СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

21 октября 2024 г. Разговоры о важном. Как создать крепкую семью. День отца и День матери. Методические рекомендации. 3-4 классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/110/

Просмотр содержимого документа
«21 октября 2024 г. Разговоры о важном. Как создать крепкую семью. День отца и День матери. Методические рекомендации. 3-4 классы.»

Мет о д и ч еские  реко ме н д а ц и и Как  создать  крепкую  СЕМЬЮ ДЕНЬ  ОТЦА  И  ДЕНЬ  МАТЕРИ 3–4  классы к ре пкая  се м ья 21  о к т ября  2 0 2 4  г .

Мет о д и ч еские реко ме н д а ц и и

Как создать крепкую СЕМЬЮ

ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ

3–4 классы

к ре пкая се м ья

21 о к т ября 2 0 2 4 г .

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ. ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ»

Цель занятия: расширение представлений о крепкой семье как ценности для каждого человека, осознание особой роли родителей в жизни каждого члена семьи, формирование знаний о важности собственного участия в создании доверительных отношений в семье, воспитание уважительного отношения к матери и отцу.

Формирующиеся ценности: крепкая семья.

Основные смыслы: крепкая семья – это ценность для каждого человека. Защита и забота, поддержка и уважение, любовь и взаимопонимание — основа крепких отношений в семье. Особая роль отца и матери в формировании у детей чувства безопасности, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

Планируемые результаты. Личностные:

  • осознавать, что крепкая семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки;
  • понимать, что любовь к семье подкрепляется делами: оказание помощи в домашних делах, забота и внимание к родным;
  • проявлять чувства уважения и благодарности к членам семьи.

Метапредметные:

  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к

обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru .

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие

п р е д п о л а г ает и с по л ь зован и е вид е о ф рагм е н т о в , игр о в ы х э л емен т ов и

дополнительных материалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • комплект интерактивных заданий;
  • презентация.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Создание заинтересованности предстоящей деятельностью у младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия: видео с Полиной Айнутдиновой о ценности семьи и иллюстрации фотографий семейного альбома. Далее в беседе выясняется насколько подробно ребята знакомы с семейным генеалогическим древом, семейной летописью, насколько хорошо они знают своих бабушек – дедушек, прабабушек – прадедушек. По желанию ребята могут кратко поделиться своими семейными историями.

Далее предлагается обсудить стихотворные отрывки о семье А. Барто и Д. Тарадановой, ответив на вопрос: почему нас всегда так тянет домой? В

конце обсуждения дети подводятся к выводу: семьи наши очень разные, они могут отличаться друг от друга, например, по составу и количеству членов семьи, но объединяет всех членов семьи отношение друг к другу – любовь и поддержка, забота и защита.

Часть 2. Основная

В основной части занятия центральное место занимает обсуждение

главного вопроса: какую семью можно назвать крепкой? Для того чтобы подвести детей к выводу, рекомендуется сначала выполнить интерактивное задание «Собери пословицы».

Интерактивное задание «Собери пословицы».

Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить ч а с т и п ос л о в иц. Пе д а г ог о б ра щ а е т вн и м а н ие н а з н а чени е кажд о й и з

представленных пословиц.

  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
  • Мир в семье любовью держится.

На основе народной мудрости, выраженной в пословицах, показывается значение крепкой и дружной семьи. При составлении каждой пословицы рекомендуется выяснить, как дети понимают её смысл.

После демонстрации первой части мультфильма «Встречайте бабушку» обсуждается, можно ли назвать семью из просмотренного отрывка дружной, крепкой? Почему? (в семье мальчика – героя мультфильма – каждый сам по себе, каждый занят своим делом, нет общих дел). Ребятам предлагается помочь героям мультфильма и придумать совместные дела – семейные традиции, которые смогли бы объединить их. Задание выполняется по группам, возможны два варианта: обучающиеся сами придумывают семейные традиции, либо учитель раздаёт карточки с описанием семейных традиций, и обучающиеся опираются на них, при этом ребята могут дополнить их своими вариантами.

После выполнения задания каждая группа презентует свои варианты и

аргументирует свой выбор. При необходимости педагог заранее готовит карточки.

