Критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников.
Попова Марина Анатольевна –
учитель начальных классов первой категории
Хозяинова Людмила Александровна –
учитель начальных классов первой категории
С 2011 года на базе МБОУ Саранпаульская СОШ Березовского района ХМАО Югра действует окружная экспериментальная площадка «Индивидуально-личностное развитие обучающихся коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования».
Актуальность данного эксперимента определяется тем, что в условиях модернизации образования современное общество предъявляет требования, прежде всего к индивидуально-личностному развитию школьников, повышению их творческого потенциала.
Развитие школьников рассматривается как основной показатель эффективности процесса обучения и воспитания. В настоящее время школьники, в том числе и дети коренных малочисленных народов Севера, испытывают значительные трудности в обучении, в котором недостаточно учитывается целый ряд обстоятельств, влияющих на индивидуально – личностное развитие: это воздействие климатических условий и особенностей социальной микросреды, в которых они проживают. Возможности сельской школы в развитии личности учащихся напрямую зависят от ее места расположения и социально-экономических условий жизни населения сельского поселения, в котором она находится. Наш посёлок находится в труднодоступном месте. Большинство детей народов Севера практически не выезжают за его пределы, что сказывается на кругозоре и развитии этих детей. При организации педагогического процесса приходится учитывать специфику нашего социума. В школе обучаются дети из 297 семей, из них: многодетных - 64; малообеспеченных – 42; неблагополучных – 10; находящихся в тяжёлой жизненной ситуации – 10; безработных – 35. Данные цифры говорят о том, что образовательный уровень большинства родителей находится на среднем и низком уровнях, поэтому образовательная роль учащихся полностью зависит от детского сада и школы. Примерно половина учащихся нашей школы воспитываются в семьях со средним и низким материальным достатком. Что сказывается на разностороннем развитии учащихся.
Сведения об учащихся.
Из общего количества учащихся детей - сирот - 4; инвалидов – 3; детей, оставшихся без попечения родителей – 6. В интернате проживают 9 учащихся.
Не все ученики смогли адаптироваться: 8 учащихся состоят на внутришкольном контроле; 3 учащихся состоят на учёте в КДН и ОДН.
18 учащихся состоят на диспансерном учёте.
Национальный состав учащихся.
Всего | манси | ненцы | ханты | коми | русские |
389/ 210 | 135 | 65 | 10 | 83 | 84 |
Помимо основных национальностей в школе обучаются узбеки – 3; марийка – 1; молдаване – 2; украинцы – 2; удмурты – 1; лачки – 3.
Национальный состав педагогического коллектива
Всего | манси | ненцы | коми | русские | башкиры | марийцы |
50 | 7 | 4 | 12 | 24 | 1 | 1 |
Анализируя национальный состав учащихся и педагогов школы видно, что между педагогами и учащимися есть взаимопонимание, так как нет больших расхождений между разновидностями национального состава. Педагоги знают традиции и культуру народов Севера.
Кроме того, недостаточно исследованы морфофизиологические, психологические особенности обучаемых, что вызывает у педагогов затруднения в выборе и освоении инновационных технологий. Мало исследованными являются теоретические вопросы научно-педагогического обеспечения индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.
Современный этап развития школы в условиях ее модернизации и реализации требует поиска путей и создание условий для профессионального роста преподавателей, их творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Само время предъявляет к учителю такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию потока информации. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту напрямую зависит и качество образования молодого поколения, его готовность к жизни. Поэтому в рамках эксперимента был проведен промежуточный мониторинг по показателям самообразования и саморазвитию классных руководителей нашей школы по следующим критериям. В анкетировании приняли участие 24 педагога школы.
1.Научно – методическое обоснование своей воспитательной деятельности
1.1. | Какое место в вашей профессиональной деятельности занимает самообразование? | ![]() |
1.2. | Владеете ли вы культурой общения с учащимися, коллегами, родителями? | ![]() |
1.3. | Свой профессионализм в воспитательной деятельности классные руководители оценили следующим образом: | ![]() |
2.Педагогическое мастерство классных руководителей:
2.1. | В какой степени вы испытываете стремление к профессиональному совершенству? | ![]() |
2.2. | Насколько свободно вы владеете технологиями воспитательной деятельности? | ![]() |
2.3. | Испытываете ли вы потребность в творчестве и самосовершенствовании своего мастерства? | ![]() |
3. Организаторские навыки в работе классного руководителя
3.1 | Знакомы ли вы с проектно-организаторской функцией в воспитательной работе и владеете ли ею? | ![]() |
3.2. | Есть ли у вас стремление к разработке инновационной технологии в воспитательной работе? | ![]() |
3.3. | В какой степени вы владеете навыками организации коллективно- творческих дел? | ![]() |
4.Методика самооценки эффективности воспитательной работы (по 5-балльной системе)
4.1. | Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач? | ![]() |
4.2. | Какова степень эффективности реализации классным руководителем управленческих функций? | ![]() |
4.3. | Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания. | ![]() |
4.4. | Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы. | ![]() |
Делая вывод по данным диаграммам можно сказать о том, что все педагоги нашей школы занимаются самообразованием, владеют культурой общения с учащимися, коллегами и родителями. Большинство педагогов свой профессионализм оценивают на среднем уровне. Классные руководители изучают новые технологии, стремятся применять их на практике.
