Конспект урока физики в 7 классе
Тема: Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»
Цели урока:
-
Образовательная – научиться экспериментально определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
-
Развивающая – развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.
-
Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1. Организационный момент - Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Меня зовут Светлана Владимировна. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу. | Ученики приветствуют учителя. | |
2. Мотивация Послушайте следующее стихотворение: Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? Молодцы ребята. Было высказано много мнений и все они правильные. Это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Я надеюсь, ребята, что сегодняшний урок также будет открытием, причем к этому открытию вы придете сами. | Слушают учителя - Потому что здесь говорится про открытия, а все открытия связаны с физикой. - Потому что человек, который удивляется, может совершать открытия. | |
3. Определение целей урока Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы. Значит, мы должны научиться определять экспериментальным путем плотность тела. Тема нашего урока Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела» Давайте вместе с вами определим цели урока. Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться? Хорошо, вы назвали почти вес цели. Итак, сегодня на уроке мы должны научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. | - научиться экспериментально определять плотность тела; - повторить тему плотность; - закрепить тему. | |
4. Актуализация знаний Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению лабораторной работы необходимо вспомнить некоторые понятия, которые нам пригодятся. Посмотрите на экран. Вам предлагается дополнить предложенные высказывания. Величина, которая показывает значение, соответствующее одному делению, называется ….. По следующему алгоритму Алгоритм: -
Найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величин. -
Вычесть из большего значения меньшее и полученное значение разделить на число делений, находящихся между ними. определяют……. Далее учитель показывает слайд по массе. Далее учитель переходит на слайд по теме «Плотность тела» Посмотрите внимательно на вопросы. Ребята, кто сможет ответить на эти вопросы? Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились (Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию знаний). | Ребята смотрят на экран, читают высказывания. Отвечают на вопросы | |
5. Практическая работа На ваших столах лежат дидактические карточки, которые вам помогут выполнить лабораторную работу. Сейчас внимательно прочитайте их, обратитесь к учителю в случае затруднения. После того, как вы прочитаете инструкцию можно приступать к выполнению работы. Оформление лабораторной работы выполняете на карточках. Итак, ребята, приступайте. По ходу выполнения работы учитель обращает внимание на правила работы с весами. Учащиеся выполняют работу. Учитель проводит индивидуальную консультацию, если возникают затруднения. | Внимательно слушают учителя Учащиеся выполняют работу | |
7. Рефлексия и итог урока Молодцы ребята! Я думаю, что все справились с заданием. Все смогли определить плотность тела. Ребята поднимите руку те, у кого не было затруднений? Ребята поднимите руку те, у кого были незначительные затруднения? Хорошо ребята. А теперь оцените себя. Но я за собой оставляю право корректировать вашу оценку, если в этом будет необходимость. А сейчас я предлагаю вам такую задачу. У меня столе лежит кирпич и линейка. Как, используя из приборов только линейку определить массу кирпича? Здорово! А как мне приятно с вами работать. Вы гениальные дети. Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке. А сейчас ребята обратите внимание, что у вас на столах лежат еще одни карточки, которые мы не использовали. Вот работа с этой карточкой будет вашим домашним заданием. Мне было приятно поработать в вашем классе. Вы молодцы. Мы вместе успели за урок очень много. Мы с вами урок начали стихами и закончим тоже стихами Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок! | Дети поднимают руки. Надо линейкой измерить длину, ширину и высоту. Потом их перемножить найдем объем. Из таблицы плотности взять плотность кирпича и найдем его массу, умножив плотность на объем. Дети слушают | |
№ У/Э | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
1. | Лабораторная работа «Определение плотности тела» Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого надо определить, нитка, вода. Ход работы: -
Определите цену деления шкалы мензурки: цена деления = -
Используя мензурку, измерьте объем твердого тела. V1 = см3 V2 = см3 Vтела = см3 -
Измерьте массу тела с помощью весов: m = г. 4. Используя формулу для расчета плотности, вычислите плотность твердого тела: 5. Выразите вычисленное значение плотности в кг/м3: 6. Полученное на основе опыта значение плотности тела сравните с табличным значением плотности из § 21 и запишите в таблицу название вещества, из которого изготовлено тело. Название вещества | Масса тела m, г | Объем тела V, см3 | Плотность вещества | г/см3 | кг/м3 | | | | | | | Будьте внимательны! Не торопитесь! Внимательно читайте инструкцию! |
7. Сделайте вывод по работе:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_____
Спасибо за работу!
Дорогие ребята!
Выполните задания, предложенные в таблице в тетради, а результаты впишите в таблицу.
Рассчитайте плотность вещества, из которого состоит | Ответ |
г/см3 | кг/м3 |
Брусок массой m= 800 г. | а=1 м, b=10 см, с=2 см. | | |
Тело массой m=33 г | 35 мл
20 мл | | |
Куб массой m=21 г | 1 см | | |
Какая жидкость налита в сосуд? Масса жидкости m=80 г. |
80 мл | | |
Лабораторная работа «Определение плотности тела»
Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого надо определить, нитка, вода.
Ход работы:
-
Определите цену деления шкалы мензурки:
цена деления =
-
Используя мензурку, измерьте объем твердого тела.
V1 =
V2 =
Vтела =
-
Измерьте массу тела с помощью весов:
m = г.
