СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы. 7 класс. (2 часть).

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы. 7 класс. (2 часть).

Перышкин  А.В. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008 г.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы. 7 класс. (2 часть).»

Лабораторные работы – 7 класс  2 часть

Лабораторные работы 7 класс 2 часть

СОДЕРЖАНИЕ Лабораторная работа №6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром  Лабораторная работа №7 Определение выталкивающей силы   Лабораторная работа №8 Выяснение условий плавания тел в жидкости   Лабораторная работа №9 Выяснение условия равновесия рычага   Лабораторная работа №10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа №6

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Лабораторная работа №7

Определение выталкивающей силы

Лабораторная работа №8

Выяснение условий плавания тел в жидкости

Лабораторная работа №9

Выяснение условия равновесия рычага

Лабораторная работа №10

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Лабораторная работа №6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром Цель работы:  Научиться градуировать пружину, получать шкалу  с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью  измерять силы . Оборудование:   динамометр, шкала которого закрыта бумагой;  набор грузов по 100 г;  штатив с муфтой и лапкой.

Лабораторная работа №6

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Цель работы: Научиться градуировать пружину, получать шкалу

с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью

измерять силы .

Оборудование:

  • динамометр, шкала которого закрыта бумагой;
  • набор грузов по 100 г;
  • штатив с муфтой и лапкой.
Ход работы:  1.Укрепите динамометр в лапке штатива.  Отметьте горизонтальной чертой положение  указателя – это будет нулевое деление шкалы. 2.Подвесьте к крючку динамометра груз массой 100 г .  На этот груз действует сила тяжести приближенно  равная 1Н. Такая же сила упругости возникает и в пружине.  Отметьте новое положение указателя . 3. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы, каждый раз отмечая черточками новые положения указателя.

Ход работы:

1.Укрепите динамометр в лапке штатива.

Отметьте горизонтальной чертой положение

указателя – это будет нулевое деление шкалы.

2.Подвесьте к крючку динамометра груз массой 100 г .

На этот груз действует сила тяжести приближенно

равная 1Н. Такая же сила упругости возникает и в пружине.

Отметьте новое положение указателя .

3. Затем подвешивайте к динамометру

второй, третий, четвертый грузы, каждый

раз отмечая черточками новые положения

указателя.

4. Снимите динамометр со штатива и против  горизонтальных черточек, начиная с нулевой,  поставьте числа 0, 1, 2, 3, 4. Выше числа 0  напишите Н («ньютон»)  5. Измерьте расстояние между соседними черточками.  Одинаковы ли они? Н 6. С какой силой растянут пружину грузы массой  50 г; 150 г? ( указать приближенное значение) 0 1 7. Не подвешивая к динамометру грузы, получите  шкалу с ценой деления 0,1 Н. 2 0 8. Измерьте проградуированным  динамометром вес любого тела 3  4 9.Нарисуйте проградуированный  динамометр.  1 Вывод : Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

4. Снимите динамометр со штатива и против

горизонтальных черточек, начиная с нулевой,

поставьте числа 0, 1, 2, 3, 4. Выше числа 0

напишите Н («ньютон»)

5. Измерьте расстояние между соседними черточками.

Одинаковы ли они?

Н

6. С какой силой растянут пружину грузы массой

50 г; 150 г? ( указать приближенное значение)

0

1

7. Не подвешивая к динамометру грузы, получите

шкалу с ценой деления 0,1 Н.

2

0

8. Измерьте проградуированным

динамометром вес любого тела

3

4

9.Нарисуйте проградуированный

динамометр.

1

Вывод : Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Лабораторная работа №7 Определение выталкивающей силы, действующей  на погруженное в жидкость тело Цель работы :  Обнаружить на опыте выталкивающее действие  жидкости на погруженное в нее тело и  определить выталкивающую силу . Оборудование динамометр; два тела разного объема; стаканы с водой; стакан с насыщенным раствором соли в воде. Н 0 1 ? 2 3 2 1  4

Лабораторная работа №7

Определение выталкивающей силы, действующей

на погруженное в жидкость тело

Цель работы : Обнаружить на опыте выталкивающее действие

жидкости на погруженное в нее тело и

определить выталкивающую силу .

