Дата _____________ ФИ__________________________________________________ 11 «_____» класс
Лабораторная работа № 9 по теме:
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Цель работы: научиться анализировать фотографии треков заряженных частиц, фотографированных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и на фотоэмульсии.
Ход работы:
ВНИМАНИЕ!
1. Треки заряженных частиц в камере Вильсона представляют собой цепочки микроскопических капелек жидкости (воды или спирта), образовавшиеся вследствие конденсации пересыщенного пара этой жидкости на ионах, расположенных вдоль траектории заряженной частицы; в пузырьковой камере — цепочки микроскопических пузырьков пара перегретой жидкости, образовавшихся на ионах; в фотоэмульсии — цепочки зерен металлического серебра, образовавшихся на ионах. Треки показывают траекторию движения заряженных частиц.
2. Длина трека зависит от начальной энергии заряженной частицы и плотности окружающей среды: она тем больше, чем больше энергия частицы и чем меньше плотность среды.
3. Толщина трека зависит от заряда и скорости частицы: она тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость.
4. При движении заряженной частицы в магнитном поле трек ее получается искривленным. Радиус кривизны зависит от массы, заряда, скорости частицы и модуля индукции магнитного поля: он тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше ее заряд и модуль индукции магнитного поля.
5. По изменению радиуса кривизны трека можно определить направление движения частицы и изменение ее скорости: в начале движения скорость больше там, где больше радиус кривизны трека.

Рис 1 Рис 2 Рис 3
Задание 1. На двух из трёх представленных вам фотографий изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле.
Укажите, на каких. ___________________________
Ответ обоснуйте. _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите фотографию треков α-частиц, двигавшихся в камере Вильсона (Рис. 1) и ответьте на следующие вопросы:
В каком направлении двигались α-частицы? (слева направо или наоборот).
_______________________________________
Ответ обоснуйте. _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Длина треков α-частиц примерно одинакова. О чём это говорит?
____________________________________________________________________________
в) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Почему некоторые a-частицы оставляют треки только в конце своего пробега? ____________________________________________________________________________
Задание 3. На рисунке 2 дана фотография треков α-частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
а) Почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) В какую сторону двигались частицы? _______________________________________
Задание 4. На рисунке 3 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
а) Почему трек электрона имеет форму спирали?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) В каком направлении двигался электрон? (по часовой стрелке или против движения часовой стрелки). __________________________________________________________
Ответ обоснуйте. ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 3 гораздо длиннее треков α-частиц на рисунке 2?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З
адание 5. Проанализируйте четвертую фотографию, на которой изображены треки ядер атомов магния, кальция и железа в фотоэмульсии и ответьте на вопросы:
1) Почему треки ядер атомов имеют разную толщину?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2) Какой трек принадлежит атому магния, кальция и железа?
______________________________________________________________
3) Какой вывод можно сделать из сравнения толщины треков ядер атомов различных элементов? ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4) Чем отличаются треки частиц, полученные в фотоэмульсии, от треков частиц в камере Вильсона и пузырьковой камере?_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА ____
Работа 3. 1. Не одинаковы заряды ядер. 2. Левый трек принадлежит ядру атома магния, средний – ядру калия, правый – ядру железа. 3. Толщина трека тем больше, чем больше заряд ядра атома. 4. Треки частиц в фотоэмульсии короче и толще и имеют неровные края.
11 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 9