Вариант 5
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 -3.
Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-веселые деревенские песни... Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезет меня к себе...
(И.А. Бунин)
-
Самостоятельно подберите подчинительный союз времени, который должен стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
-
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
-
РОГ - музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом. Пастушеский рог.
-
УСАДЬБА - земельный участок около дома, занятый садом, огородом и т.п.; приусадебный участок. Копать огород на усадьбе.
-
МИРНЫЙ - без вражды, ссоры, войны. Мирное время
-
ЛАД - клавиши гармоники, струнного, духового инструмента. Перебирать лады.
-
ДРОБНЫЙ - частый и мелкий. Дробный стук дождя.
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
-
Текст написан в художественном стиле; цель автора - передать атмосферу осени и воспоминания о детстве.
-
Для создания атмосферы уюта и тепла автор использует в тексте диалог между героями.
-
Автор использует выразительные средства языка, такие как эпитеты (печально-веселые песни) и олицетворение (умирают сумерки).
-
Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, обособленные определения и обстоятельства.
-
Лексика текста строго нейтральная, без использования изобразительных средств.
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
-
звОнит
-
сверлИшь
-
клАла
-
стОляр
-
начАвший
Ответ:
-
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка
Склоны гор были покрыты густыми ЛЕСНЫМИ массивами, и создавалось ощущение полной оторванности от цивилизации.
После ремонта квартира стала более ЭСТЕТИЧНОЙ.
Гости были поражены ГАРМОНИЧНОЙ атмосферой, царившей в доме.
По окончании проекта все сотрудники получили ПАМЯТНЫЕ подарки.
Между нашими странами установились ДРУЖЕСКИЕ отношения, способствующие развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Ответ:
-
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
При планировании нового образовательного проекта первостепенное внимание уделяется качеству учебных материалов и квалификации преподавателей.
Ответ:
-
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛОЖИТЕ книгу на стол ПОЕЗЖАЙ навстречу несколько КИЛОГРАММОВ ЛЕГЧЕ этого пара ТУФЕЛЬ Ответ:
-
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
-
неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением -
ошибка в построении предложения с однородными членами Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Д) ошибка в согласовании между подлежащим и сказуемым | -
Готовясь к сложному хирургическому вмешательству, команда врачей провели несколько совещаний, чтобы обсудить все возможные риски и продумать альтернативные методы лечения. -
Режиссёр, известный своим перфекционизмом, настолько увлёкся созданием идеального кадра, что съёмки одного эпизода растянулись на несколько недель. -
В своей повести он не только тщательно описал каждую деталь, а также смог передать те эмоции, которые испытывал во время работы над произведением. -
По приезде в новый город мне рассказали множество интересных историй о его культурных достопримечательностях и исторических памятниках, которые обязательно стоит увидеть. -
О романе "Евгении Онегине" часто говорят как о величайшем произведении русской литературы, в котором Александр Пушкин мастерски сочетает глубокий психологизм, тонкую иронию и философские размышления о судьбе, любви и смысле жизни. -
Управляющий компании принял стратегическое решение о расширении бизнеса на международные рынки, несмотря на значительные риски и неопределённость экономической ситуации. -
Несмотря на многочисленные предупреждения, работники фабрики не успели завершить все необходимые процедуры до прихода инспекции. |
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
-
Архитекторы, забывшие то, что природные условия региона могут оказывать сильное влияние на конструкции, допустили серьёзные просчёты в проектировании.
-
В пьесе "Гроза" Островского мастерски раскрывает сложные человеческие отношения и социальные конфликты через образ сильной и независимой женщины, которая стремится вырваться из тёмных оков традиций и предрассудков.
-
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
-
изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная
-
регламент, стр..мянный, честолюбие
-
пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..сший
-
отраслевой, уравнение, ав...нгард
-
обн..жать, декл.мировать, проск.чу (на коне весь день)
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена дна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
пр..пона, пр..звание, прекрасный
-
ра..щелина, ни..вергнуть, ра..четливый,
-
пр.. .образ, вз.. .браться, пр.. .российский
-
трех..ядерный, ад..ютант, супер.ёлка
-
мед..нститут, с..грать, вз.мать
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
тюл..вый, гуттаперч.вый
-
французский, одес.кий
-
шалаш..к, вздраг..вать
-
эмал..вый, остр..нький,
-
волч..нок, ноч..вка
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
крикн..шь, выточ..шь
-
выгляд..вший (плохо), блещ..т
-
(туман) стел..тся (по земле), муч..мый
-
выслуш..нный, (они) держ..т
-
(поезда) отход..т, тащ..щий
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
-
Отнюдь (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ писатель опубликовал свой первый роман, который сразу же стал бестселлером.