Оборудование

динамометр;

два тела разного объема;

стаканы с водой;

стакан с насыщенным раствором соли в воде.

Н

0

1

?

2

3

2

1

4

Ход работы:  1. Подвесьте к динамометру тело на нити.  Запишите показания динамометра. Это  будет вес первого тела в воздухе . 0 0 2. Подставьте стакан с водой и опускайте  в него тело, пока все тело не окажется  под водой.  Запишите показания динамометра.  Это будет вес первого тела в воде. 1 1 2 2 3 3 4 4 3. Вычислите выталкивающую силу,  действующую на первое тело в воде. ? ? 4. Теперь погрузите первое тело в раствор соли  в воде и вновь запишите показания.  Это будет вес тела в растворе соли в воде . 5. Вычислите выталкивающую силу,  действующую на первое тело в растворе  соли в воде.

Ход работы:

1. Подвесьте к динамометру тело на нити.

Запишите показания динамометра. Это

будет вес первого тела в воздухе .

0

0

2. Подставьте стакан с водой и опускайте

в него тело, пока все тело не окажется

под водой.

Запишите показания динамометра.

Это будет вес первого тела в воде.

1

1

2

2

3

3

4

4

3. Вычислите выталкивающую силу,

действующую на первое тело в воде.

?

?

4. Теперь погрузите первое тело в раствор соли

в воде и вновь запишите показания.

Это будет вес тела в растворе соли в воде .

5. Вычислите выталкивающую силу,

действующую на первое тело в растворе

соли в воде.

6. Проделайте те же опыты со вторым телом, опуская его  сначала в воду, а затем в насыщенный раствор соли в воде. 7. Полученные данные запишите в таблицу: жидкость Вес тела в воздухе Р ,  Н Р V1 Вода Вес тела в жидкости Насыщенный раствор соли  в воде Р V2 Р 1 ,  Н  Р V1 Выталкивающая сила F , Н Р V2 F = Р - Р 1 F V1 F V2 Вывод : Сегодня на лабораторной работе я … (обязательно указать, от каких  величин зависит выталкивающая сила)

6. Проделайте те же опыты со вторым телом, опуская его

сначала в воду, а затем в насыщенный раствор соли в воде.

7. Полученные данные запишите в таблицу:

жидкость

Вес тела в воздухе

Р , Н

Р V1

Вода

Вес тела в жидкости

Насыщенный раствор соли

в воде

Р V2

Р 1 , Н

Р V1

Выталкивающая сила F , Н

Р V2

F = Р - Р 1

F V1

F V2

Вывод : Сегодня на лабораторной работе я … (обязательно указать, от каких

величин зависит выталкивающая сила)

Лабораторная работа №8 Выяснение условий плавания тел в жидкости Цель работы:  Выяснить на опыте условия, при которых тело плавает, а при которых тонет. 100 Оборудование измерительный цилиндр;  весы с разновесами;  пробирка – поплавок с пробкой;  сухой песок;  нитка;  сухая тряпка 90 80 70 Н 0 60 1 50 2 40 3 30  4 20 песок 10

Лабораторная работа №8

Выяснение условий плавания тел в жидкости

Цель работы: Выяснить на опыте условия, при

которых тело плавает, а при которых тонет.

100

Оборудование

  • измерительный цилиндр;
  • весы с разновесами;
  • пробирка – поплавок с пробкой;
  • сухой песок;
  • нитка;
  • сухая тряпка

90

80

70

Н

0

60

1

50

2

40

3

30

4

20

песок

10

Ход работы:  1. Налейте в мензурку воды и запишите ее объем . 2. Насыпьте в пробирку немного песка , чтобы она,  закрытая пробкой, плавала в мензурке, а часть ее  находилась над поверхностью воды.  Запишите новое значение объема . 100 90 3. Рассчитайте выталкивающую силу. 80 Пример : F = gpV = gp( V 2 – V 1 ) 70 V 1  = 60 мл = 0,000060 м 3  V 2 = 8 0  мл  = 0,000080 м 3 60 F = gp( V 2 – V 1 ) =10 Н/кг х 1000 кг/м3 ( 0,00008 м3 – 0,000056м3) =… 50 4. Выньте пробирку, протрите ее тряпкой и определите ее  массу на весах с точностью до 1 г. 40 5. Рассчитайте вес пробирки с песком. 30 Пример : F = gm 20  m = 15 г = 0,015 кг ; F = gm = 10 Н/кг х 0,015 кг =… 10

Ход работы:

1. Налейте в мензурку воды и запишите ее объем .

2. Насыпьте в пробирку немного песка , чтобы она,

закрытая пробкой, плавала в мензурке, а часть ее

находилась над поверхностью воды.

Запишите новое значение объема .

100

90

3. Рассчитайте выталкивающую силу.

80

Пример : F = gpV = gp( V 2 – V 1 )

70

V 1 = 60 мл = 0,000060 м 3

V 2 = 8 0 мл = 0,000080 м 3

60

F = gp( V 2 – V 1 ) =10 Н/кг х 1000 кг/м3 ( 0,00008 м3 – 0,000056м3) =…

50

4. Выньте пробирку, протрите ее тряпкой и определите ее

массу на весах с точностью до 1 г.

40

5. Рассчитайте вес пробирки с песком.

30

Пример : F = gm

20

m = 15 г = 0,015 кг ;

F = gm = 10 Н/кг х 0,015 кг =…

10

6. Насыпьте в пробирку еще немного песка , чтобы она плавала внутри жидкости, полностью погрузившись в нее. Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки. 7. Досыпьте в пробирку столько песка , чтобы она утонула . Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки. 8. Результаты вычислений занесите в таблицу: № опыта Выталкивающая сила, действующая на пробирку,  F ,  Н 1. F = ρ ж g  V Вес пробирки с песком 2. P, H P = mg Поведение пробирки в воде (всплывает, плавает внутри, тонет) 3. Вывод : Сегодня на лабораторной работе … (обязательно указать, при  каких условиях тело плавает, а при каких тонет) .

6. Насыпьте в пробирку еще немного песка , чтобы она плавала

внутри жидкости, полностью погрузившись в нее.

Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки.

7. Досыпьте в пробирку столько песка , чтобы она утонула .

Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки.

8. Результаты вычислений занесите в таблицу:

опыта

Выталкивающая сила, действующая на пробирку, F , Н

1.

F = ρ ж g V

Вес пробирки с песком

2.

P, H

P = mg

Поведение пробирки в воде

(всплывает, плавает внутри, тонет)

3.

Вывод : Сегодня на лабораторной работе … (обязательно указать, при

каких условиях тело плавает, а при каких тонет) .

Лабораторная работа №9 Выяснение условия равновесия рычага Цель работы:  Выяснить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов. Оборудование рычаг на штативе;  набор грузов;  линейка;  динамометр. Н 0 1 2 3 4

Лабораторная работа №9

Выяснение условия равновесия рычага

Цель работы: Выяснить на опыте, при каком соотношении

сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на

опыте правило моментов.

Оборудование

  • рычаг на штативе;
  • набор грузов;
  • линейка;
  • динамометр.

Н

0

1

2

3

4

? ? Ход работы:  ? 9 – 12 см 1. Уравновесьте рычаг, вращая гайки  на его концах так, чтобы он  расположился горизонтально. 2. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии  примерно 9 – 12 см от оси вращения.  3. Установите, на каком расстоянии справа от оси вращения надо подвесить :  один груз    два груза; три груза? 13

?

?

Ход работы:

?

9 – 12 см

1. Уравновесьте рычаг, вращая гайки

на его концах так, чтобы он

расположился горизонтально.

2. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии

примерно 9 – 12 см от оси вращения.

3. Установите, на каком расстоянии справа от оси вращения надо подвесить :

один груз

два груза;

три груза?

