в поте лица и в этом одном заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги.

КЛЮЧ

КЛЮЧ

Распределительная работа с предложениями: запись предложений по группам, определение вида СП по алгоритму, составление схем.

Распределительная работа с предложениями:

запись предложений по группам, определение вида СП по алгоритму, составление схем.

  • 1 ряд – ССП
  • 2 ряд – СПП
  • 3 ряд – БСП
Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
  • Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.
  • Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду.
  • Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.
  • Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби.
  • Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.
  • Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
КЛЮЧ 1 ряд – ССП (1,5) 2 ряд – СПП (2,3) 3 ряд – БСП (4,6)

КЛЮЧ

1 ряд – ССП (1,5)

2 ряд – СПП (2,3)

3 ряд – БСП (4,6)

Пунктуационный практикум

Пунктуационный практикум

  • А из тайги разомлевшей от теплых южных ветров от первых весенних дождей от солнца несет пахучей прелестью слежавшимися мхами запахом отогретой коры и еще чем-то ласковым и дразнящим.
  • А когда стала надвигаться ночь следовавшая за ним по пятам она почувствовала какую-то перемену в воздухе как будто наполненном смолистым ароматом.
  • А солнце опускалось за лес оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей которые прорезывались огненной полосой через весь лес ярко обливая золотом верхушки сосен а потом гасли один за другим.
Пунктуационный практикум 4. Адъютант передал князю что генерал узнав о выходе Хаджи-Мурата очень недоволен тем что ему не было доложено об этом и что он требует чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. 5. Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шел к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные.

Пунктуационный практикум

4. Адъютант передал князю что генерал узнав о выходе Хаджи-Мурата очень недоволен тем что ему не было доложено об этом и что он требует чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему.

5. Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шел к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные.

КЛЮЧ 1. 6 2. 3 3. 4 4. 6 5. 6

КЛЮЧ

1. 6

2. 3

3. 4

4. 6

5. 6

Моделирование Дополнить предложение. Составить его схему.

Моделирование

Дополнить предложение. Составить его схему.

  • Профессия – это источник существования, и ты …
  • Учись сегодня, а то завтра …
  • Сегодня ты много времени уделяешь знаниям, зато …
Подведение итогов

Подведение итогов

  • Один шаг - и мечта сбылась.
  • Всегда стремись к знаниям, и ожидает тебя успех.
  • Мудрецам внимают все, но голос наслажденья всегда сильней разумного сужденья.
  • Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра (Сенека)
  • Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак)
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Повторить теоретический материал по ССП (понятие ССП, виды союзов, смысловые отношения между частями ССП, знаки препинания – их постановка и отсутствие)
  • §9, упражнение №88;
  • орфографический практикум, стр.67