Доклад
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно, образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
В нашей школе физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа ведется под эгидой детского физкультурно-оздоровительного клуба (ДФОК) «Спортландия», который был создан в 1999 году по инициативе учителей физкультуры и при поддержке родителей и администрации. Сегодня политика «Здоровый образ жизни» должна формироваться не только в школе, но и в семье. В нашем клубе выделено направление по работе с семьёй - создан Клуб «Здоровая семья» (2000 год). Помимо выше перечисленного, хочется отметить заинтересованность и опыт творчески работающего педагога и классного руководителя 3в класса Андрицовой Натальи Васильевны, которая большое внимание уделяет оздоровительной работе в классе. Всё это явилось базой для работы в условиях экспериментальной площадки по внедрению Федерального Государственного Образовательного Стандарта в РС (Я) и России с 2009 года. Работая в новых условиях экспериментальной площадки, мы пришли к выводу о необходимости создания воспитательно - оздоровительного пространства для обучающихся школы.
Актуальность.
За последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Остро стоит проблема сохранения здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, безопасность их жизни и деятельности, которая является насущной потребностью человека. Всё это является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – необходимый фактор успешности в обучении. На сегодняшний день здоровье школьников подвергается опасности, как во внешней среде, так и в школьной. Особенно подвергаются им дети начальной школы в силу своих возрастных психофизических особенностей: чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения. Весьма актуальной является проблема сохранения, укрепления здоровья обучающихся в условиях современной школы.
Существуют два пути сохранения здоровья детей:
В связи с этим появилась потребность в разработке программы по сохранению и формированию здоровья школьников.
1.2. Новизна программы.
Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий и изучения основ безопасности жизнедеятельности через физкультурно- оздоровительные формы внеурочной деятельности в условиях реализации новых стандартов.
1.3. Гипотеза.
Если реализовать курс программы «Путь к здоровью» как систему внеурочной деятельности учащихся с 1 по 4 класс, то это должно способствовать:
повышению значимости здорового образа жизни для школьников;
развитию у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом;
формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных;
научить детей применять знания, полученные на занятиях, в жизненных ситуациях;
закреплению знаний по правилам дорожного движения для безопасного поведения на улице и в быту.
Программа «Путь к здоровью».
Программа предполагает систематическую разноплановую работу c использованием творческих форм и методов обучения. Используя опыт учителей физической культуры в клубной деятельности: Детского физкультурно-оздоровительного клуба «Спортландия», клуба «Здоровая семья», клуба по интересам «Здоровячек», была создана программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в начальных классах «Путь к здоровью», где мы постарались объединить здоровьесберегающие и здоровьесохраняющие технологии.
Цель программы «Путь к здоровью»:
Осознание ценности здоровья для каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить его в опасных ситуациях.
Задачи:
Формировать у учащихся понимание зависимости своей жизни от поведения и здорового образа жизни.
Развивать умения и навыки укрепления индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
В программу вошли два блока: «Общеукрепляющий», «Общесохраняющий» (приложение 1).
2.3. Ожидаемые результаты программы «Путь к здоровью».
По окончанию начальной школы воспитанники будут знать:
правила здорового образа жизни, способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений благодаря соблюдению режима дня, гигиенических навыков, закаливанию;
комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата – осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
правила проведения подвижных игр;
историю Олимпийских игр, олимпийскую символику и традиции, олимпийские рекорды, рекорды своего края и страны.
Выпускники начальной школы будут уметь:
применять средства, повышающие уровень физического развития и степень его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств;
использовать приемы, снижающие утомляемость, возбудимость, повышающие психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение;
организовывать и проводить самостоятельно игровую деятельность;
применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
2.4. Формы и виды деятельности.
В своей работе мы используем следующие формы и виды деятельности: теоретические, практические занятия, проектную деятельность учащихся
2.5. Взаимодействия и сотрудничество в рамках программы.
Проводя работу по программе, мы сотрудничаем:
с заинтересованными ведомствами, лицами и общественными организациями в вопросах воспитания (детские клубы, ГИБДД и т.д.);
с родителями в клубе «Здоровая семья»;
с психологами школы, которые проводят работу с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической помощи;
с ДЮСШ при организации и проведении физкультурных, игровых мероприятий для учащихся.
