Этапы урока | Обучающие задачи этапа урока | Методы и приемы | Деятельность Учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивные средства обучения | Формы контроля и взаимоконтроля | Результаты обучения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивационный этап | Создать условия для возникновения потребности у обучающихся включения в учебную деятельность | Словесный (беседа, стих) | Фронтально создает благоприятную атмосферу. Настраивает детей на активную познавательную деятельность. Стимулирует активную деятельность. Вступает в диалог с детьми. Проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение-загадку: Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо – совсем позабыла. Две штучки – для внучки, Две штучки – для деда, Две штучки – для Тани, Дочурки соседа… Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! – А вы бы смогли помочь старушке? – Сколько ей надо испечь ватрушек? – Что вам помогло справиться с заданием? – Для чего еще нужно знать математику? – Где могут пригодиться арифметические умения? - Молодцы, все верно. - Проверьте все ли необходимые принадлежности есть у вас на столе. - Сегодня к нам на урок пришел необычный гость. Величайший сыщик на свете - кто же это? Кто-нибудь знает? Верно это Шерлок Холмс. Он нам сегодня поможет в открытие нового знания. | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. Вступают в диалог с учителем. Проверяют готовность к уроку. - да - старушке надо испечь 6 ватрушек - математика нужна нам в повседневной жизни. - арифметические умения могут нам пригодиться в магазине, на уроке, дома. | Ф | - | Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку. | _ | Р: организует рабочее место. Принимает условие учебной деятельности. К: умеет вступать в диалог | Принимает статус ученика |
Актуализация опорных знаний | Организовать актуализацию изученных понятии, способов действий достаточных для построения нового знания | Словесный (беседа) Практический (задания на интерактивной доске) | Организует повторение ранее изученного материала: вычитания вида 30-7. Актуализирует правила работы с интерактивной доской, объясняет задания на интерактивной доске. Организует проверку задание. Организует выполнение устных вычислении. - Начнем мы наш урок с игры «Молчанка». Я буду называть выражения, а вы должны (по руке) молча выйти к доске и записать значение этого выражения. Если все остальные согласны, хлопают в ладоши 1 раз, если не согласны, топнуть ногой. Главное правило игры: молчать. 20-7 58-30(28) на 2 меньше числа 20(18) увел. 31 на 9(40) на 3 больше 53 (56) - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. - Теперь выполним задание на интерактивной доске. Перед началом работы вспомним правила работы с интерактивной доской. Они представлены на слайде. - Задание заключается в следующем. Вам нужно выполнить цепочку арифметических действий с исходным числом (30). Полученные результаты записать в пустые ячейки. (приложение 1) - Лиза, будешь выполнять задание на интерактивной доске, остальные в тетради. - Лиза, скажи, как ты выполняла арифметические действия? На какой алгоритм опиралась? Закончили, проверим. Посмотрите на доску и скажите ребята у вас получилось так же? Кто допустил ошибки? - Поднимите радостный смайлик, если у вас получилось также, грустный если вы допустили ошибки. Задание с learningapps (приложение 2) Ссылка: https://learningapps.org/view24022940 - Следующее задание будет очень интересным. На интерактивной доске представлены примеры и их ответы, но они перепутаны. Ваша задача выйти к доске решить пример и соединить его с ответом. - Проверим. Молодцы, ребята, вы всё решили верно. - Я могу сделать вывод что материал предыдущего урока вами усвоен хорошо! | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Выполняют задания Демонстрируют знания устных и письменных вычислений. работы. Повторяют правила работы с интерактивной доской | Ф | Интерактивная доска, презентация | Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся, за выполнением задания. Контроль за выполнением техники безопасности. | Знает вычислительный прием вида 30-7. Умеет выполнять устные вычисления. | К: умеет слушать и вступать в диалог с учителем, П: умеет работать с информацией, представленной в разных формах Р: умеет анализировать, обобщать, синтезировать. | Проявляет интерес в приобретении и обогащение знаний; Умеет оценивать деятельность |
