Мет о д и ч еские реко ме н д а ц и и
Как создать крепкую СЕМЬЮ
ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ
1–2 классы
к ре пкая се м ья
21 о к т ября 2 0 2 4 г .
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ. ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ»
Цель занятия: расширение представлений о крепкой семье как ценности для каждого человека, осознание особой роли родителей в жизни каждого члена семьи, формирование знаний о важности собственного участия в создании доверительных отношений в семье, воспитание уважительного отношения к матери и отцу.
Формирующиеся ценности: крепкая семья.
Основные смыслы: крепкая семья – это ценность для каждого человека. Защита и забота, поддержка и уважение, любовь и взаимопонимание — основа крепких отношений в семье. Особая роль отца и матери в формировании у детей чувства безопасности, уверенности в себе и в завтрашнем дне.
Планируемые результаты.
Личностные:
- осознавать, что крепкая семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки;
- понимать, что любовь к семье подкрепляется делами: оказание помощи в домашних делах, забота и внимание к родным;
- проявлять чувства уважения и благодарности к членам семьи.
Метапредметные:
- проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к
обсуждаемым вопросам;
- работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru .
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- комплект интерактивных заданий;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Создание заинтересованности предстоящей
деятельностью у младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия: видео с Полиной Айнутдиновой о ценности семьи. Затем учитель напоминает ребятам о том, что текущий 2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи, и предлагает в беседе обсудить смысл этого слова. При этом можно опираться на демонстрацию видео со строками стихотворения Марка Шварца о значении слова «семья».
Далее рекомендуется побеседовать об уникальности каждой семьи.
Ребята могут по желанию рассказать про свои семьи. Описание можно построить, как ответы на вопросы: расскажи, сколько у тебя человек в семье? Кем работают родители? Кто чем любит заниматься в свободное время?
В конце мотивационной части педагог помогает детям сделать вывод:
несмотря на то, что все семьи разные, их объединяет любовь и поддержка, забота и взаимопонимание.
Часть 2. Основная
В основной части занятия центральное место занимает обсуждение главного вопроса: какую семью можно назвать крепкой? Для того чтобы подвести детей к выводу, рекомендуется сначала выполнить интерактивное
задание «Собери пословицы».
Интерактивное задание «Собери пословицы».
Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. Педагог обращает внимание на значение каждой из представленных пословиц.
- В дружной семье и в холод тепло.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Мир в семье любовью держится.
На основе народной мудрости, выраженной в пословицах, показывается значение крепкой и дружной семьи. При составлении каждой пословицы рекомендуется выяснить, как дети понимают её смысл.
После демонстрации первой части мультфильма «Встречайте бабушку»
обсуждается, можно ли назвать семью из просмотренного отрывка дружной, крепкой? Почему? (в семье мальчика – героя мультфильма – каждый сам по себе, каждый занят своим делом, нет общих дел). Детям предлагается дать совет по исправлению ситуации и объединению семьи.
Далее с помощью цитаты Л. Н. Толстого (читает учитель) и после рассматривания иллюстративного материала обсуждается: какие семейные традиции укрепляют семью? Детям предлагается поделиться, какие семейные
традиции есть в их семьях. Возвращение к просмотру фрагментов мультфильма подкрепляет вывод: сила и крепость семьи в её традициях, которые, как ниточки, связывают всех членов семьи заботой и поддержкой.
Этот вывод подтверждает и демонстрация интервью с федеральным спикером. По окончании просмотра можно обсудить с ребятами, о каких
«сокровищах» крепкой и многодетной семьи они узнали?
Затем педагог напоминает детям, что в нашей стране есть семейные
праздники, посвящённые главным её членам: матери и отцу. С помощью отрывка из воспоминаний Елены Гагариной обсуждается, какие качества папы-космонавта запомнились дочери больше всего, выясняется: можно ли назвать крепкой такую семью? Возможно, в процессе обсуждения педагогу для подтверждения выводов понадобится вернуться к чтению отрывка и зачитать некоторые цитаты ещё раз. Демонстрация фото семьи Гагариных поможет наглядно подкрепить необходимые выводы.
Для моделирования положительных семейных ситуаций далее разыгрывается мини-инсценировка «Наши родные и близкие». Учитель выбирает игровые ситуации, исходя из особенностей своего класса. Поэтому работа с карточками может быть организована как фронтально, так и в группах. Если работа идёт фронтально, то на каждую роль можно вызвать по
одному обучающемуся. Если задание выполняется в групповой форме, то
порядок выполнения задания может быть таким:
- педагогу необходимо перед занятием продумать, на какое количество пар/групп и как (по рассадке или по предпочтению) необходимо будет
раз б ить кла с с, и п о д г ото в ить ( р а спе ч атат ь ) с оот в е т ствующее количество карточек с описанием ситуаций;
- непосредственно на занятии дети делятся на пары/группы, и каждая пара/группа получает в качестве задания свою карточку;
- ребята договариваются о ролях (или педагог может назначить роли сам), далее 3–5 минут идёт работа в парах по описанной ситуации;
- по окончании выполнения задания в зависимости от наличия времени выборочно нескольким парам/группам можно предложить разыграть
получившиеся диалоги перед всем классом.
Часть 3. Заключение
В заключительной части занятия педагог напоминает, что отношения в семье, основанные на уважении, интересе друг к другу, поддержке,
сопереживании – это большой каждодневный, незаметный, труд родителей, всех её членов. Педагог предлагает ребятам подумать: как они могут помочь в этом родителям? Можно обратиться к предыдущему занятию «Что значит быть взрослым?» и предложить детям назвать соответствующие дела. В конце занятия можно предложить детям заполнить открытки-карточки «Год семьи» из Приложения 1. Для этого учителю необходимо заранее перед занятием распечатать необходимое количество карточек (желательно, как минимум по 2 на каждого ребёнка). Подписав их, дети подготовят подарок своим родным и близким к семейным праздникам. Закончить занятие на высокой эмоциональной ноте поможет чтение (педагогом или подготовленными детьми) стихотворения Д. Тарадановой «Что может быть семьи дороже?» и демонстрация видео с гимном Года семьи.
ПОСТРАЗГОВОР
Организация и проведение выставки рисунков «Моя семья».
Проведение конкурса сочинений-рассказов «Самый памятный день в моей семье», конкурса стенгазет «Моя семья – моё богатство».
Просмотр фильмов и мультфильмов о семье и семейных отношениях:
«Сказ о Петре и Февронии» и др.
Просмотр короткометражного фильма Движения Первых «День Отца».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа с пословицами о членах семьи (матери, отце, бабушках и дедушках), написание сочинений «Моя дружная семья», «Мой любимый член семьи».
Литературное чтение: чтение рассказов и стихотворений о семье, о взаимоотношениях в ней: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», А. А. Плещеев
«Песня матери», В. А. Осеева «Сыновья», А. Гайдар «Чук и Гек» , Н. Н. Носов
«Весёлая семейка».
Окружающий мир: изучение тем «Как живёт семья?», «Моя семья в прошлом и настоящем», «Совместный труд и отдых», «Семейные ценности и традиции», «Составление схемы родословного древа, истории семьи».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы Президентской библиотеки «О семейных традициях народов России», https://www.prlib.ru/news/1334905 .
Всероссийский семейный форум «Родные – Любимые», https://vk.com/rodnye_lybimye .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность взрослым членам семьи за любовь, заботу, внимание и поддержку, родителям за родительский дом.