В рамках сотрудничества ведется работа по организации и проведению:
дискуссий учащихся и их родителей с медицинскими работниками школы по проблемам здоровья.
соревнований, встреч и бесед по истории и развитию спорта, известными спортсменами школы, города, республики, участниками Олимпийских и Паралимпийских игр.
мероприятий, встреч и бесед с сотрудниками ГИБДД и работниками МЧС
3. Опыт работы по апробации программы «Путь к здоровью».
Для подтверждения нашей гипотезы мы ведем наблюдения двух параллельных классов:
3в класс, где учащиеся обучаются по ФГОС, где помимо 3 часов уроков физкультуры предусмотрена внеурочная деятельность с 1 класса (с 2010года) по 2 часа в неделю. В данном классе ведутся занятия по программе «Путь к здоровью»;
3а класс - учащиеся обучаются по традиционной общеобразовательной программе, где проводятся только уроки физкультуры по 3 часа в неделю.
Для того чтобы определить необходимость нашей программы мы провели ряд исследований:
мониторинг здоровья, который проведен по данным школьных медиков;
анализ охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях школы и города;
сравнительный анализ уровня общей физической подготовки учащихся занимающихся по программе «Путь к здоровью» и не посещающих данные занятия;
анкетирование (опрос) учащихся и их родителей.
Цель исследования: определить необходимость и эффективность применения программы «Путь к Здоровью».
Задачи исследования:
Сравнить группы здоровья учащихся контрольной и экспериментальной группы.
Сравнить охват занимающихся в спортивных секциях учащихся контрольной и экспериментальной группы.
Сравнить уровень общей физической подготовленности (силовые, скоростные, скоростно-силовые качества) двух классов.
Провести опрос учащихся и родителей экспериментальной и контрольной групп.
4. Заключение.
Промежуточными результатами нашей работы являются творческие отчёты учителей и учащихся, которые проводятся в форме праздника: так, в 1 классе - это праздник «Посвящение в юные физкультурники», во 2 классе – «Азбука дорожных наук», в 3 классе «Юный волейболист», «Алмазный путь мамонтёнка».
Исследования подтвердили, что Программа «Путь к здоровью» необходима для учащихся начальной школы, которая поможет:
создать благоприятные условия для повышения значимости здорового образа жизни школьников;
сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
научить их применять знания, полученные на занятиях и ориентироваться в жизненных ситуациях;
закрепить знания по правилам движения;
приучить ребенка подчинять свои интересы интересам окружающих при взаимодействии со сверстниками в коллективе.
сформировать у обучающихся начальных классов универсальные учебные действия (Приложение 4).
Программу можно использовать как методическое пособие для создания кружковой работы по данному направлению, как среди начальных классов, так и среди обучающихся 5-6 классов и в дошкольных учреждениях. Разделы программы можно использовать как во внеурочной, так и в урочной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ мониторинга групп здоровья в классах.
В данном мониторинге с 2010-2011 учебного года принимали участие два класса 1в (2в) класс сегодня это 3в класс – экспериментальная группа, 1а (2а) класс сегодня это 3а класс - контрольная группа (таблица1).
Таблица 1
Анализ медицинской документации позволил выявить
группы здоровья в анализируемых классах.
Учебный год | Класс, кол-во уч-ся | 1группа здоровья | 2группа здоровья | 3группа здоровья |
Основная группа по физкультуре | подготовительная группа (без сдачи нормативов и зачетов) |
кол – во | % | кол - во | % | кол - во | % |
2010-2011 | 1а класс -33чел. | 7 | 21 | 24 | 73 | 2 | 6 |
1в класс -35чел. | 9 | 26 | 24 | 68 | 2 | 6 |
2011-2012 | 2а класс -33чел. | 7 | 21 | 24 | 73 | 2 | 6 |
2в класс -35чел. | 11 | 32 | 23 | 65 | 1 | 3 |
Проведено сравнение количества детей (в %) отнесенных по состоянию здоровья (по результатам медицинских работников) к группам здоровья за два учебных года (2010-2011, 2011-2012). По данным мониторинга в контрольной группе изменений по количеству детей в группах здоровья не произошло. В экспериментальной группе - изменения во всех группах здоровья. В первой группе здоровья количество детей увеличилось на 6%, во второй группе здоровья количество учащихся уменьшилось на 1 %, в третьей группе здоровья количество детей уменьшилось на 3%. По данным результатам в экспериментальной группе видна положительная динамика. В контрольной группе – динамика не наблюдается.