Постановка проломы | Создать проблемную ситуации, раскрывающую необходимость нового знания | Словесный (объяснение) Практический (примеры) | Даёт задание. Подводит обучающихся к выявлению проблемы. Задаёт вопросы. Делает выводы. - Решим примеры на классной доске. Я порошу выйти к доске Ивана, Дарью, Любовь, Антона и Максима. Остальные ребята решают примеры в тетради. Но прежде чем найти значения выражений, записанных на доске, вспомним алгоритм вычитания. Назовите его, сверимся со слайдом презентации. 34-24 = 87-47= 40-8= 54-11= 50-24= -Выполним проверку. - Скажите, как вы вычисляли данные примеры? - Какие ответы у вас получились? - Ребята, вы все смогли справиться с заданием? - Максим, ты смог решить пример? Ребята, работающие в тетради, вы решили этот пример? - Почему возникли трудности при решении данного примера? (не решали примеры такого вида) | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания, анализируют Делают выводы. пишу; вычитаю единицы; вычитаю десятки; читаю ответ | Ф | Классная доска. Презентация | Контроль со стороны учителя за ответами и выводами учащихся и выполнением задания. | Знают алгоритм выполнения вычитания. Умеют вычитать столбиком | П: Умение ориентироваться в системе знаний. К: умение сотрудничать. Умение организовать продуктивное взаимоотношение. Р: умеет анализировать, обобщать | Проявляет интерес в приобретении и обогащение знаний |
Целеполагание | Организовать деятельность обучающихся по постановке и определению темы и содержания урока | Организовать деятельность по формулировки темы, цели и построение плана достижения цели. | Подводит обучающихся к открытию темы урока. Объясняет задания. Делает выводы. Организует составления плана достижения цели. - Что вы можете сказать примере 50-24? Какие в нем числа? (число 50 круглое, число 24 двузначное) - Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (Вычитать из круглого числа двузначные числа) -Верно ребята, тема нашего урока «Вычисления вида 50-24» - Скажите, а что мы будем делать, чтобы научиться вычитать из круглых чисел двузначные числа? - Чтобы ответить на этот вопрос воспользуйтесь словами помощниками на слайде: Вспомним Узнаем Научимся Будем - Итак, ребята, сегодня мы вспомним как решать примеры вида 30-7; узнаем новый способ решения; научимся из круглых чисел вычитать двузначные; будем решать примеры. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют требования учителя. Формулируют тему урока. Формулируют цели и содержание урока. | Ф. | Презентация | Контроль со стороны учителя за процессом определения темы т постановки задач урока | ____ | Р. Умеет определять тему на основе выхода из затруднений. Умеет анализировать. П. Умеет находить и выделять необходимую информацию из средств информации. К. умеет поддерживать коммуникативное взаимодействие . | Осознает значимость результатов своей работы Умеет выстраивать доброжелательные отношения с одноклассниками |
ОНЗ | Организовать знакомства с новыми понятиями: вычисления вида 50-24 | Словесный (беседа, беседа) Наглядный (иллюстрация) Практический (упражнения) | Раскрывает тему урока. Объясняет теоретический материал по теме. Наглядно демонстрирует алгоритм выполнения вычислений вида 50-24. Объясняет задание и контролирует его выполнение. Контролирует усвоение материала. Подводит обучающихся к выводам. - Записываем пример 50-24= - Посмотрите на слайд. Скажите сколько десятков в числе 50? 20? - Если из 50 вычесть 20 сколько десятков останется? (3 дес) - Сколько получится если из 30 вычесть 4? (26) - Молодцы! - Теперь рассмотрим устный способ вычисления. - У вас есть идей как решить этот пример устно? С чего удобнее начать? - Для того чтобы решить этот пример нужно вычитаемое представить в виде суммы разрядных слагаемых. Назовите их Вспоминаем составной разряд числа 24. 24- это 20 и 4. У нас получается следующая запись 50-(20+4)= - Как вы думаете какой следующий шаг? - Теперь для того, чтобы из числа 50 вычесть сумму, нужно из числа вычесть сначала одно слагаемое, а затем другое слагаемое. У нас появляется следующая запись 50-24=(50-20)-4= - Из 50 вычитаю 20 получается 30, и из 30 вычитаю 4 получается 26. - Задайте вопросы, всё понятно? - Выполним задание в парах. Откройте учебник на странице 61. Прочитайте 1 задание. Вычислите устно и объясните. Перед началом работы повторим правила работы в парах, они представлены на слайде. (Работать должны оба, один говорит, другой слушает; если не пнял, переспроси; свое согласие высказывай вежливо, уважай мнение другого) - Готовность покажите домиком. -Вижу, что вы закончили. Проверим. Какая пара хочет ответить? - Молодцы, вы верно выполнили задание. - Рассмотрим письменное вычисление этого примера. - Записываем пример 50-24= - Скажите как удобнее письменно решить этот пример? (в столбик) - Не забывайте, что при вычитай столбиком нужно помнить 1)Что единицы пишем под единицами, десятки под десятками. 