13

Считая, что каждый груз весит 1 Н, заполните таблицу, вычисляя отношение сил и отношение плеч. 5 .Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага и правило моментов сил (§ 57). 57). № опыта Сила F 1 на левой части рычага, Н Плечо l 1 ,   с м 1. Сила F 2   на правой части рычага, Н  2. Плечо l 2 ,   с м 3 Отношение сил и плеч F 1 F 2  l 2  l 1 ,
  • Считая, что каждый груз весит 1 Н, заполните таблицу, вычисляя

отношение сил и отношение плеч.

5 .Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия

рычага и правило моментов сил (§ 57).

57).

опыта

Сила F 1 на левой части рычага, Н

Плечо l 1 , с м

1.

Сила F 2 на правой части рычага, Н

2.

Плечо l 2 , с м

3

Отношение сил и плеч

F 1

F 2

l 2

l 1 ,

Дополнительное задание Подвесьте три груза справа от оси вращения рычага на расстоянии 5 см. ? 2. С помощью динамометра определите, какую силу Надо приложить на расстоянии 15 см правее грузов, чтобы рычаг был в равновесии?  15 см 5 см 3. Как направлены силы,  действующие на рычаг? 4. Вычислите отношение сил F 1 / F 2   и плеч l 2 / l 1  и сделайте вывод .   Вывод : Сегодня на лабораторной работе я …

Дополнительное задание

  • Подвесьте три груза справа от оси вращения рычага

на расстоянии 5 см.

?

2. С помощью динамометра определите, какую силу

Надо приложить на расстоянии 15 см правее грузов,

чтобы рычаг был в равновесии?

15 см

5 см

3. Как направлены силы,

действующие на рычаг?

4. Вычислите отношение сил F 1 / F 2

и плеч l 2 / l 1

и сделайте вывод .

Вывод : Сегодня на

лабораторной работе я …

Лабораторная работа №10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости Цель работы:  Убедиться на опыте, что полезная работа,  выполненная с помощью простого механизма  (наклонной плоскости), меньше полной . Оборудование штатив с муфтой и лапкой;  доска;  линейка;  брусок;  динамометр. 0 1 2 3 4

Лабораторная работа №10

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Цель работы: Убедиться на опыте, что полезная работа,

выполненная с помощью простого механизма

(наклонной плоскости), меньше полной .

Оборудование

  • штатив с муфтой и лапкой;
  • доска;
  • линейка;
  • брусок;
  • динамометр.

0

1

2

3

4

Ход работы:  1. Определите с помощью динамометра вес бруска. 2. Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении. 3. Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр. 4. Перемещайте брусок равномерно вверх по наклонной плоскости.  Посмотрите, какую силу тяги показывает динамометр. 5. Измерьте путь s , который проделал брусок , и высоту h.  h s

Ход работы:

1. Определите с помощью динамометра вес бруска.

2. Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении.

3. Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.

4. Перемещайте брусок равномерно вверх по наклонной плоскости.

Посмотрите, какую силу тяги показывает динамометр.

5. Измерьте путь s , который проделал брусок , и высоту h.

h

s

6. Вычислите полезную работу по формуле  A п = Ph , а затраченную по  формуле  A 3  = Fs A п КПД = . 100% 7. Определите КПД наклонной плоскости по формуле A 3 8. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу: h , м P , Н A п = Ph , Дж S , м F , Н A 3  = Fs , Дж A п КПД = . 100% A 3 Вывод : Сегодня на лабораторной работе …

6. Вычислите полезную работу по формуле A п = Ph , а затраченную по формуле A 3 = Fs

A п

КПД = . 100%

7. Определите КПД наклонной плоскости по формуле

A 3

8. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

h , м

P , Н

A п = Ph ,

Дж

S , м

F , Н

A 3 = Fs ,

Дж

A п

КПД = . 100%

A 3

Вывод : Сегодня на лабораторной работе …

Использованная литература 1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008 г.

Использованная литература

1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных

учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008 г.