Операционно-деятельный этап | - Комплексный анализ текста.
- Прием «Свободный микрофон»
- Только в России насчитывается свыше 2 миллионов озер. А знаете ли вы, какие из них самые глубокие? Байкал - 1637 м. Безусловным мировым, а не только российским, рекордсменом по глубине является расположенный в Сибири Байкал. Этот древнейший водоем вобрал в себя пятую часть имеющейся на нашей планете пресной воды. Своей формой озеро напоминает полумесяц, зажатый между горными хребтами и сопками. Могучий и прекрасный Байкал окружен 27 островами. Вода в нем чистая и невероятно прозрачная благодаря неустанной работе микроскопических представителей местной фауны. Среди загадок Байкала ученые называют становые щели, ледяные шатры и темные кольца. Тренировочные упражнения (работа в постоянных парах или группах). Учащимся предлагается прочитать текст и выполнить 14 заданий с кратким ответом. Этот вид работы позволяет проверить языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний по орфографии, пунктуации и синтаксиса; владения основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях) БАЙКАЛ (1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний. (6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист застывшее тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря. (9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой. (16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…» (25) Я понимаю его… Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Из предложения 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В2. Из первого абзаца выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется – З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный». В3. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В суффиксах прилагательных -онн-, -енн- пишется две буквы нн». В4. Из приведённого ниже предложения 22 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово. Я теперь чувствую, (1) что могу немало сделать, (2) и, (3) кажется, (4) различаю, (5) что нужно делать и чего не нужно. В5. Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочинённого предложения. Всё, (1) что отпущено человеку для впечатлений, (2) в товарище моём было очень скоро переполнено, (3) и он, (4) не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, (5) замолчал. В6. Из приведённого ниже предложения 24 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Я поднимаюсь утром и, (1) поклоняясь в вашу сторону, (2) где батюшка-Байкал, (3) начинаю горы ворочать. В7. Замените словосочетание из предложения 9, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. летнее торжество – … В8. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу. В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. В10. Среди предложений 9, 10, 11, 16, 21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений В11. Среди предложений 19, 20, 22, 23, 24 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В12. Среди предложений 15-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения. В13. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В14. В предложении 20 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение. | Читают текст. Выполняют задания к тексту, используя языковые и лингвистические компетенции Проверяется задание фронтально с использованием проектора. В-1: набираясь В-2: разговор В-3: восторженного В-4: 3,4 В-5: 3 В-6: 2,3 В-7: торжество лета В-8: принял В-9: 3 В-10: 9,10 В-11: 24 В-12: 16 В-13: 12 В-14: Он писал, что вновь прибавились силы. |