Набор карточек «Семейные традиции»:

  • Запускать в небо воздушный шар с желанием в день рождения.
  • Раз в месяц всей семьёй ходить в библиотеку и выбирать книги для чтения.
  • Составлять «Копилку семейных достижений», в которую записываются и складываются достижения всех членов семьи за год. А на Новый год копилка вскрывается, и семья вспоминает свои достижения.
  • Создавать книги семейных рецептов.
  • Проводить совместный ужин, когда все члены семьи отключают телефоны.
  • Вместе с родными играть в настольные игры.
  • Сделать семейный фотоальбом, начав его с фотографий, которые сохранились ещё у бабушек с дедушками, и дополнять его в день рождения каждого члена семьи.
  • Всем вместе смотреть фильмы и обсуждать их.
  • Раз в месяц приглашать в гости знакомых и родственников на чаепитие.

После выполнения задания делается вывод: сила и крепость семьи в её традициях, которые, как ниточки, связывают всех членов семьи заботой и поддержкой. Демонстрация видео федерального спикера подкрепляет этот вывод. Затем можно побеседовать о том, какие традиции есть в семьях у ребят, поинтересоваться, какие традиции они бы хотели сохранить в своих будущих семьях.

Далее педагог напоминает детям, что в нашей стране есть семейные праздники, посвящённые главным её членам: матери и отцу. С помощью

отрывка из воспоминаний Елены Гагариной обсуждается, какие качества папы-космонавта запомнились дочери больше всего, выясняется: можно ли назвать крепкой такую семью? Возможно, в процессе обсуждения педагогу для подтверждения выводов понадобится вернуться к чтению отрывка и зачитать некоторые цитаты ещё раз. Демонстрация фото семьи Гагариных поможет наглядно подкрепить необходимые выводы.

Второй отрывок воспоминаний Дениса Драгунского об отце – писателе

Викторе Драгунском. После обсуждения воспоминаний делается вывод, что поддержка и взаимопонимание – основа семьи. Отец — это не просто глава семьи, но и человек, который готов поддерживать, помогать и защищать. А мама – это человек, который создаёт и хранит домашний уют, дарит теплоту и заботу.

Часть 3. Заключение

В заключительной части занятия педагог напоминает, что отношения в семье, основанные на уважении, интересе друг к другу, поддержке, сопереживании – это большой каждодневный, незаметный, труд родителей, всех её членов. Педагог предлагает ребятам подумать: как они могут помочь в этом родителям? Можно обратиться к предыдущему занятию «Что значит быть взрослым?» и предложить детям назвать соответствующие дела. В конце занятия можно предложить детям заполнить открытки-карточки «Год семьи» из Приложения 1. Для этого учителю необходимо заранее перед занятием распечатать необходимое количество карточек (желательно, как минимум по 2 на каждого ребёнка). Подписав их, дети подготовят подарок своим родным и близким к семейным праздникам. Закончить занятие на высокой эмоциональной ноте поможет чтение (педагогом или подготовленными детьми) стихотворения Д. Тарадановой «Что может быть семьи дороже?» и демонстрация видео с гимном Года семьи.

ПОСТРАЗГОВОР

Организация и проведение выставки рисунков «Моя семья».

Проведение конкурса сочинений-рассказов «Самый памятный день в моей семье», конкурса стенгазет «Моя семья – моё богатство».

Просмотр фильмов и мультфильмов о семье и семейных отношениях:

«Сказ о Петре и Февронии» и др.

Просмотр короткометражного фильма Движения Первых «День Отца».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с пословицами о членах семьи (матери, отце,

бабушках и дедушках), написание сочинений «Моя дружная семья», «Мой любимый член семьи».

Литературное чтение: чтение рассказов и стихотворений о семье, взаимоотношениях в ней: А. Гайдар «Чук и Гек» , Н. Н. Носов «Весёлая

семейка», В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы», Н. Г. Гарин- Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М. М. Зощенко «О Лёле и Миньке», С. В. Михалков «Праздник непослушания», Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Окружающий мир: изучение тем «Как живёт семья?», «Моя семья в прошлом и настоящем», «Совместный труд и отдых», «Семейные ценности и традиции», «Составление схемы родословного древа, истории семьи».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Президентской библиотеки «О семейных традициях народов России» https://www.prlib.ru/news/1334905

Все р ос с и й с к ий с еме й н ы й фо рум « Р од ные – Л ю би м ы е » https://vk.com/rodnye_lybimye

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность взрослым членам семьи за любовь, заботу, внимание и поддержку, родителям за родительский дом.