5.Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы (ранжирование)
1. Совершенствование планирования работы классных руководителей.
2. Повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя.
3. Обмен передовым педагогическим опытом.
4. Использование классным руководителем разнообразных форм и методов работы.
5. Прохождение специальных курсов повышения квалификации классным руководителем.
6. Постоянное самообразование классного руководителя.
7. Оказание администрацией школы помощи классному руководителю.
8. Материальное стимулирование классного руководителя.
Результаты данного анкетирования педагогов показывают, что многих учителей характеризует высокий уровень потребности в самообразовании, учителя осваивают новые технологии.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, самое главное, чтобы было желание у педагогов к самообразованию.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Понять, как традиционные ценности вписываются в современность, способность сформулировать и решить инновационную задачу и оценить, насколько удалось решение. В образовании идёт интенсивный процесс создания общероссийской и региональных систем оценки качества образования. Достижения учащихся представляют собой наиболее значимые объекты оценки: из школьных оценок выводятся общероссийская оценка качества образования. Под достижениями в данном случае понимаются личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи. Качество образования определяется как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Новое качество образования предполагает выход за пределы традиционной ЗУНовской результативности, ЗУНовского качества и представления результативности образования не только и не столько в отметках и результатах ЕГЭ, но в показателях развития компетентностей обучающихся. Новая результативность — это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает чётких алгоритмов поведения. В соответствии с таким подходом к качеству образования можно выделить следующие модули критериальной оценки: функциональная грамотность (предметные компетенции); ключевые компетенции (надпредметные знания, умения, способности решать личностные и социально значимые проблемы).
По данным критериям мы провели промежуточный срез по индивидуально – личностному развитию школьников нашей школы и получили следующие результаты.
1. Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)»
Содержание критерия:
Сформированность данной компетенции предполагает наличие знаний, умений и способностей учащихся, обеспечивающих успешность освоения государственных образовательных стандартов и образовательных программ школы - способность применять знания на практике, способность к обучению, способность адаптации к новым ситуациям, способность генерировать идеи, волевое стремление к успеху, способность к анализу и синтезу.
Данный критерий в первую очередь, позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.
Показатели по критерию.
Предлагается в первую очередь опираться на такие традиционные, доступные всем показатели:
- позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год. Позитивная динамика может подтверждаться отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);
- позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);
- увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий;
- увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий;
- посещаемость кружков, секций, элективных курсов. Индикаторами данного показателя могут быть: численность, посещаемость и сохранность контингента учащихся, подтверждаемые соответствующими документами и школьной отчётностью.
![]()
2. Критерий «Формирование социальных компетенций»
Содержание критерия:
Сформированность данного типа компетенций предполагает способность учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов, способность быть лидером, способность работать автономно.
Показатели по критерию:
- Активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы и окружающего социума, участие в органах школьного самоуправления, социальных проектах. Индикатором по данному критерию могут являться официальные письма благодарности, отзывы, положительная информация в СМИ о деятельности учащихся ОУ (волонтёрское движение, благотворительные акции и др.
- Сформированность правового поведения. Индикатором по данному критерию могут быть: отсутствие правонарушений учащихся за отчётный период (в соответствии с данными ОВД), результаты участия в конкурсах на знание основ законодательства РФ.
- Сформированность основ экономического сознания. Индикатором по данному критерию могут быть победы и участие в различного рода конкурсах, проектах по экономической проблематике.
- Процент успешно социализирующихся детей группы риска. Индикатором по данному критерию может быть отрицательная динамика распространения наркомании и алкоголизма, числа детей, стоящих на учёте.
- Наличие индивидуальных образовательных траекторий учащихся, ориентированных на получение профессионального образования. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.