Таблица 2.
Сравнительный анализ охвата детей, занимающихся в спортивных секциях.
Группа, кол-во уч-ся | ДЮСШ | Школа (секции при школе) | Программа «Путь к здоровью» |
2010-2011г. | 2011-2012г. | 2010-2011г. | 2011-2012г. | 2010-2011 г. | 2011-2012г. |
контрольная группа - 33чел. | 10 чел. (30%) | 12 чел. (36%) | 8 чел. (24%) | 9 чел. (27%) | 0 | 0 |
экспериментальная группа - 35 чел. | 15 чел. (43%) | 19 чел. (54%) | 17 чел. (48,5%) | 19 чел. (54%) | 35 чел. (100%) | 35 чел. (100%) |
Сравнительный анализ показал в каждом классе увеличение количества учащихся занимающихся в спортивных секциях. Занятость учащихся в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.
Сделать диаграмму в презентацию
Анализ уровня физической подготовленности учащихся 2а и 2в классов
за 2011-2012 учебный год (в %).
Р
исунок 1
В конце 2011-2012 учебного года было проведено тестирование уровня физической подготовленности (Приложение 3) в экспериментальной и контрольной группах. В нем приняло участие: в контрольной группе – 31 ученик, в экспериментальной группе – 34 ученика.
По данным тестирования в контрольной группе низкий уровень («удовлетворительно») показали 16% учащихся, средний уровень («хорошо») - 48%, высокий уровень («отлично») – 35% В экспериментальной группе показатели составили: высокий уровень – 44%, средний – 47%, низкий – 8% Уровень физической подготовленности учащихся экспериментальной группы выше чем в контрольной.
Анализ опроса учащихся и родителей (в %).
Рисунок 2

Родителям экспериментального (2в) класса был задан единственный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым и полезным для вашего ребёнка занятия по программе «Путь к здоровью»»? В опросе участвовали 31человек.
По данным опроса: ответ «да» дали 30 человек (96%); «не знаю» - 1 человек (3,2%); ответ «нет»- 0 человек. Это говорит о том, что родители осведомлены о программе «Путь к здоровью» и ставят здоровье и безопасность ребёнка на первое место.
Учащимся экспериментального класса был задан вопрос: «Нравятся ли вам занятия в клубе «Здоровячек»?».
В опросе участвовали 35 учащихся. Положительный ответ дали все опрошенные дети (100%). Это говорит о повышенном интересе детей к занятиям по данной программе.
На родительском собрании контрольного (2а) класса проведён мастер класс «Программа «Путь к здоровью» с использованием видеоматериалов. После чего, родителям задан вопрос: «Как Вы считаете, необходимы ли вашим детям дополнительные занятия по подвижным играм с закреплением знаний по ПДД?».
В опросе приняли участие 29 родителей. По данным опроса: положительный ответ дали все родители (100%) Это говорит о том, что родители контрольного класса проявили интерес к данной программе.
В этом же классе дети отвечали на вопрос: «Знаете ли вы подвижные игры с правилами дорожного движения?» На данный вопрос ответили: «Да» -5 человек (1,5%), остальные ответили, что таких игр не знают и хотели бы их узнать.
Анализ опроса показал, что родители и дети экспериментального и контрольного классов проявляют повышенный интерес к Программе «Путь к здоровью» и считают необходимым её использование во внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематические планы программы «Путь к здоровью»
Тематическое планирование кружка «Здоровячок»
1 класс (30 часов)
№ | Содержание Кол-во час. | элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся | Подвижные игры с изучением и закреплением правил дорожного движения |
1 | Вводное занятие 1 | Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Антропометрия – определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома. | Игра “Светофор” (на развитие внимательности и осторожности у детей) |
2 | Осанка 4 | Формирование правильной осанки, развитие быстроты, координации | Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок», «Перейти через перекресток», «Сигналы светофора», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» |
3 | Плоскостопие 3 | Беседа: «О профилактике плоскостопия».Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель, елка, елочка».Игра «Зебра» (на время и точность исполнения) |
4 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 3 | | Теория. Беседа: «О пользе утренней зарядки». Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы физкультминуток. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома.Игра «К своим знакам». |
5 | Семейное многоборье 2 | Совершенствование техники преодоления полосы препятствия | Спортивный праздник «Семейное многоборье», посвящение первоклассников в физкультурники. «АЗБУКА ДОРОГ» (полоса препятствий). |
6 | Школа зоркости 4 | Развитие быстроты, координации, меткости | Беседы: «О гигиене зрения», «Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости». Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты. Игры:«Светофория», «Глазомер» |
7 | Правильное дыхание – основа жизни 3 | | Беседа: «Об органах дыхания». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо-легочных заболеваниях. Освоение методики дыхания. Спортивное состязание «Авиашоу» |
9 | Фитбол-гимнастика 3 | Формирование правильной осанки, координации, развитие ловкости, гибкости. Закрепление знаний, полученных в ходе занятий кружка «Азбука дорог» | Техника безопасности. Правила поведения при работе с мячами. Свойства мяча. Правильная посадка на мяч. Правила выбора мяча. Комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч». |
10 | Развиваем гибкость 3 | Техника безопасности. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест: «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности. Игра «Знающий пешеход» |
11 | Учимся расслабляться 2 | Дыхательные упражнения для снятия напряжения. Польза расслабления. Релаксация. Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч». Игра «Трамваи» |
13 | Итоговое занятие 2 | Спортивный праздник «Азбука дорог» |
Всего 30 часов | | |
Тематическое планирование 2 класс (60 часов)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол-во часов | Развитие и формирование качеств у учащихся УУД | игры |
1.1 | Что мы знаем о ЗОЖ. (Мир движений). | 2 | Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Антропометрия – определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома, формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья | «Игра белок», «Разведчики», « Щенок» |
1.2 | Красивая осанка. | 5 | формирование правильной осанки и развитие навыков бега | Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок», «Перейти через перекресток», «Хвостики». «Паровоз» |
1.3 | Учись быстроте и ловкости. | 4 | развитие выносливости, быстроты и реакции, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря. Прыжки через скакалку. Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в покое. | «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный», “Салочки”, “Третий лишний”, “Перемена и урок”. |
1.4 | Сила нужна каждому. | 4 | «Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками», «Очистить свой сад от камней», |
2.1 | Развитие быстроты. | 2 | развитие быстроты, координации. | «Командные салки», «Сокол и голуби» |
2.2 | Кто быстрее? | 3 | развитие скоростных качеств, выносливости | «Найди нужный цвет», «Разведчики», «Запрещенное движение» |
2.3 | День здоровья «Будьте здоровы». | 2 | Спортивный праздник «Азбука дорог» | |
2.4 | Метко в цель. | 2 | развитие меткости и координации движений. Жонглирование одним и двумя мячами. | «Метко в цель», «Салки с большими мячами» |
2.5 | Конкурс “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья | Кроссворды, игровые конкурсы, эстафеты |
2.6 | Спорт в жизни ребёнка. (Путешествие по островам) | 2 | развитие ловкости и точности движения, совершенствуются навыки ловли и передачи мяча, развивается быстрота реакции и ориентировка, воспитывается чувство коллективизма. | Игры по станциям. «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки», «Точный расчет». |
2.7 | Слагаемые здоровья. | 1 | совершенствование навыков владения мячом, игровые взаимодействия. | Игра «Смена лидера», «Пятнашки», «Перестрелка», дыхательная гимнастика |
3.1 | Я и мои одноклассники. | 2 | развитие двигательных способностей | Игровые взаимодействия в спортивных играх |
3.2 | Школа зоркости. | 4 | развитие быстроты, координации, меткости | Игра: “Внимательные глазки”, “Жмурки”. Подвижные игры, эстафеты с мячом. |
3.3 | Игра «Мой горизонт». | 1 | | |
3.4 | Удивительная пальчиковая гимнастика. | 2 | развитие ловкости и быстроты | «Метание в цель», «Попади в мяч» |
3.5 | Штурм высоты. | 2 | развитие выносливости и быстроты. Преодолевать полосу препятствий по заданию учителя. | Полоса препятствий. |
3.6 | Школа движений. | 6 | Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма, для красивой осанки, гимнастической палкой, скакалкой, на больших мячах, для гибкости и подвижности в суставах. | «Дорожка здоровья». Элементы спортивных игр (баск-л, волейбол, бадминтон). Подвижные игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Замри-отомри», «Море волнуется», «Делай, как я». Эстафеты. Инд. работа. |
3.7 | Физкультура и здоровье. | 2 | правильно выполнять комплекс УГГ, физкультурные минутки на уроках, сам-но составить комплексы УГГ, комплексы физкультминуток, (физкультурная минутка в стихах.) Комплексы для физкультурных пауз дома. | Игра «К своим знакам», «Сигналы светофора», эстафеты |
3.8 | Мир движений и здоровья. | 1 | развитие скоростных качеств, ловкости | «Хвостики», «Падающая палка» |
3.9 | Выбираем бег. | 1 | развитие скоростных качеств, ловкости | «Кто быстрее?», «Сумей догнать» |
3.10 | Быстрые и, ловкие. | 1 | развитие ловкости и быстроты | «Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками» |
4.1 | Я и опасность. (Выставка рисунков). Праздник мяча | 2 | развитие скоростных качеств, быстроты и ловкости | Провести игры и эстафеты с мячами |
4.2 | Игры разных народов. | 1 | соблюдать и запоминать правила игр, развитие скоростных качеств, ловкости | «Аисты»- украинская игра, «Золотое зернятко»-Белоруссия, «Аист и лягушки»- Япония, «Ручейки, «Три палочки», «Рыбак». озёра» -Россия |
4.3 | Соревнование на личное первенство класса по бадминтону. | 2 | соблюдать правила техники безопасности при игре, уметь правильно выполнять основные движения при ударе ракеткой, проявлять качества силы, быстроты и координации. | Игра: «Белая молния» |
4.4 | День здоровья «Самый здоровый класс». | 2 | правила поведения на воде, на улице и дома. | Спортивный праздник «Азбука дорог» |
4.5 | Наши успехи и достижения. | 1 | формирование правильной осанки, координации, развитие ловкости, гибкости, совер-ние знаний, полученных в ходе занятий кружка «Азбука дорог» | Игры средней подвижности. |
| Всего часов: | 60 | | |
Тематическое планирование кружка « Азбука безопасности»
1 класс (30 часов)
№ | Мероприятия | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Из истории развития ПДД | 1 |
3-5 | Дорога | 2 |
6 | Улица | 1 |
7 | Во дворе. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. | 1 |
8 | Викторина «Вопросы инспектора Мигалочкина» | 1 |
9 | Экскурсия «На перекрестках города» Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
10 | Перекрестки и пешеходы | 1 |
11 | Светофоры и регулировщики | 1 |
12 | Дорожная разметка | 1 |
13 | Ролевая игра «Я пешеход» | 1 |
14 | Виды транспорта | 1 |
15-16 | Путешествие в страну дорожных знаков | 2 |
17 | Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте | 1 |
18 | Игра – путешествие «Большая прогулка» | 1 |
19-21 | Правила для пассажира в общественном транспорте | 3 |
22 | Ярмарка знаний по ПДД | 1 |
23 | Конкурс – выставка рисунков по ПДД | 1 |
24 | Викторина «Как я учил дорожную азбуку» | 1 |
25 | Автобусная экскурсия по городу | 1 |
26 | Выпуск стенгазеты «Школа светофорных наук» | 1 |
27-28 | Выступление перед учащимися начальной школы с музыкальной композицией «Азбука дороги», спортивный праздник «Дорожная азбука» | 2 |
29 | Итоговая викторина (1 - 5) «Правила – твои друзья, забывать друзей нельзя» | 1 |
30 | Подведение итогов за год | 1 |
Тематическое планирование 2 класс (35 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы проведения |
| Улица полна неожиданностей |
1 | Вводное. Повторение изученного во 2 классе | 1 | беседа |
2 | Безопасный путь из школы домой. | 1 | Занятие практикум |
3 | Что должен знать пешеход? | 1 | Занятие размышление |
4 | Улицы с односторонним и двусторонним движением. | 1 | беседа |
5 | Правила перехода улицы | 1 | практикум |
6 | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | 1 | проект |
| В страну дорожных знаков |
7 | Дорожные знаки, их виды. | 1 | практикум |
8 | предупреждающие знаки; | 1 | практикум |
9 | запрещающие знаки; | 1 | практикум |
10 | предписывающие знаки; | 1 | практикум |
11 | Устная пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов | 1 | Выступление агитбригады |
12 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1 | викторины |
13 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 1 | Работа в группах. Представление проекта |
| В гостях у светофорика |
14 | История возникновения светофора. | 1 | беседа |
15 | Виды и сигналы светофора. | 1 | Занятие - практикум |
16 | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | 1 | викторина |
| Школа начинающего водителя |
17 | Виды транспорта. | 1 | проект |
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы проведения |
18 | Тормозной путь транспорта | 1 | Беседа. Практикум. – вычислить остановочный и тормозной пути. |
19 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | Занятие - практикум |
20 | Труд водителя. Перевозка людей | 1 | беседа |
21 | Правила перехода дороги при высадке из транспорта. | 1 | практикум |
22 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | 1 | проект |
23 | Тесты на знание ПДД. | 1 | Тест- мониторинг |
| Это должны знать все |
24 | Причины ДТП. | 1 | Беседа. Анализ ситуаций |
25 | Как защитить себя при ДТП | 1 | Практикум. |
26 | Где можно и где нельзя играть. Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. | 1 | Викторина. Контрольные вопросы |
27 | Нарушение и наказание | 1 | Встреча с инспекторм ГИБДД. Анализ ситуаций |
28 | Разбор дорожных ситуаций. | 1 | Анализ ситуаций |
29 | Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» | 1 | проект |
30 | Игра по ПДД «Подскажи словечко» | 1 | Игры по правилам дорожного движения |
31 | Что такое перекресток? Виды перекрестков. Дорожная разметка. | 1 | Занятие - практикум |
32 | Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. | 1 | Художественное занятие |
33 | Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». | 1 | проект |
34-35 | Праздник «Зелёный огонёк | 2 | Занятие - отчет |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формы и виды деятельности.
формы проведения занятий, виды деятельности | Тематика |
игры | «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим», «Я б в спасатели пошел…», «Остров здоровья», «Безопасное колесо», Поле – чудес «Знаем правила движения» конкурсы, соревнования, викторины на знание ПДД, настольные, дидактические и подвижные игры. |
беседы | Гигиена правильной осанки Мой внешний вид – залог здоровья Транспорт- каким он был первым Кто ввел первые правила дорожного движения. Профилактические беседы по правилам безопасного поведения в период весенних, зимних каникул. |
тесты и анкетирование (3-4 классы) | «Чему мы научились за год». «Правильно ли вы двигаетесь». «Чему мы научились и чего достигли». «Что мы знаем о здоровье». «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». Диагностические вопросы по правилам дорожного движения. |
круглые столы (4 класс) | «Как сохранять и укреплять свое здоровье». «Мир моих увлечений» Совместная работа с отделом ГИБДД |
Практические занятия | «В городах безопасности» |
школьные конференции (2-4 классы) | В мире интересного |
просмотр тематических видеофильмов (1-4 классы) | «Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти» «Человек» «Мышление и мы» Детские обучающие мультфильмы по правилам дорожного движения. «Уроки тетушки совы» |
Дни здоровья, спортивные мероприятия (1-4 классы) | «Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» «За здоровый образ жизни» « Азбука дорог» |
Проектная деятельность | «В стране дорожных знаков», « Мы пешеходы» |
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок (1-4 классы) | Конкурсы: «В здоровом теле - здоровый дух», «Моё настроение» Выставки рисунков: «Физкультура для здоровья», «Мы за здоровый образ жизни», «Нет курению! », «Мы едем за город», «В стране дорожных знаков», «Улица на которой я живу» Выпуск плакатов «Физкультура для здоровья» Оформление маршрутных листов «Школа – дом» Конкурс рисунков «Мы едем, едем, едем …». «Самый безопасный вид транспорта летом». Конкурс сочинений «Самые нужные правила» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица оценки уровня физической подготовленности
Контрольные упражнения | Уровень физической подготовленности |
Мальчики | Девочки |
Высокий «отлично» | Средний «хорошо» | Низкий «удовлетв» | Высокий «отлично» | Средний «хорошо» | Низкий «удовлетв» |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см | 143 –150 | 128 –142 | 119 –127 | 136 -146 | 118 –135 | 108 –117 |
Бег 30 м с высокого старта | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Универсальные учебные действия.
1.Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (спортивных успехов).
2. Познавательные УУД.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе. Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
22