СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№ 3 10 класс физика Лабораторная работа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«№ 3 10 класс физика Лабораторная работа»

8.4.20. 10 класс физика Урок № 3

Тема. Лабораторная работа

Организационный момент

Делаем в рабочих тетрадях. Делаем записи как обычно при выполнении лабораторной. Число, лабораторная работа, тема, цель. Ход работы. Используем видеоматериал для практической части. Желаю удачи. Есть вопросы, пишите.

Ссылки на сайты, по которым будем работать; первые две ссылки содержат необходимые данные для выполнения практической части:

https://www.youtube.com/watch?v=OKfR70-4OhUИзучение последовательного соединения проводников #ФизиканскиеЛьвы2018 https://www.youtube.com/watch?v=zPwxS17-QGAИзучение параллельного соединения проводников #ФизиканскиеЛьвы2018

Если не понятно, просмотрите еще одно видео

https://www.youtube.com/watch?v=YBg3r6rbNGQЛабораторная работа № 5 - "Изучение последовательного соединения проводников" (8 класс) https://www.youtube.com/watch?v=-yy8rbt5ucQЛабораторная работа № 6 - "Изучение параллельного соединения проводников" (8 класс)



Тема: Лабораторная работа

«Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников»

Цель: экспериментально изучить законы последовательного и параллельного соединения проводников. Доказать их справедливость.

Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания тока, реостат, комплект соединительных проводников.


Сначала повторим, как могут быть соединены потребители в цепи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5901/main/ физика 10 урок 29. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников

(Лучше выделить и искать через Яндекс)


Краткие теоретические сведения.

Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного потребителя, а из нескольких. По способу соединения их можно разделить на два вида: последовательное и параллельное.

Если конец одного проводника соединить с началом другого, то такое соединение называется последовательным соединением. Примером такого соединения может быть елочная гирлянда. Сила тока, протекающего через лампочки, одна и та же.

Если взять вольтметр и поочереди включать его параллельно лампочкам, то сумма его показаний будет равна напряжению источника. При последовательном соединении проводников увеличивается их общая длина, поэтому увеличивается и сопротивление цепи. Полное сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

Из-за того, что при последовательном соединении ток из одной лампочки переходит в другую, при сгорании одной лампочки цепь размыкается.

При параллельном соединении проводников, начала проводников соединяются в одной точке, а концы в другой. При таком соединении двух лампочек напряжение, приложенное к лампочкам, одинаково. Общая сила тока в цепи при таком соединении равна сумме сил токов, протекающих через каждую лампочку.

При параллельном соединении площади поперечного сечения складываются, и общая площадь проводника увеличивается. Поэтому полное сопротивление цепи уменьшается.

Полное сопротивление меньше сопротивления каждого проводника. Телевизор, электрические лампочки, холодильник и другие потребители в помещении соединяются параллельно. При таком соединении все потребители работают при одинаковом напряжении. Поэтому с увеличением потребителей, уменьшается полное сопротивление и растет сила тока. Если одна лампочка при параллельном соединении сгорает, то другие продолжают гореть. Этим и удобно параллельное соединение.


Ход работы


Задание 1

Цель: Проверка закономерностей  последовательного соединения

Оборудование: источник питания 4,5 В; проволочные резисторы 2 шт.; вольтметр, амперметр, реостат, соединительные провода.

ИНСТРУКЦИЯ
ОПРЕДЕЛИТЕ цену деления приборов.

ЗАРИСОВЫВАЙТЕ схемы по мере объяснения материала. На данных схемах изображены не все элементы цепи. Следите за объяснением материала.


1.Зарисовать цепь, состоящую из последовательно соединенных резисторов и реостата. Проведите измерения силы тока на различных участках цепи.

2.Измерьте напряжения на каждом резисторе и источнике тока при замкнутой цепи. (Вольтметр присоединяйте параллельно резистору, соблюдая полярность).

3.Показания приборов занесите в таблицу

величины

резистор 1

резистор 2

полная цепь

напряжение, В




сила тока, А




сопротивление, Ом




4.Рассчитайте сопротивление участков цепи и полной цепи, результаты занесите в таблицу.

5.Сопоставьте опытные результаты с закономерностями последовательного соединения и сделайте вывод.

    • Напряжение во всей цепи равно сумме напряжений на участках цепи

    • Сила тока на всех участках цепи одинаковая

    • Сопротивление во всей цепи равно сумме сопротивлений на участках цепи



Задание 2

Цель: Проверка закономерностей параллельного соединения

1.Зарисуйте схему.

2.В неразветвленной части цепи установите силу тока при помощи реостата (в дальнейшем положение движка не меняйте).

3.Произведите опыты по измерению силы тока и напряжения в неразветвленной части цепи и отдельных участках цепи R1 и R2.

4 .Результаты измерений и расчетов запишите в таблицу.

величины

Резистор R1

Резистор R2

Неразветвленная

часть цепи

напряжение, В




сила тока, А




сопротивление, Ом




5.Сопоставьте опытные  результаты с закономерностями параллельного соединения. Сделайте вывод. Это должно быть видно из таблицы.

  • Напряжение в параллельных участках цепи одинаково

  • Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме токов на отдельных участках (параллельных ветвях) цепи.

  • Сопротивление неразветвленной части цепи меньше любого сопротивления  в параллельных  ветвях.

 


Контрольные вопросы:


  1. Какие физические величины бывают одинаковыми при параллельном соединении проводников?

  2. Какие физические величины бывают одинаковыми при последовательном соединении проводников?

  3. В электрическую цепь включена лампочка. Как изменится сопротивление цепи, если к первой лампочке, параллельно включить еще две лампочки? Меняется ли сила тока?

  4. Как изменяются показания амперметра и вольтметра, если в последовательно соединенной цепи ползунок реостата поставить в крайнее левое положение? Почему








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!