Методические рекомендации
Как создать крепкую СЕМЬЮ
ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ
10- 11 классы
крепкая семья
21 октября 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10 - 11 классов по теме
«КАК СОЗДАТЬ КРПЕКУЮ СЕМЬЮ. ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ»
Цель занятия: расширение представлений о крепкой семье как ценности для каждого человека, понимание важности сохранения семейных ценностей и традиций, осознание собственного вклада в создание крепких и доверительных отношений в семье, осознание особой роли родителей в жизни каждого человека.
Формирующиеся ценности: крепкая семья.
Основные смыслы. Семья – это ценность для каждого человека. Крепкая семья – одна из традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Крепкая семья — это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Семья – это ответственность за благополучие своих близких.
Особая роль родителей – формирование у детей чувства безопасности, уверенности в себе и завтрашнем дне.
Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический университет», https://mgppu.ru
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видеоанонса Айнутдиновой.
занятия от Полины
Для того, чтобы настроить школьников на обсуждение темы занятия, учитель напоминает им об одном из прошлых занятий, на котором речь шла о взрослости, а также о том, что создание семьи является одним из важных этапов взрослой жизни. Учитель также выражает уверенность в том, что многие люди стремятся к созданию счастливой, дружной и крепкой семьи, где царят любовь и взаимопонимание.
В целях формирования у обучающихся понимания основных принципов построения крепких семейных отношений, учитель, используя ответы
семейных пар, проживших вместе более 30 лет, на вопрос о секрете семейного счастья и долголетия, организует обсуждение различных аспектов семейного счастья, таких как любовь, поддержка, уважение, понимание, ответственность и чувство юмора, и помогает ученикам осознать важность всех этих факторов для создания крепких и гармоничных отношений в семье. (Интерактивное задание «Крепкая семья»).
При выполнении интерактивного задания «Крепкая семья» важно
обратить внимание обучающихся, что главные составляющие семейного счастья лежат в плоскости взаимоотношений, а, следовательно, крепкой и счастливой может быть любая семья – и большая, и маленькая, и не важно, какой у нее состав, материальное положение, живет она в городе или селе и т.п.
Часть 2. Основная
Основную часть занятия учитель начинает с напоминания о важности
баланса «взрослых» и «детских» качеств, распространяя это и на укрепление семейных отношений.
Важными качествами взрослого человека является умение слушать и
понимать друг друга, выражать свои эмоции и желания, а также учитывать
потребности другого человека. В качестве доказательства того, что эти же качества необходимы для поддержания крепких семейных отношений, учитель использует сказку про Лису и Журавля, которая иллюстрирует, как отсутствие внимания к нуждам и возможностям друг друга может привести к разладу в отношениях.
Завершая анализ сказки «Лиса и Журавель», учитель обобщает итоги обсуждения и подчеркивает, что крепкая семья строится на основе взаимного
уважения, внимания и готовности обсуждать возникающие проблемы. Это
требует усилий и времени, но результат стоит вложенного труда.
Далее учитель демонстрирует видеообращение федерального спикера и организует обсуждение основных моментов выступления.
Чтобы мотивировать старшеклассников задуматься о важности семейных
ценностей и традиций, учитель организует беседу о том, какую семью они хотят создать в будущем, сколько детей хотят иметь и какие традиции хотят сохранить.
Важно, чтобы представлениями о своей будущей семье поделились с классом только желающие.
Для демонстрации важности учета интересов всех членов семьи,
уважения и поддержки друг друга, совместного проведения времени, умения находить нестандартные решения в сложных ситуациях, сохранения семейных
традиций и укрепления эмоциональных связей учитель показывает фрагмент короткометражного фильма «День Отца» от Движения Первых. Затем учитель предлагает ребятам описать эмоциональное состояние героев фильма и поделиться своими вариантами разрешения данной ситуации.
Чтобы узнать, как разрешилась ситуация в фильме, учитель предлагает обучающимся досмотреть его дома и сравнить со своими предположениями.
Полная версия фильма представлена в дополнительных материалах к
занятию.
Чтобы мотивировать учеников задуматься о своем будущем, о себе как о будущих родителях, а также для лучшего осознания значимости роли
родителей и их ответственности, учитель организует обсуждение на тему того, какими родителями ученики хотят стать. Можно предложить желающим озвучить свои представления. Можно попросить ребят написать письмо себе в будущее, которое будет начинаться со слов «Когда я стану мамой (папой) …» и предложить сохранить это письмо и прочитать его вновь, став родителями.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части занятия учитель напоминает ребятам о семейных праздниках - Дне отца и Дне матери, о т мечае мы х в Рос с ии.
Чтобы сформировать понимание важности родительского вклада в жизнь ребенка, учитель призывает учеников вспомнить, за что они благодарны своим родителям (продолжить список ребята могут дома).
Чтобы подчеркнуть, что для будущего России важно создание крепких, дружных семьей, в которых растут счастливые дети, учитель приводит слова Президента Российской Федерации В.В. Путина и напоминает, что крепкая семья входит в число традиционных российских ценностей, перечисленных в
Указе Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Также учитель напоминает, что 2024 год объявлен в России Годом семьи, что подтверждает важность и ценность семьи не только для каждого из нас, но
и для страны в целом.
Завершает учитель занятие гимном Года семьи (демонстрация видеоролика «Гимн Года семьи»).
ПОСТРАЗГОВОР
Просмотр короткометражного фильма Движения Первых «День отца».
Фотовыставка «Наш семейный альбом» (с рассказами о членах семьи на фотографиях).
Коллаж семейных традиций.
Создание копилки игр для всей семьи.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература.
И. Шмелев «Лето господне», «Богомолье». Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фонвизин Д. И. «Недоросль». Литература второй половины XX – начала XXI века о семье, например, В. Астафьев. «Ангел- хранитель, поэзия второй половины XX – начала XXI в., например, Н. Заболоцкий «Жена», К. Симонов «Отец».
История. Идеология и культура в годы Гражданской войны (в т.ч. по материалам семейной истории). Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
(история семьи, гражданско- патриотические инициативы – «Бессмертный полк» и др.).
Обществознание. Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном
мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь
государства многодетным семьям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы Президентской библиотеки «О семейных традициях народов России» https://www.prlib.ru/news/1334905
Всероссийский семейный форум «Родные – Любимые»
https://vk.com/rodnye_lybimye
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность родителям, бабушкам, дедушкам за любовь, заботу, внимание и поддержку, за пример крепких семейных отношений.