Карточка №1
Задание №1
Прочитай предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на …. Прекрасное впечатление.
Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.
… учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .
У … есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
Задание №2.
Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи их лицо и число.
здание- ________( __л,____ч.)
берлога-________( __л,____ч.)
изба-________( __л,____ч.)
хата- ________( __л,____ч.)
гнёзда-________( __л,____ч.)
улей- ________( __л,____ч.)
Задание №3
Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.
А) я, они, на, ты
Б) но, оно, она, они
В) я, Яна, ты, вы
Критерии оценки
Диктант
«5»- ставится за работу, в которой нет ошибок;
«4»- ставится за работу, в которой допущена 1-2 ошибки;
«3» - ставится за работу, в которой допущена 3-5 ошибок;
«2» - ставится за работу, в которой допущены более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5»- ставится за работу без ошибок;
«4»- ставится если правильно выполнено 3/4 заданий;
«3»-ставится, если правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится если правильно выполнено меньше 1/2 заданий.
Контрольная работа
Грамматические задания:
1) Вы пишите из текста все личные местоимения. Определите их лицо и число.
2) Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.
Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.
3) Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону.
Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
4).Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.
У меня есть сестра. Сестра учится в институте.
Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.
5) Придумайте и запишите продолжение рассказа: 2-3 предложения с личными местоимениями во множественном числе.
Эталон:
Луковица с радостью.
Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.
Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.
И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.
И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.
Грамматические задания:
1) Вы пишите из текста все личные местоимения. Определите их лицо и число.
Ответ: ОН- 3 ЛИЦО, ЕД.Ч , Я-1 ЛИЦО, ЕД.Ч, МЫ- 1 ЛИЦО, МН. Ч.
2) Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.
Катя сказала мне, что зимой ОНА поедет в Москву. Завтра МЫ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ОН работал в другой школе.
3) Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. ОНИ теперь часто звонят мне по телефону.
Перелётные птицы собираются в стаи. ОНИ готовятся к отлёту.
4).Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.
У меня есть сестра. ОНА учится в институте.
Мой папа - геолог. ОН работает в Сибири.
5) Придумайте и запишите 2-3 предложения с личными местоимениями, которыми можно продолжить рассказ.
"ПЛАН".
1) Повторить правила в учебнике («Личные местоимения», лицо и число личных местоимений)
2) Рассказать соседу по парте прочитанные правила.
3) Выполнить работу над ошибками в тетради. Соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки.
4) Выполнить дополнительные задания на карточках.
5) Выполнить проверку
Дополнительные задания:
Задание №1 (Для Саши)
Вставь подходящие местоимения определите их число и лицо.
___ нарисую ёлочку. А___ что будешь рисовать? Когда ___ приедет? Завтра ___ пойдём на речку. Кого ___ ждёте? Почему ___ улетают?
Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?
Задание №2 (Для Пети)
Прочитай предложения, вставить пропущенные местоимения. Подчеркнуть местоимения. Определи их падеж и лицо.
Охотник пошел в лес. С ... бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг к .. навстречу выскочил заяц. Собака бросилась за ... . Зайцу удалось уйти. Охотник вышел на поляну. На ... было маленькое озеро. Там были дикие утки. Охотник осторожно подкрадывался к уткам, ... не удалось ... убить. Утки почуяли опасность и улетели. Охотник позвал собаку и отправился с ... в степь.
Задание №3
Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.
1)Она, но, глубокая, неширокая;
От дома, река, течёт, недалеко.
2)Журчит, где-то, поблизости, ручей;
Постоянно, куда – то, он, торопится.
Задание №4 (Для Толи)
Прочитай. Спиши, заменяя выделенные слова личными местоимениями.
Недавно я взял в библиотеке книгу русских пословиц. Из книги я многое узнал об обычаях нашего народа. книги в нашу библиотеку .
Саша рассказал нам о возможных полётах человека к далёким звёздам. У Саши хорошая библиотека научной фантастики.
Мы выписываем журнал «Юный натуралист». В журнале много интересных материалов о жизни и природе.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выбери правильный ответ, обведи нужную букву.
А) Местоимения называют предмет и указывают на него.
Б) Местоимения указывают на предмет, но не называют его.
2. Укажи вариант, в котором оба местоимения 2-го лица.
А) я, мы В) он, она
Б) ты, вы Г) они, вы
3. Подчеркни местоимения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты-
Если мы сорвём цветы, то окажутся пусты
И деревья, и кусты.
4. Вставь нужные местоимения. Определи лицо местоимений.
Саша сегодня очень устал. _____собирал ягоды и грибы в лесу.(__) Ему помогала его сестра Анечка. ________несла корзинку (__). Как только солнышко село чуть пониже, _______вернулись домой с полной корзиной (___).
5. Вставь пропущенные слова. Замени их местоимениями.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так ….. добрались до лужи.
6. Впиши пропущенные местоимения. В скобках укажи лицо и число местоимений.
Вот выглянуло солнце из-за тучи. _____осветило землю. (____________)
Вот на ветку дерева села ворона. ______ громко закаркала. (_____________ )
На другой ветке сидел воробей. _______чистил свои пёрышки. (_______________)
Мы любим наблюдать за птицами. _______помогают нам уничтожать насекомых.(_____________)
7. .Прочитай текст, найди местоимения 1 лица ед.ч. и замени их местоимениями 1 лица мн.ч.
Я учусь в третьем классе. У меня учительница Юлия Игоревна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.
*Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла.
Эталон самостоятельной работы
1.Выбери правильный ответ, обведи нужную букву.
А) Местоимения называют предмет и указывают на него.
Б) Местоимения указывают на предмет, но не называют его.
2. Укажи вариант, в котором оба местоимения 2-го лица.
А) я, мы В) он, она
Б) ты, вы Г) они, вы
3. Подчеркни местоимения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты-
Если мы сорвём цветы, то окажутся пусты
И деревья, и кусты.
4. Вставь нужные местоимения. Определи лицо местоимений.
Саша сегодня очень устал. ОН (3 лицо) собирал ягоды и грибы в лесу. Ему помогала его сестра Анечка. ОНА (3 лицо) несла корзинку. Как только солнышко село чуть пониже, ОНИ (2 лицо) вернулись домой с полной корзиной.
5. Вставь пропущенные слова. Замени их местоимениями.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг ОН остановился. Впереди сидела большая лягушка. ОНА только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. ОН тоже сделал скачок. Так ОНИ добрались до лужи.
6. .Впиши пропущенные местоимения. В скобках укажи лицо и число местоимений.
Вот выглянуло солнце из-за тучи. ОНО осветило землю. ( 3 лицо, ед.ч.)
Вот на ветку дерева села ворона. ОНА громко закаркала. (3 лицо, ед.ч )
На другой ветке сидел воробей. ОН чистил свои пёрышки. (3 лицо, ед.ч.)
Мы любим наблюдать за птицами. ОНИ помогают нам уничтожать насекомых.(3 лицо, мн.ч)
7. .Прочитай текст, найди местоимения 1 лица ед.ч. и замени их местоимениями 1 лица мн.ч.
Мы учусь в третьем классе. У нам учительница Юлия Игоревна. Она внимательна и справедлива к нам, всегда приветлива. Поэтому мы стараемся радовать её своими ответами и не получать замечаний.
Критерии оценки.
"5" - ставится, если выполнено белее 3/4 задания (14-12 баллов)
"4"- ставится, если выполнено 3/4 задания (11-9 баллов)
"3" - ставится, если выполнено более 1/2 задания (8- 6баллов)
"2" ставится, если выполнено менее 1/2 задания (менее 6 баллов)
Творческое задание
Напишите благодарственное письмо личному местоимению. Письмо должно начинаться со следующих слов «Здравствуй, личное местоимение. Хочу выразить благодарность за…»