4. Используя формулу для расчета плотности, вычислите плотность твердого тела:
5. Выразите вычисленное значение плотности в кг/м3:
6. Полученное на основе опыта значение плотности тела сравните с табличным значением плотности из § 21 и запишите в таблицу название вещества, из которого изготовлено тело.
Название вещества | Масса тела m, г | Объем тела V, см3 | Плотность вещества |
г/см3 | кг/м3 |
| | | | |
7. Сделайте вывод по работе:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_____
Спасибо за работу!
Самоанализ урока
Тема: «Плотность вещества»
Цели урока:
-
Образовательная – ввести понятие плотности вещества, единицы плотности.
-
Развивающая – развитие умения пользоваться таблицей плотностей вещества (находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ), умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.
-
Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
Ученик должен знать: понятие плотности вещества.
Уметь: объяснять понятие плотности на основе научных теории; пользоваться таблицей плотностей вещества (находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ), уметь пользоваться формулой для плотности.
Формируемая область понимания: плотность.
Закрепление общеучебных умений и специальных ЗУ: умение наблюдать, умение вести активную мыслительную деятельность, умение анализировать и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Мотивация учащихся
-
Актуализация опорных знаний
-
Изучение нового материала
-
Осмысление и первичное закрепление
-
Проверка усвоения
-
Анализ и подведение итогов урока, д/з.
Оборудование: рычажные весы, тела одинакового объема, мультимедиа проектор, кирпич.
Начало урока. Наверно в незнакомом классе это один из труднейших этапов. Дети приходят на урок к незнакомому учителю и от того, как он их встретит, многое зависит. Поэтому я старалась сделать начало урока максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение урока показали хорошую работоспособность.
Для того, чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса мною было прочитано стихотворение, после прочтения которого я задала детям вопросы. Дети дали ответы. В ходе такого небольшого диалога появился интерес к уроку. Все это способствовало созданию рабочей обстановки в классе.
После создания мотивации учащиеся совместно с учителей определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где учитель помогал детям наводящими вопросами. Так как цели урока формулировались не одним учителем, а совместно с детьми, то дети поняли их, и приобретение знаний стало осознанным. Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям, содержании. Материала. Содержание урока соответствовало требованиям стандарта.
Структура урока предложена выше. На мой взгляд, целям и типу урока она соответствует. Этапы урока были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги. Учащиеся совместно с учителем по каждому этапу делали выводы. Время распределялось на отдельные этапы по-разному в зависимости от того, какой из них являлся основным. На мой взгляд, на этап изучения нового материала было затрачено много времени, поэтому на последующие этапы времени было недостаточно. Темп ведения урока был оптимальным.
На этапе актуализации опорных знаний учащимся было предложено вспомнить важное понятие, которое было использовано при объяснении нового материала: понятие массы. Учащиеся вспоминали данное понятие по плану обобщенного характера. Также ребята вспомнили математическое понятие – объем тела. После этого шел основной этап урока – объяснение нового материала. Этот этап был главным, поэтому основное время было уделено именно ему.
Изложение нового материала было логичным, грамотным, на высоком теоретическом и одновременно доступном для детей уровне. Главные мысли по теме всегда учителем выделялись.
Изучение нового материала было проведено в форме проблемной беседы с использованием небольшого опыта. Использование этого опыта и постановка проблемного вопроса было необходимым, так как это способствовало более качественному и глубокому усвоению нового материала.
С целью активизации познавательной деятельности, с целью разнообразия средств, применяемых на занятии, я использовала в течение урока мультимедиа проектор, с помощью которого был изложен новый материал. Мною были выполнены слайды в программе PowerPoint. Слайды были разные по своему назначению: мотивационный, проблемный, обучающий.
Понятие плотности учащиеся получили не в готовом виде, а формулировали самостоятельно в ходе поисковой беседы. Это способствовало развитию познавательного интереса, мыслительных процессов и активной деятельности детей на уроке.
После изучения нового материала было проведено закрепление нового понятия через работу с таблицей. Учащиеся работали с таблицами плотностей. По этой таблице они учились находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ. Через эту же работу мы выясняли физический смысл понятия плотность.
С целью проверки усвоения знаний проведен контроль. На этом этапе учащимся была предложена тестовая работа, которую они должны были выполнить. После этого они получили ключ, по которому они себя оценили, используя критерии оценивания. После тестовой работы мною планировалась коррекционная работа. Те вопросы, которые вызвали у учащихся наибольшее затруднение, мы должны были рассмотреть еще раз.
Также мы вернулись к проблемному вопросу, для того, дети, используя полученные знания, могли ответить на эти вопросы.
В конце урока было дано практическое применение плотности.
Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, экспериментальный. Формы работы были фронтальными. Я использовала приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагмента из художественного произведения, повторение по планам обобщенного характера.
На мой взгляд, учащиеся на уроке были немного скованы, хотя активность была хорошей. Они показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать Ир обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.
Используя принципы и правила гуманистической педагогики, старалась создать благоприятный морально-психологический климат на уроке, отношения с детьми строила на доверии и уважении. Такое психологически-комфортное состояние учащихся на уроке способствовало повышению его эффективности, содействовало пониманию учащимися изучаемого учебного материала и помогало им не испытывать затруднений при изучении данной темы.
Кабинет к уроку был подготовлен. На мой взгляд, урок целей достиг.
План изучения физической величины
-
Что показывает физическая величина?
-
Определение величины
-
Обозначение
-
Формула
-
Единицы измерения физической величины
-
Практическое значение или применение.