СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс "Число имён прилагательных": технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс "Число имён прилагательных": технологическая карта»

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: Единственное и множественное число имён прилагательных.

Тип урока: открытие новых знаний.

УМК: «Школа России».

Класс: 2 «А». Часть: 2.

Цель: формирование у обучающихся представления о числе имен прилагательных через изменение прилагательных по числам.

Задачи:

Дидактические:

1. актуализировать имеющиеся знания по теме «Имя прилагательное»;

2. повторить тему «Единственное и множественное число имён существительных»;

3. познакомить с единственным и множественным числом имён прилагательных, со связью прилагательного с именем существительным;

4. учить определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам.

Развивающие:

1. развивать устную и письменную речь;

2. развивать умение организовывать продуктивное взаимодействие;

3. развивать умение ориентироваться в системе знаний.

Воспитательные:

1. стимулировать интерес к изучению русского языка через внедрение приёма «Сюжетная линия».

2. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам через проговаривание правил работы в паре.

Этапы урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Дидактические, интерактивные средства обучения

Формы контроля, взаимоконтроля

Результат обучения

предметный

Метапредметный




личностный

Мотивационный этап.

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку

Словесный метод: беседа.

Приём «Пословица/поговорка».










Приветствует учеников, организует проверку готовности к уроку, настраивает на предстоящую работу.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех приветствовать. Садитесь.

-Проверьте свою готовность к уроку.

-Молодцы! Я вижу, что все готовы.

- Обратите внимание на слайд. Перед вами пословица. Послушайте внимательно и подумайте, как вы её понимаете.

«Знания собираются по капельке.»

- Итак, ребята, как вы понимаете данную пословицу?

- Я полностью с вами согласна. Каждый день мы узнаем что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в это море. И на этом начинаем наш урок.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Объясняют пословицу. Слушают учителя.


- Мы узнаем на каждом уроке что-то новое, что образует большое знание.

Фронтальная.










 

Презентация.


















Контроль со стороны учителя за организацией обучающихся, за правильностью ответов обучающихся. Самоконтроль за готовностью к уроку.

-





Р: умение организовать рабочее место.

К: умение сотрудничать в процессе взаимодействия с учителем.

Принятие статуса ученика.

Актуализация опорных знаний

Организовать актуализацию изученных понятий и способов действий достаточных для новых знаний.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация.

Приём «Сюжетная линия».

Организует повторение ранее изученного материала. Вовлекает в сюжетную линию. Организует межпредметную связь с окружающим миром.

- Откройте свои тетради, положите под наклоном. Отступите две строки от прошлой записи, и по центру запишите число: Пятое апреля. Не забывайте поставить точку в конце записи числа. В следующей строке запишите: Классная работа.

- Готовность покажите посадкой.

- Молодцы. Сегодня к нам на урок прилетели Белка и Стрелка. Наверное, каждый из вас смотрел этот мультик и знает, что Белка и Стрелка – это Собаки-космонавты, совершившие космический полёт на советском корабле 19 августа 1960 года. И сегодня они прилетели к нам, чтобы лететь вместе с нами в некую Вселенную. А какая это Вселенная вы поймете, вспомнив, с какой частью речи вы познакомились на прошлом уроке? (имя прилагательное)

- Верно. Мы с вами полетим во Вселенную «Имя прилагательное» А что такое «имя прилагательное»? (Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.)

- Поднимите руки, кто согласен?

- Верно. Посмотрите на слайд. Белка и Стрелка прислали нам красочный текст.

«Был теплый день. Я смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.»

- Настя, перечисли все прилагательные. (теплый, голубое, белогрудые.)

- Катя, перечисли все существительные.

- Ребята, имеет ли существительное число?

- Костя, определи число существительных (день (ед.), небо (ед.), облака (мн.), ласточки (мн.).

- Верно, а как определял? (Если существительное обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число)

- Молодцы! Белка и Стрелка могут сделать вывод, что вы усвоили материал прошлого урока и знаете, что существительные изменяются по числам. Эти знания вам сегодня помогут.

Слушают учителя, записывают число и классную работу. Отвечают на вопросы.
































.

Фронтальная.

Тетрадь. Презентация.

Контроль со стороны учителя за записью числа, классной работы, за применением базовых знаний обучающихся.

Знание понятия «Имя прилагательное».

Умение находить имена существительные и прилагательные. Умение определять число имён существительных.

П: умение пользоваться полученными знаниями; умеет ориентироваться в системе знаний.

К: умение организовывать взаимодействие с учителем.

Повышение мотивации.

Постановка проблемы

Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания.

Словесный метод: объяснение. Практический метод: задание.

Организует парную работу, Создаёт проблемную ситуацию.

- Теперь поработаем в парах, на карточке. Но сначала вспомним о правилах работы в парах:

1. Называй товарища по имени.

2. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

3. Своё несогласие высказывай вежливо.

4. Работать должны оба.

-Итак, задание заключается в том, что вам нужно определить число имён прилагательных.

Задание:

Определите число у имен прилагательных: белые облака, теплый месяц, голубое небо, белогрудые птицы)

- Поднимите руки, у кого возникли затруднения. Почему?

- Верно, ребята, мы с вами еще не умеем определять числа у имен прилагательных, но сегодня это обязательно исправим!

Вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание в паре.

Парная.

Раздаточный материал: задание. Презентация.

Контроль со стороны учителя за ходом практической работы.

-

К: умение сотрудничать со сверстниками.

Возникновение доброжелательности между одноклассниками в процессе совместной деятельности; умение принимать другую точку зрения.

Целеполагание

Организовать деятельность по определению темы, цели и построение плана достижения цели.

Словесный метод: беседа.

Приём «Помощники».

Подводит обучающихся к формулированию темы и цели урока, вступает в диалог, организует работу по планированию урока.

- Как вы думаете, на какую планету мы с вами отправимся. Какая тема нашего урока?

- Правильно. Мы отправляемся на планету «Число имён прилагательных».

- Какую поставим цель нашего путешествия?

- Отлично! Чем же мы еще будем заниматься? Для этого с помощью слов помощников, которые вы видите на слайде, найдите к началу строчки её продолжение.

1. Я вспомню …

2. Я познакомлюсь…

3. Я научусь…

А) … с числом имён прилагательных;

Б) … изменять прилагательные по числам, определять число имён прилагательных;

В) … что такое имя прилагательное;

- Молодцы! Можем начинать наше путешествие.

Формулируют самостоятельно тему, цель урока. Отвечают на вопросы.




Фронтальная.

Презентация.

Контроль со стороны учителя за правильностью формулирования цели и темы урока.

-

Р: умение определять тему на основе потребности выхода из затруднений. П: интерпретация представленной информации.

Осознание ценности знаний.

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового понятия и получение опыта применения нового понятия.

Наглядный метод: демонстрация.

Словесный метод: беседа, объяснение.

Практический метод: задание.

- Посмотрите внимательно на меня. Что я держу в руке? (держит ручку) Какая ручка?

- Что теперь я держу в руке? Какие ручки? (держит два одинаковых фломастера)

- Что изменилось? Какой вывод мы можем сделать?

- Откройте правило в учебнике на странице 92.

Саша, прочитай правило, чтобы всем было слышно.

- Итак, жителями нашей планеты являются прилагательные единственного числа и прилагательные множественного числа. Теперь мы с ними немного познакомимся.

-Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Например, рассмотрим упражнение 158. Синий колокольчик. О каком количестве колокольчиках говорится? (1)

- Верно. Мы видим признак одного предмета. Колокольчик какой? (Синий)

Обратите внимание, что мы сейчас с вами задаём вопросы к существительному, имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

- Далее, имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие? Например, синие колокольчики. В данном словосочетании мы говорим об одном колокольчике? (нет). Правильно, мы видим признак нескольких предметов. Колокольчики какие? (Синие)

- Синий колокольчик - это какое число? А синие колокольчики?

- Верно. Запишите у себя в тетради с заглавной буквы «Упражнение 158.», не забываем поставить точку в конце предложения.

- Итак, Миша, прочитай следующее словосочетания в первом столбике.

- Хорошо, спасибо.

- Маша, прочитай словосочетания во втором столбике.

- Хорошо, спасибо.

- Марина, выйди, пожалуйста, к доске для того чтобы записать второе словосочетание из упражнения 158. А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Белое облако)

- Поставь вопрос от имени существительного. (Облако какое? – белое)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какое?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради.

- Выдели окончание у имени прилагательного.

- Запишем второе словосочетание из второго столбика (Белые облака).

- Поставь вопрос от имени существительного. (Облака какие? – белые)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?». Остальные ребята то же самое делают у себя в тетради.

- Выдели окончание у имени прилагательного.

- Хорошо, садись на место.

- Кирилл выйди к доске, для того чтобы записать последние словосочетания.

- А остальные ребята записывают у себя в тетради. (Красивая бабочка)


- Поставь вопрос от имени существительного. (Бабочка какая? - красивая)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какая?».

- Выдели окончание у имени прилагательного.

- Запишем второе словосочетание из второго столбика (Красивые бабочки).

- Поставь вопрос от имени существительного. (Бабочки какие? – красивые)

- Запиши в виде стрелочки от существительного к имени прилагательному вопрос «какие?».

- Выдели окончание у имени прилагательного.

- Хорошо, садись на место.


- Итак, мы с вами выяснили, что имена прилагательные могут быть единственного и множественного числа. На какие вопросы отвечают имена прил. в ед. числе? (Какой? Какая? Какое?)

- Верно. На какие вопросы отвечают им.прил. во множественном числе? (Какие?)

-Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

- Какая часть речи вам помогает определить число у имен прилагательных? Почему?

- Совершенно верно. Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными, которые они описывают. Прилагательное никогда не употребляется без имени существительного.

- Белка и Стрелка предлагают вам поиграть. Вам нужно будет изменить число имён прилагательных. То есть, единственное число сделать множественным, а множественное единственным. Например, словосочетание «рыжие белки» меняю на «рыжая белка». Начинаем.

  1. Дикие животные

  2. Детские игрушки

  3. Морозный день

  4. Яркие краски

  5. Злая собака

  6. Верная подруга

  7. Любимый город

  8. Чистые окна

  9. Любимый учитель

  10. Интересные книги

  11. Большое дерево

- Молодцы, у вас отлично получилось.

Отвечают на вопросы учителя, читают правило, слушают учителя, разбирают словосочетания вместе с учителем, работают с доской и в тетради, выполняют задание со слайда.

Фронтальная.

Классная доска. Презентация. Тетрадь. Учебник.

Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся, за выполнением заданий.

Знание правила о единственном и множественном числе имен прилагательных. Умение определять число имен прилагательных. Умение изменять прилагательные по числам. Знание связи имени прилагательного с именем существительным.

К: умение сотрудничать; умение формулировать высказывания, умение формулировать высказывания, умение учувствовать в беседе. Р: умение удерживать учебную задачу на протяжении урока, контроль за выполнением этапов работы; развитие грамотной речи.

Осознает целостность знания.

Физкультминутка

Организовать смену ведущей деятельности.

Словесный метод: объяснение. Наглядный метр: демонстрация.

- Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

- Нашу физкультминутку проведёт Крош из Смешариков. Повторяем движения, как на видео.

- Молодцы, садитесь.

Выполняют упражнения по видео.

Фронтальная.

Видеофрагмент.

Контроль со стороны учителя за выполнением движений.

-

Умение переключаться на другой вид деятельности. Умение контролировать свои действия.

Получение положительных эмоций.

Этап первичное закрепление

Организовать применение новых знаний при решении типовых задач.

Словесный метод: беседа, объяснения.

Практический метод: упражнение.

- Жители планеты «Число имён прилагательных» хотят проверить, как хорошо вы сегодня с ними познакомились.

Задание. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Определите их число.

Солнечный дождик

День был солнечный и жаркий. Вдруг набежала синяя тучка. Посыпался частый дождик. Яркое солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю. Они повисали на зелёной траве и листве деревьев. В каплях дождя играли солнечные лучики. После дождя по голубому небу протянулась разноцветная радуга.

-Заканчиваем работу. Проверяем с эталона на слайде.

Слушают учителя. Выполняют задание на карточке. Сравнивают работу с эталоном.

Фронтальная.

Раздаточный материал: карточка.

Контроль со стороны учителя за выполнением задания.

Умение определять число. Умение применять знания при решении типовых заданий.

Р: умение сохранять учебную задачу; определения уровня овладения учебными знаниями. К: умение управлять своим поведением.



Формирование устойчивой мотивации к учению.


Самостоятельная работа

Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие; применение нового знания в типовых заданиях.

Словесный метод: объяснение, беседа. Практический метод: задания. Наглядный метод: демонстрация.

- Итак, осталось самое важное, проверить мне как вы усвоили материал сегодняшнего урока. А Белка и Стрелка будут мне помогать в этом.

- Для этого выполните самостоятельную работу на карточке. Подпишите её своим именем и фамилией.

1. Найди в тексте имена существительные и имена прилагательные, которые с ними связаны, выпиши по образцу.

Образец: книга (какая?) интересная

Зимой завалил деревню пушистый снег. Тонкая берёзка украсилась инеем. Яркое солнышко играет лучами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определи число имён прилагательных.

Образец: синее(море) – ед. ч.

Морская (трава) - __________

Ясное (солнышко) - __________

Золотые (рыбки) - __________

Белоснежные (облака) - _______

Вкусное (пюре) - ____________


3. Измени число прилагательного.

Образец:

Красная футболка – красные футболки.

А) Зелёное растение - ________________

Б) Интересные книги - ______________

В) Познавательный фильм – ___________

Г) Чёрные сумки - __________________

Задание для ребёнка с ОВЗ:

1. Найди в тексте имена существительные и имена прилагательные, которые с ними связаны, выпиши по образцу.

Образец: книга (какая?) интересная

Зимой завалил деревню пушистый снег.

_____________________________________

2. Определи число имён прилагательных.

Образец: синее(море) – ед. ч.

Морская (трава) - __________

Ясное (солнышко) - __________

Золотые (рыбки) - __________

3. Измени число прилагательного.

Образец:

Красная футболка – красные футболки.

А) Зелёное растение - ________________

Б) Интересные книги - ______________

- Готовность покажите посадкой. При выполнении задания следим за посадкой, спину держим ровно.

- Начинаем работать.

- Заканчиваем.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте его работу. Сравните ответы с эталоном на слайде. Напротив каждого верного ответа ставим знак «+», если ответ неправильный, то знак «-». Посчитайте количество минусов и поставьте отметку в соответствии с нормами оценивания.

Нормы оценивания:

«5» - если нет ошибок или 1 ошибка;

«4» - если 2-3 ошибки;

«3» - если 4-6 ошибки;

«2» - если больше 6 ошибок.

Нормы оценивания для ребёнка с ОВЗ:

«5» - если нет ошибок или 1 ошибка;

«4» - если 2 ошибки;

«3» - если 3 ошибки;

«2» - если больше 3 ошибок

- Поменяетесь тетрадями обратно.

- Поднимите руку, кто выполним задание на отметку «5».

- Поднимите руку, кто выполним задание на отметку «4».

- Молодцы! Другие ребята, не расстраивайтесь, дома вам нужно будет прочитать снова правило, потренироваться и в следующий раз у вас обязательно всё получится. Всем нам удалось познакомиться с жителями планеты, а именно с Единственным числом и Множественным числом имён прилагательных.

Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, проверяют работу, ставят отметки, отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная.

Раздаточный материал: задания. Презентация.

Контроль со стороны учителя за ходом самостоятельной работы, за посадкой обучающихся. Самоконтроль со стороны обучающихся за посадкой. Взаимоконтроль по эталону.

Знание связи между существительным и прилагательным. Умение определять число имен прилагательных. Умение изменять число прилагательного.

П: умение работать с различными источниками информации; развитие мыслительных операций.

Р: умение сохранять учебную задачу; умение самостоятельно организовывать деятельность.

Осознание значимости знания. Повышение познавательной активности; формирование познавательной мотивации.

Включение нового знания и способов действий в систему знаний и умений.

Определить границы применения нового знания, используя при выполнении заданий с новыми условиями.

Словесный метод: беседа. Практический метод: задание. Наглядный метод: демонстрация.

- Теперь поработаем устно. Смотрим на слайд. Белка и Стрелка отправили нам словосочетания. Но что с ними не так?

- Верно. Найдите ошибки. Исправлять можно только имена прилагательные.

Слабая морозы, сладкое ягода, сильный ветры, лесной озеро, молодая дедушка

- Определи число имён прилагательных.

- Всё верно. Вы молодцы! Теперь Белка и Стрелка увидели ошибки и знают, как нужно правильно писать.

Выполняют устно задание. Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Презентация.

Контроль со стороны учителя за выполнением задания, за речью.

Умение применять знания в новых условиях.

П: умение использовать представленную информацию в различных видах.

Р: умение сохранять учебную деятельность.

К: умение формулировать высказывания.

Осознание собственной значимости, определение границ применения новых знаний.

Рефлексия

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Приём «Звездочки».

- Вод и подходит к концу наше путешествие. Жители планеты «Число имен прилагательных» просят вас оценить вашу деятельность на уроке, как вы поняли тему урока. Для этого вам нужно будет наклеить звезду определенного цвета на нашу Вселенную «Имени прилагательного».

Желтый цвет означает, что вы все поняли на уроке.

Белый цвет означает, что у вас возникли трудности.

Красный цвет означает, что вы ничего не поняли.

- 1 парта выйдите и наклейте ваши звезды. (Затем другие парты)

- Посмотрите на нашу Вселенную. Какая она получилась у нас красивая.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности на уроке.

Фронтальная.

Раздаточный материал: звезды.

Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки.

-

Р: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результат учебной деятельности с учебными задачами; умение осуществлять оценочную деятельность.

Развитие познавательной активности. Формирование познавательной мотивации.

Формулирование домашнего задания

Организовать самостоятельное планирование деятельности при работе с учебным материалом по данной теме.

Словесный метод: объяснение.

А теперь, чтобы наш урок не прошёл зря, закрепим его домашней работой. Откройте дневники, запишите домашнее задание: учить правило на странице 92, упражнение 161 на странице 93. Данное упражнение вам нужно будет списать. Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному, как мы с вами уже сегодня делали. И определить число имён прилагательных.

- Спасибо за урок. Урок окончен. Всем до свидания.

Записывают домашнее задание. Слушают объяснения учителя.

Фронтальная.

Учебник.

Контроль со стороны учителя за записью домашнего задания.

-

Умение задавать вопросы по содержанию задания. Умение правильно воспринимать полученную информацию.

Осознание уровня усвоения знания. Самоопределение направления деятельности.