- Участие в разнообразных межвозрастных социально значимых проектах. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, участвующих в межвозрастных проектах.
По диаграмме «Формирование социальных компетенций» видно, что большинство учащихся нашей школы владеют социальными компетенциями, которые были рассмотрены при анализе данного критерия.
3. Критерий «Формирование поликультурных компетенций».
Содержание критерия.
Поликультурная компетентность предполагает понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий.
Показатели по критерию.
- Результаты исследования толерантности в классе;
- Отсутствие конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;
- Участие учащихся в программах международного сотрудничеств. Индикатором по данному критерию могут являться различные документы, подтверждающие участие в международной программе;
- Участие в мероприятиях, посвящённых укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных социальных слоёв, национальностей и концессий. Индикатором по данному критерию может быть официальная благодарность организаторов мероприятий, их участников в адрес учащихся школы (класса);
- Знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в глобальное сообщество. Индикатором по данному критерию может служить участие в конкурсах, проектах.
Исходя из данных анкетирования можно сказать, что у обучающиеся нашей школы
поликультурные компетенции сформированы на уровне выше среднего. В учреждении отсутствуют межнациональные конфликты. Учащиеся с уважением относятся к людям других национальностей.
4. Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»
Содержание критерия
Данный тип компетенций отражает владение навыками устного и письменного общения,
владение несколькими языками, а также умения разрешать конфликты ненасильственным путём, вести переговоры.
Показатели по критерию:
- Позитивная динамика «качества знаний» по русскому языку и литературе учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками экспертов в ходе наблюдения и проведения опросов, а также в ходе изучения продуктов деятельности ребёнка.
- Результаты литературного творчества учащихся. Индикатором по данному критерию может быть наличие авторских публикаций, как в школьных, так и в других видах изданий, а также награды.
- Благоприятный психологический климат в классе. Индикатором данного критерия могут быть результаты социально психологического исследования, проведённого в классе специалистом.
- Наличие практики конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Отсутствие деструктивных последствий конфликтов, наносящих вред физическому, психическому и нравственному здоровью.
Вывод : Формирование коммуникативных компетенций у учащихся нашего образовательного учреждения находится на уровне выше среднего.
5. Критерий «Формирование информационных компетенций»
Содержание критерия.
Владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой коммуникации.
Показатели по критерию
- Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся ИКТ. Индикатором по данному критерию могут быть: высокая оценка коллег, получаемая в ходе открытых занятий, а также результаты учебной деятельности учащихся, оформленные в цифровом виде.
- Разработка и использование учащимся общественно признанного авторского продукта. Индикатором может быть предъявленный продукт.
- Увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях по И ВТ школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
![]()
6.Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»
Содержание критерия.
Способность учиться, развивать познавательный интерес.
Показатели по критерию:
- Устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы. Индикатором данного критерия могут быть результаты анкетирования родителей, учащихся, экспертные оценки работников библиотеки
- Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования в школе и классе. Индикатором по данному критерию могут служить продукты деятельности ребёнка, полученные в процессе внутришкольной или внутриклассной деятельности, а также участие и победы в различных проектах.
- Увеличение количества творческих работ учащихся по предметам образовательной программы ОУ, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
- Процент выпускников, продолживших образование в соответствии с избранным профилем в учреждениях профессионального образования. Индикатором по данному критерию могут быть внутришкольная отчётность, отзывы выпускников и родителей.
![]()
7. Критерий «Общекультурных компетенций»
Содержание критерия
Содержание данных критериев отражает духовно - нравственное развитие личности, его общую культуру, личную этическую программу направленные на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека, природы и техники.
Показатели по критерию.
- Увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в соревнованиях, а также реестр участников.
- Увеличение количества учащихся, занятых творческими видами деятельности. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в выставках, фестивалях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
- Участие в природоохранительной деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в природоохранительной деятельности.
- Участие в туристическо - краеведческой деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в туристическо - краеведческой деятельности.
- Участие в волонтёрском движении. Индикатором по данному критерию может быть реализация общественно полезных дел и проектов.
![]()
![]()
Из данной гистограммы видно, что педагоги оценивают свою деятельность по индивидуально личностному развитию школьников на уровне выше среднего. Но необходимо больше уделять внимания формированию информационных компетенций у учащихся нашей школы.
Изучив критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников, мы сделали вывод, что во многом эти результаты зависят от региональных особенностей, от заинтересованности семьи в обучении школьников, от уровня образования родителей, а также от профессионального мастерства педагогов. Для этого надо развивать потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывать творческий потенциал учащихся.