СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Литературное чтение. Тема. А. Куприн «Слон». (2 и 3 уроки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для обучения работе с текстом, используя различные творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. Тема. А. Куприн «Слон». (2 и 3 уроки)»

3 класс. Литературное чтение.

Тема. А. Куприн «Слон». (2 и 3 уроки)

Учебник, с. 40–41.

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»; научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные: познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий

Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; портрет писателя

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающегося

I. Организация начала урока

– Проверим готовность к уроку.

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.







2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.



Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон».)

– Какие сведения о слонах вы подготовили к уроку в справочниках и энциклопедиях?

– Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать? Где в России можно встретить слона? Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном? С чего начинается история? Кратко перескажите. Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».

– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам. Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. Прочитайте скороговоркой.

Павка на лавке плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки,

А годятся лапти на лапки кошке.

Организует работу с пословицами и поговорками.

– Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• Детство – время золотое, ест и пьет, и спит в покое.

• Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – все потерял.

• Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Рассказывают о слонах.

– Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран.

– В зоопарке или в цирке.

Отмечают интонацию для чтения. Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность.

Дочка: просьба-каприз.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Читают и объясняют значение поговорок

3. Работа над по-словицами и поговорками

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

IV. Повторное чтение и анализ произведения.


– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон»

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».

Предлагает решить кроссворд по рассказу А. Куприна «Слон»











1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)

2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)

3. Какой торт купили? (Фисташковый.)

4. Как звали слона? (Томми.)

5. В какое время суток вели в гости слона к большой девочке? (Ночью.)


– Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)

– А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».

Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…». Шестая ч. : до конца.

Организует работу в парах.- В конвертах лежит текст, в котором пропущены слова . Нужно вставить пропущенные слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

– Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.

Проводит работу над иллюстрациями в учебнике.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34, с. 37. Какие эпизоды изобразил художник?

– Кто изображен? Как вы думаете, какое настроение у девочки?

– Как автор изобразил слона?

- Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям

Составляют план к рассказу:

1. Девочка больна. 2. Девочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть большого слона. 4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона. 6. Слон в гостях у Нади.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

– Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери

даже невозможное. Говорится о здоровье: оно

уходит очень быстро. Девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже.

Решают кроссворд, записывают слова.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.


Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы учителя

1. Решение кроссворда.

2. Деление рассказа на части. Составление плана.


















3. Работа в парах.



4. Анализ иллюстраций в учебнике

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.

• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

- О чем заставляет задуматься?

- Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?

– Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – если что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно. Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».

– Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям»

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Высказывают свои предположения

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СЛОНАХ

1-й ученик. На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.

2-й ученик. Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

3-й ученик. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. 4-й ученик. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ

Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы ее вылечить, доктора советовали родителям исполнять все ее желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего живого слона. Надин папа отправился в зоопарк…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!