-
(НЕ)ЗАБЫВАЯ о важности саморазвития, девушка продолжала учиться новым навыкам каждый день.
-
Она продолжала верить в успех и двигаться вперёд, (НЕ)СМОТРЯ на все трудности.
-
В мире (НЕ)БЫВАЕТ двух абсолютно одинаковых людей, каждый человек уникален по-своему.
-
(НЕ)УСПЕВШИЕ отдохнуть после долгого похода туристы отправились покорять новые вершины.
Ответ:
-
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
-
Когда солнце скрылось за горизонтом и последние лучи заката озарили (ПОЛ)НЕБА, казалось, что звёзды вот-вот зажгутся, (КАК)БУДТО сама природа затаила дыхание в ожидании чего-то волшебного.
-
(КОЕ)ГДЕ среди зелени, виднелись яркие цветы, которые (ПО)ОСОБЕННОМУ радовали глаз своей красотой и разнообразием красок.
-
(ИЗ)ЗА (МОЛОЧНО)БЕЛОГО тумана, окутавшего город, улицы казались таинственными и загадочными.
-
(ВО)КРУГ раскинулись (ВЕЧНО)ЗЕЛЁНЫЕ деревья, создавая атмосферу умиротворения и гармонии.
-
(СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ предприятия (ПО)ПРЕЖНЕМУ играют важную роль в экономике страны, несмотря на развитие новых технологий.
Ответ:
-
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
На подоко(1)ике стоял деревя(2)ый ящик, позолоче(3)ый краской, внутри него лежали недописа(4)ый сценарий и старый фотоаппарат.
Ответ:
-
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
-
Небо постепенно темнело и звёзды начали появляться на нём одна за другой.
-
Вечером отдыхающие прогуливались вдоль озера и тишина окружала их со всех сторон.
-
Его глаза то светились радостью то наполнялись печалью.
-
Он не только забыл про встречу но и проигнорировал все напоминания.
-
В тени старого и густого леса спрятались птицы и звери перед надвигающейся грозой.
Ответ:
-
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В новом романе (1) опубликованном под псевдонимом (2) скрывается история (3) полная загадок (4) и неожиданных поворотов (5) захватывающих читателя с первых страниц.
Ответ:
-
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаешь (1) Ольга (2) конечно (3) мне бы очень хотелось, чтобы ты (4) всё-таки (5) попробовала свои силы в этом проекте (6) однако (7) я упустил из виду, что у тебя может не хватить опыта или навыков для выполнения такой сложной задачи.
Ответ:
-
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда я пришла домой (1) заметила (2) что кошка (3) которая (4) обычно прячется (5) как только слышит шум (6) сидит на диване (7) словно ждет меня.
Ответ:
-
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я шла из магазина (1) и (2) когда увидела (3) что дождь начался (4) мне стало грустно (5) потому что планировать прогулку с друзьями было бесполезно.
Ответ:
-
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В недавно обнаруженной пещере, скрытой от глаз на вершине горы, ученые наткнулись на загадочные изображения, оставленные древними цивилизациями. (2) Эти рисунки, выполненные с удивительной точностью, изображают не только сцены повседневной жизни, но и небесные явления, которые наши предки могли наблюдать. (3) Открытие стало началом нового витка исследования, бросившего вызов традиционным представлениям о развитии культуры. (4) Каждое изображение словно шепчет историю, запретившую забыть об основах человеческой связи с природой. (5) Исследователи распутывают тайны, связанные с астрономией и наукой, пытаясь понять, как древние люди могли интерпретировать то, что находилось за пределами их восприятия. (6) Их выводы заставляют пересмотреть не только историю, но и наше место в бескрайнем мире. (7) Дерзкие предположения о том, что эти рисунки могли служить навигационными картами для путешественников, открывают новые горизонты для изучения методов передвижения древних люди.
(8) Возможно, через века мы находим ту самую нить связи, которая соединяет нас с нашими предками, позволяя лучше понять их мироощущение и восприятие времени.
Ответ:
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А. В церковной росписи оконниц | 1) аллитерация |
Так в вечность смотрят изнутри... | 2) инверсия |
(Б.Л. Пастернак) | 3) параллелизм |
Б. Слагаю я весёлые стихи | 4) сравнение |
О жизни тленной, тленной и прекрасной. | 5) анафора |
(А.А. Ахматова) | 6) ассонанс |
В. Безмолвна неба синева, | 7) лексический повтор |
Деревья в мареве уснули. | 8) эпифора |
(В.А. Солоухин) Г. Красиво падала листва, Красиво плыли пароходы. (Д.С. Самойлов) Д. В ней чувство и мысль - Словно конь и подпруга. (В.А. Костров) | 9) олицетворение |
Прочитайте текст и выполните задания 23-27.
(1)Сверкающий дуговыми фонарями, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутёмным перронам крадучись подходили длинные, пахнущие йодоформом санитарные поезда, и начиналась выгрузка раненых.
(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Ждать приходилось долго. (6)Каждый раз к нам подходили женщины в тёплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых.
- (7)Ждите! - отвечали мы.
(8)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар. (9)Они приходили к вокзалу на всякий случай: может быть, среди раненых найдётся муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
(10)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступлённо всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешёвых рассыпных папирос. (11)Иные из женщин плакали от жалости. (12)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (13)Эти слова простой русский человек носит в себе про чёрный день и поверяет только такому же простому своему человеку.
(14)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (15)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно. (16)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (17)Там мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки. (18)Иногда мы возили раненых австрийцев. (19)В то время Австрию насмешливо называли «лоскутной империей», а австрийскую армию - «цыганским базаром». (20)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей.
(21)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (22)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (23)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятёркой по географии.
(24)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (25)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя жёлтыми глазами. (26)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (27)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шёпот:
- Есмь славянин! (28)Полонённый у велика-велика битва... брат мой.
(29)Он закрыл глаза. (30)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (31)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (32)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запёкшимся от крови бинтом на горле. (33)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных? (34)Очевидно, он хотел сказать: не его вина, что он поднял оружие против братьев. (35)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал прямо из своей деревни, где растут вековые ореховые деревья и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной медведь.
(36)Я вытащил у австрийца из-под расстёгнутого ворота куртки полковой значок. (37)На нём было выгравировано: «Иованн Петрич, 38719, Весёлый Дубняк (Босния)».
(38)Дома я написал открытку о смерти Иованна Петрича и послал в Боснию, в селение Весёлый Дубняк на имя семьи Петричей. (39)Когда я писал эту открытку, я видел в своём воображении белый низкий дом - такой низкий, что окна его были на локоть от земли. (40)Я видел заросли пожухлых лопухов под окнами и ястреба, висевшего над домом в жарком небе. «(41)Полонённый у велика-велика битва... брат мой», - вспоминал я тяжёлый шёпот. (42)Кто виноват, что «швабы» в зелёных тесных мундирах оторвали его, Иованна, от родных садов? (43)Он был покорный и добрый, Иованн, - это было видно по его серым круглым глазам, глазам мальчика на лице пожилого мужчины.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский - известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
-
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Брестский вокзал был главным военным вокзалом Москвы, потому что с него отправлялись эшелоны на фронт.
-
Женщины переживали за своих близких и каждую ночь приходили на вокзал, чтобы узнать от вожатых об их судьбе.
-
Чаще всего раненых отвозили в главный военный госпиталь Австрии.
-
Австрийский солдат, которого принесли в вагон, сказал, что он славянин.
-
Иованн Петрич был ранен в руку и потерял возможность двигаться.
Ответ:
-
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
-
В предложении 4 содержится описание.
-
Предложение 20 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 19.
-
Предложение 22 объясняет содержание предложения 21.
-
В предложениях 33-35 представлено рассуждение.
-
В предложениях 40-43 представлено повествование.
Ответ:
-
Из предложений 8-13 выпишите один фразеологизм.
Ответ:
-
Среди предложений 8-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного местоимения и формы слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). Ответ: