Тема: «Таблица умножения и деления на 8 и 9»
Цель: Познакомить учащихся с таблицей умножения и деления на 8 и 9.
Задачи: - выявить все новые табличные случаи умножения на 8 и на 9 и
связать их с делением, опираясь на знание взаимосвязи между множителями и произведением;
- продолжить работу над решением задач на кратное сравнение;
-развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Метод урока: беседа.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Метод обучения: практический, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты:
Предметные: - уметь выполнять умножение однозначных чисел, используя прием замены произведения суммой, прием перестановки множителей; уметь находить результат деления.
Личностные: -устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата;
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение.
Оборудование урока: презентация, Л.Г. Петерсон учебник по математики 2 класс, ч. 3.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем.
Урок математики начнем.
Актуализация знаний:
Фронтальная работа:
- На уроках окружающего мира вы знакомились с животным миром различных природных зон, стран. Сегодня на уроке вы встретите знакомых животных и, возможно, узнаете о них что-то новое.
а) Только в Америке встречается красивое, грациозное животное, которое называют горным львом, американским львом, кугуаром. Все эти названия обозначают быструю и ловкую пуму. В поисках добычи пума прошла 63 км. Сколько дней животное искало пищу, если в день проходила по 9 км?
(7 дней).
б) Подбираясь к добыче, пума 27 м из 36 прошла, прячась за травой, а затем быстро побежала вперед. Сколько метров осталось пробежать пуме до цели?
36 – 27 = 9 (м)
в) Вес пумы достигает 50 кг. Подсчитай массу родственника пумы ягуара, если известно, что его масса в 2 раза больше.
50 х 2 =100 (кг)
г) Снежный барс – крупное животное и отличный охотник. Сравним массу барса и льва, если известно, что масса снежного барса достигает 40 кг, а льва 200 кг.
200 – 40 = 160 ( кг)
Самоопределение к деятельности:
72 килограмма яблок разложили в 9 одинаковых ящиков. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?
-Бемурза сколько кг, а у тебя Лайла?
-Почему у нас получились разные ответы?
Явно, у нас возникло затруднение. Почему оно возникло?
(Мы не знаем и не составляли случаи умножения и деления на 8 и 9)
Какой будет тема нашего урока?
Таблица умножения и деления на 8 и 9.
Работа по теме урока:
№ 1, с. 46- составление таблицы умножения и деления на 8 и 9
(Учащиеся по памяти заполняют первый столбик, а затем заполняют строчки, проговаривая правила):
-От перестановки множителей произведение не меняется.
-Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
№2, с.46- заполнить таблицу по алгоритму.

(Задание выполняется устно «по цепочке» в быстром темпе: учение называет только число а и полученный результат. Остальные следят за ответами и проверяют).
а) 40, 48, 56, 36, 44, 52, 60.
б)0, 0, 45, 54, 63, 72, 81.
№3, с.46- решить уравнения.
9*n=81
-Мысленно представим прямоугольник. Его площадь 81 кв. ед., стороны- 9 ед. и n ед. Неизвестна сторона, для этого надо площадь разделить на другую сторону.
n= 81:9
n=9.
-Остальные уравнения решите самостоятельно, а потом проверим.
72:t=9 k:8=8
t=72:9 k=8*8
t=8 k=64
№5, с. 47- устно
а) Во сколько раз 9 меньше 72? На сколько 72 больше 9?
б) На сколько 4 меньше 36? Во сколько раз 36 больше 4?
а) 72 : 9 = 8, 9 меньше 72 в 8 раз. 72 - 9 = 63, 72 больше 9 на 63.
б) 36 - 4 = 32, 4 меньше 36 на 32. 36 : 4 = 9, 36 больше 4 в 9 раз.
Физкультминутка
-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)
Продолжение работы по теме урока
№6, с. 47- кто быстрее решит задачу?
(Ребята записывают в тетрадях выражение для решения задачи и ответ).
-Тот, кто быстрее всех правильно решит все три задачи, получает пятерку.
а) Сыну 9 лет, а отец в 5 раз старше. На сколько лет сын младшей отца?
1) 9*5=45 (лет)- отцу
2)45-9=36 (лет)
Ответ: на 36 лет сын младше отца.
б) В бочку входит 56 л воды, а в ведро- на 48 л меньше. Во сколько раз бочка вместительнее ведра?
1)56-48=8 (л.)-воды входит в ведро.
2)56:8=7 (раз)
Ответ: в 7 раз бочка вместительнее ведра.
в) Из 48 м ткани сшили 8 одинаковых костюмов, а из 28 м- 7 одинаковых платьев. На сколько меньше ткани идет на платье, чем на костюм?
1) 48:8=6 (м)- идет на один костюм.
2)28:7=4 (м)- идет на одно платье
3)6-4=2 (м)
Ответ: на 2 м ткани на платье идет меньше, чем на костюм.
№7, с. 47- решение задачи
1) 2+5=7 (з.)-отгадал Чебурашка
2)2+7=10 (з.)- отгадали Тобик и Чебурашка
3)9*3=27 (з.)- отгадал Крокодил Гена
4) 9+7+27=43 (з.)
Ответ: 43 загадки отгадали все вместе.
Подведение итогов урока:
-Вернёмся к началу урока. Вспомним задачу.
На доске:
72 килограмма яблок разложили в 9 одинаковых ящиков. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?
Можем ли мы теперь её решить? Как?
1)72:9=8 (кг)
Ответ: 8 кг яблок в каждом ящике.
-Почему выбрали действие деления? (деление на равные части)
-Какой была тема урока? (Таблица умножения и деления на 8 и на 9)
-Сегодня мы находимся на финише- изучили всю таблицу умножения и деления.
-Кто помнит наизусть всю таблицу?
-Кому еще надо подучить таблицу умножения дома?
Домашнее задание:
№4, с.46, №8, с. 47
На следующий урок принесите циркуль.