2)Вычитать нужно с наименьшего разряда т.е. с единиц. - Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц) - Сколько единиц? (0) - Что будем делать? (Возьмем один десяток) - Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? (Поставить над десятками точку) - Сколько теперь у нас единиц? (10) - Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6) - Где запишем цифру 6? (Под единицами) - Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4) - Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков) - Какой получили ответ? (26) - Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые) - Какой способ удобнее? (Второй) - Итак, ребята, ваши рессуждения длжны быть следующими Из 0 вычесть 4 нельзя. Беру 1 десяток из 5 десятоков. (чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5) 1дес=10единиц 10-4=6 Пишу под единицами 6 3)вычитаю десятки. Было 5 дес., но 1 дес. взяли при вычитании единиц. Осталось 4 дес. 4-2=2 Пишу под десятками 2. Читаю ответ Разность равна 26 - Ребята, а теперь составим алгоритм вычитания из круглого числа двузначные числа - Теперь решите примеры представленные на слайде, работайте в парах. 60-14= 80-34= 70-27= 50-17= - Проверим какие ответы у вас получились? Молодцы, всё верно! | Слушают учителя. Выполняют требования. Работают в парах. Выполняют здания у доски. Формулируют выводы. Участвуют в беседе. Контролируют результат выполнения задания. - 20 и 4 70-28= -Представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых (20+8) - Вычитаем из числа сначала первое слагаемое 20, затем второе слагаемое 8. - Из 70 вычитаем 20 получается 50, из 50 вычитаем 8 получается 42. 30-23= - Представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых (20+3) - Вычитаем из числа сначала первое слагаемое 20, затем второе слагаемое 3 - Из 30 вычитаем 20 получается 10, из 10 вычитаем 3 получается 7. Алгоритм вычитания из круглого числа двузначные числа: Записать пример; Вычесть единицы; Вычесть десятки; Прочесть ответ | Ф П | Презентация. Учебник. | Контроль со стороны учителя за выполнением задании, контроль за усвоением материала. Самоконтроль со стороны обучающихся за концентрацией внимания | Знает, как выполнять вычисления вида 50-24. Умеет устно и письмена выполнять вычисления по заданному алгоритму. Знает, как из круглого числа вычесть двузначное число. Знает состав двузначного числа. | П. умеет анализировать и обобщать полученные знания. Умеет устанавливать причинно-следственные связи. К. Умеет организовать сотрудничество, умеет формулировать высказывания. Умеет участвовать в беседе. Р. Умеет планировать дальнейшую деятельность. | умеет принимать чужую точку зрения. Осознает значимость результатов своей работы Умеет выстраивать доброжелательные отношения с одноклассниками во время парной работы. |
Первичное закрепление | Организовать усвоение нового понятия и способа действия при решении типовых задач | Словесный (объяснение) Практический (игра «Кто хочет стать миллионерам?» | Формулирует задания, контролирует выполнение, организует проверку результатов, оценивает результаты (организует оценку). Организует работу в группах - Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Кто хочет стать миллионером?». Хотите сыграть? Выбудете работать в группах. Поделитесь на 3 группа. Вспомним правила работы в группах. Они представлены на слайде. (работать должны все; один говорит, другие слушают; работать слажено на общий результат; работать тихо, чтобы не мешать другим группам; распределить обязанности) - На интерактивной доске будут появляться вопросы и варианты ответов. Ваша задача обсудить вопрос в группе и дать ответ быстрее других команд. Команда, которая ответила правильно получает очки. Но ответ засчитывается группе, если она подняла руку, так что не выкрикивайте. Тогда начнет. Задание на learningapps (приложение 3) Ссылка: https://learningapps.org/view24029236 - Молодцы, всех больше очков набрала 1 группа. Молодцы! - Остальные, ребята активно работали, но ваши ответы были неточными. В следующий раз у вас всё обязательно получится. | Слушают. Работают в группах. Выполняют задание в игре «Кто хочет стать миллионером?» | Ф г | Презентация Интерактивная доска | Контроль со стороны учителя за выполнением заданий. Контроль за вниманием обучающихся. Контроль за соблюдением дисциплины | Умеет применять знания на практике при решении типовых задач Знает, как выполнять вычисления вида 50-24. Умеет устно и письмена выполнять вычисления по заданному алгоритму. Знает, как из круглого числа вычесть двузначное число. Знает состав двузначного числа. | П. умеет сопоставлять результаты с задачами. Умеет воспроизводить полученные знания. Умеет анализировать полученную информацию. Р. Умеет принимать и сохранять учебную задачу. Умеет переносить учебную задачу в новые условия. | Проявляет интерес к полученным знаниям. Осознает значимость полученного знания. |
Физминутка | Организовать смену видов деятельности | Словесный (объяснение). Наглядный (демонстрация) | Показывает, объясняет правила выполнения упражнений. Контролирует соблюдение техники безопасности. Солнце глянуло в тетрадку, Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте) Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, (Приседания) Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. (Наклоны) И на месте поскакать. (Прыжки) На носок потом на пятку. (Ходьба на месте) Все мы делаем зарядку. На носок потом на пятку. (Ходьба на месте) Все мы делаем зарядку. | Слушают, повторяют, соблюдают технику безопасности | Ф | | Контроль со стороны учителя за выполнением упражнения и соблюдением техники безопасности | — | Умеет переключаться на другой вид деятельности. Умеет контролировать свои действия | Получение положительных эмоций. |
Самостоятельная работа | Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие. Применение нового знания. | Словесный (объяснение) Практический (задания на карточках) | Учитель даёт и объясняет задание для самостоятельной работы. Организует самопроверку. Делает вывод. Приложение 4 - Проверим на сколько хорошо вы усвоили знания, выполнив самостоятельную работу. - На партах у вас лежат карточки с самостоятельной работой. Выполните как можно больше заданий. Закончив проверьте работу по эталону на слайде и отметьте ошибки. Во время выполнения самостоятельной работы не забывайте следить за посадкой, спину держим прямо, между животом и партой проходит кулачек. Самостоятельная работа 1. Решите примеры известным вам способом: 30-12= 80-59= 60-37= 2. Запишите выражения и вычислите их значения 1) Из числа 70 вычесть разность чисел 64 и 4 2) Из числа 50 вычесть сумму чисел 20 и 7 3) Из числа 60 вычесть разность чисел 20 и 6 4) Из числа 80 вычесть сумму чисел 70 и 5 3. Запиши приемы в таблицу и реши их: 50-46 70-38 50-6 70-8 90-24 94-20 100-2 100-38 Уменьшаемое | | | | | | | | | Вычитаемо | | | | | | | | | Разность | | | | | | | | | - Вижу, что все закончили. Нарисуйте в тетради солнышко, если вы выполнили самостоятельную без ошибок; солнышко и тучку, если допустили ошибки. Тучку, если вы не справились не с одним из зданий. - В каких заданиях вы допустили ошибки? В чем возникли трудности? Что было непонятно? - Сверив с эталоном вы поняли, как исправить ошибку? | Слушают учителя, выполняют задания, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. | Ф И | Карточки с самостоятельной работы. Презентация Сигнализаторы | Контроль со стороны учителя за выполнением самостоятельной работой. Контроль за посадкой. | Знает, как выполнять вычисления вида 50-24. Умеет устно и письмена выполнять вычисления по заданному алгоритму. Знает, как из круглого числа вычесть двузначное число. Знает состав двузначного числа. | П. умеет анализировать полученную информацию Р. умеет сохранять учебную задачу. Умеет оценивать свою деятельность. Умеет самостоятельно организовывать действия (планирование, организация плана, контроль результатов). Умеет формулировать вопросы на основе собственных затруднений. Умеет формулировать вывод на основе полученных результатов | Проявляет интерес к полученным знаниям. Осознает значимость полученного знания. Осознает значимость результатов своей работы |
