№ 15 Слова с буквами Ии, Й
Организационный момент.
Тема. Слова с буквами Ии, Й
Задачи урока: учащиеся научатся распознавать согласный звук [й'] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.
Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В животе баня,
В носу решето.
На голове пуговица,
Одна рука и та на спине.
Только бег его спасает.
От врагов он убегает.
Прыгает, как мячик
Быстроногий ...
Из железа тучка,
А из тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка.)
— Какой общих звук в этих словах-отгадках? ([й'])
Подчеркните в словах букву, которая обозначает звук [й1].
3. Первичное усвоение новых знаний
Работа с учебником (с. 78)
— Прочитайте тему урока. (Буквы й и и.)
Уточните познавательную задачу урока. (Чем отличаются звуки [и] и [й']?)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать согласный звук [й'] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.
— Вспомните, что вы знаете о звуках [и] и [й’]. Приведите примеры слов с этими звуками.
Упражнение 2 (с. 78) (устно).
https://www.youtube.com/watch?v=nCCNGmHHs24
— Обратите внимание, что звук [й’] — это согласный звук. И без гласного звука он слога не составляет.
Словарная работа
Работа со словом дежурный.
Что означает слово дежурный?
Дежурный — человек, который выполняет в порядке очереди какие- либо служебные поручения или обязанности.
— Подумайте, кто может быть дежурным? (Дежурный по классу, дежурный врач).
— Постарайтесь объяснить написания гласной в первом слоге.
4. Первичная проверка понимания и закрепление
Упражнение 3 (с. 79) (устно).
Игра «Собери слова е слоги»
— Составьте слова. (Мойка, зайка, лайка, сойка, тройка, лейка, копейка, майка, гайка, стройка.)
Объясните значение каждого слова.
— Найдите среди всех слов многозначное слово. (Тройка.)
https://www.youtube.com/watch?v=NCu0SVlfUnk
Упражнение 5 (с. 80) (устно).
— Прочитайте слова. Обратите внимание на правила переноса слов с буквой й в середине слова. Постарайтесь сделать вывод.
https://www.youtube.com/watch?v=a4X__mCdKQc
Упражнение 4 (с. 79) (в тетрадь).
— Прочитайте сочетания слов.
Какие буквы пропущены?
Вспомните, какой словарь поможет нам проверить правильность написания словарных слов. (Орфографический словарь.). Спиши три сочетания слов.
— Выпишите столбиком выделенные слова. Рядом с каждым словом запишите слово, противоположное по значению. (Трусливый — смелый, новый — старый, чёрный — белый, маленький — большой).
https://www.youtube.com/watch?v=77arlXY_1-U
5. Задание для любознательных.
Упражнение 6 (с. 80)
— Ответьте на второй вопрос рубрики «Проверь себя» — как разделить для переноса слова скамейка, дежурный.