Включение нового знания в систему знаний и умений | Определить границы применения нового знания используя при выполнении заданий с новыми условиями. | Словесный (объяснение) Практический (упражнения) | Объясняет задания. Организует работу по решению задачи. Организует работу в парах. Контролирует выполнение. Контролирует соблюдение санитарных норм и технику чистописания. Проверяет результат и делает вывод. Организует проведение итогов по выполнению заданной работы. - Ребята, подумайте и скажите, где нам могут пригодиться умения вычислять примеры вида 50-24? Может быть кто-нибудь уже встречался с ними ранее? - Это умение может нам пригодиться в магазине? Дома? На работе? - Представьте, что вы пришли в магазин и купили конфет на 27 рублей. Вы дали продавцу 50 рублей, сколько рублей сдачи продавец должен вам вернуть? - О чем эта задача? - Как ее решить, есть предположения? - Составим условную запись. - Сколько рублей у вас было? - На сколько рублей вы купили конфет? - С помощью какого арифметического действия решить эту задачу. 50-27 - Назовите алгоритм решения. - Какой ответ получился? - Молодцы, всё верно. - Теперь придумайте самостоятельно задачу подобного рода и предложите решить ее своему соседу по парте. - Какая пара справилась? Какие задачи вы составили. Молодцы. - Я могу сделать вывод, что вы хорошо усвоили материал. | Выполняют задания; выполняют требования учителя. Решают задачу. Работают в парах. Придумывают задачи. Анализируют результат, делают вывод. - О деньгах Было-50 Отдал- 27 Осталось - ? - Вычитание - Чтобы из 50 вычесть 27 нужно уменьшаемое представить в виде суммы разрядных слагаемых. Теперь из уменьшаемого вычитаем первое слагаемое 20, затем второе слагаемое. Из 50 вычесть 20 получится 30 из 30 вычесть 7 получится 23. | Ф П | Классная доска, | Контроль со стороны учителя решением задачи Самоконтроль результатов деятельности. | Умение применять знания в новых условиях. Знает, как выполнять вычисления вида 50-24. Умеет устно и письмена выполнять вычисления по заданному алгоритму. Знает, как из круглого числа вычесть двузначное число. Знает состав двузначного числа. | П. Умение представлять информацию в различных видах. (Преобразовывать информацию). Умение владеть общими приёмами решения учебных задач. Умение осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Р. Соблюдение алгоритмов действий при включении новых знаний. Умение сохранять учебную задачу. Формирование грамотной математической речи. | Определение границ применения полученных знаний (значимости в повседневной жизни) Формирование познавательной мотивации |
Рефлексия | Организовать самопроверку учащимися результатов своей деятельности. | Словесный (объяснение) Практический (паровозик | Организует самостоятельную оценку результатов. Делает выводы. - Ребята, подведем итоги урока. Чтобы оценить свою деятельность на уроке я предлагаю вам ответить на вопросы. - Что нового вы узнали на уроке? - Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? - Достигли ли поставленной цели? - Ребята, а сейчас, оцените свои знания и работу на уроке разноцветными магнитами-игрушками, повесив их на паровозик на доске. (приложение 5) - Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый магнит. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый магнит. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий магнит. - Сегодня мне хочется похвалить Женю, Антона и Лизу вы получаете на урок отметку 5, вы активно работали и выполняли задания без ошибок. - Петр, Максим, Анджела, Зоя, вы получаете отметку 4, вы активно работали, но в практических задания допускали ошибки. - Остальные ребята, не расстраивайтесь у вас еще будут время и возможности проявить себя. | Оценивают свою деятельность на уроке с помощью разноцветных магнитов | Фронтальная | Классная доска. Трафарет паровозика. Разноцветные магниты. | Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки | —— | Р. Умеет сохранять учебную задачу, умение сопоставлять результаты учебной деятельности с учебными задачами. умеет осуществлять оценочную деятельность. Умеет выстраивать монологические высказывания. Умеет обосновывать выводы, умение прогнозировать дальнейшую деятельность. | Умеет определять уровень усвоения знания. Проявляет познавательную активность. |
Домашняя задание | Организовать самостоятельное планирование деятельности при работе с материалом по данной теме | Словесный (объяснение) | Формулирует, объясняет домашнее задание Запишите домашнее задание. Страница 63 упражнение 4. - В этом задании вам нужно будет решить примеры. Посмотрите задание, задайте вопросы. | Слушают, записывают задания, задают вопросы | Ф | Учебник | Контроль со стороны учителя за записью домашнего задания. | –– | Умение задавать вопросы по содержанию задания. Умение планировать деятельность, правильно воспринимать информацию, сохранения внимания | Осознание уровня усвоения знаний. Самоопределение направления деятельности. |
1. Решите примеры известным вам способом:
2. Запишите выражения и вычислите их значения
3. Запиши приемы в таблицу и реши их: