-актуализировать имеющиеся знания об устной и письменной нумерации чисел до 1000;
-учить сравнивать трехзначные числа.
- развивать умение организовывать продуктивное взаимодействие.
-воспитывать коммуникативную культуру обучающихся самостоятельность, дисциплинированность;
-стимулировать познавательный интерес к урокам математики через прием «Путешествие».
Этапы урока | Дидактические задачи этапа урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивные средства обучения | Формы контроля, взаимоконтроля | Результат обучения |
предметный | метапредметный | личностный |
Мотивационный этап | Организовать актуализацию к требования обучающихся со стороны учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. Приём «Путешествие». | -Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать. Садитесь. -Поделимся нашими красивыми улыбками, посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь ему. А теперь посмотрите на меня и подарите мне ваши улыбки. Я надеюсь, что эти улыбки вы сохраните до конца урока. -Проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: учебник, ручка, тетрадь, дневник. -Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. - Наш с вами урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие на необычную планету, которая называется «Математика». Но чтобы попасть туда, нужно запастись знаниями. -Для того, чтобы узнать, на чем мы полетим туда, разгадаем загадку: До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая … (Ракета). -Верно, мы полетим на ракете, в которой мы все с вами космонавты. -Поднимите руку, кто готов начать наше путешествие. -Отлично! Желаю всем удачи! | Приветствуют учителя. Слушают учителя. Делятся своими улыбками с соседом по парте и с учителем. Отгадывают загадку. | Фронтальная | Презентация. | Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку. Самоконтроль со стороны обучающихся за организацией своего рабочего места | - | Р: умение организовать рабочее место, принимает условия учебной деятельности, К: умение сотрудничать в процессе взаимодействия с учителем. | Организует учебную деятельность. |
Актуализация знаний | Организовать актуализацию изученных понятий и способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Словесный метод: беседа, объяснение. Наглядный метод: демонстрация. Практический метод: задание. | -На пути нам попалась планета «Всезнайка». Чтобы попасть на планету «Математика», необходимо выполнить задание на этой планете. -Первое задание «Устный счёт». (Задание на слайде) Задание 1: Какое число следует при счете за числом: 482, 810, 529, 699. Например, за числом 482 следует число 483. Какое число предшествует при счете числу: 217, 900, 400, 360. Например, перед числом 217 стоит число 216. -Отлично! Задание 2. Запишите в тетради число, в котором: 2 сот. 8. дес. 3 ед.; 4 сот. 6 дес. 0 ед.; 5 сот. 0 дес. 1 ед. -Кто закончит, покажите посадкой. -Сверьтесь с эталоном на слайде. Эталон: 283; 460; 501. -Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. -Молодцы! -У кого были ошибки, в чем возникли трудности? -Ребята, вы все хорошо справились с заданием, летим дальше. | Слушают учителя. Выполняют задание. Сверяются с эталоном на слайде. Анализируют вместе с учителем, в чем возникли трудности. | Фронтальная. Индивидуальная. | Презентация. Раздаточный материал: карточки с заданием. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся. | Знают устный и письменный счёт в пределах 1000. | Р:умеет самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное. К: умеет самостоятельно или с помощью учителя выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: умеет работать с информацией, представленной в разных формах. | Повышает мотивацию. |
Постановка проблемы | Создать проблемную ситуацию, организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить причины затруднения, определить пути решения. | Словесный метод: беседа, объяснение. Наглядный метод: демонстрация. Практический метод: задание. | - У нас на пути преграда, чтобы преодолеть ее необходимо решить задание. - Ребята, а как вы думаете, преодолеть преграду легче одному или с другом? (с другом). -Верно, трудности легче преодолевать, когда рядом друг. Вот и это препятствие вы будете проходить не одни, а с вашим соседом по парте. -У каждого на парте лежат листочки с заданием (Приложение №1). Но для начала повторим правила работы в паре. (Работать должны оба; один говорит, другой слушает; Если не понял, переспроси; Свое несогласие высказывай вежливо; Уважай мнение другого). -Кто выполнит задание, покажите посадкой. -Не забываем о правильной посадке. Задание: Сравните числа. 1) 35 53; 2) 60 54; 3) 345 654; 4) 34 23; 5) 784 234 -Как вы сравнивали числа под номером 1, 2 и 4? (Сначала сравнивали десятки, затем единицы). -А как вы сравнивали числа под номером 3 и 5? (Мы не умеем сравнивать трехзначные числа). -Верно, мы еще не умеем сравнивать трехзначные числа, но сегодня обязательно это исправим. -Мы преодолели препятствие и теперь можем лететь дальше. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Повторяют правила работы в парах. Выполняют задание в парах. Сравнивают числа вместе с учителем. | Фронтальная. Парная. | Презентация. Раздаточный материал: карточки с заданием. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответом обучающихся; за правильной посадкой. Самоконтроль со стороны обучающихся при проверке задания. | Знание о теме «Сравнение трехзначных чисел». | Р: умение формулировать проблему; умение выполнять инструкции учителя. К: умение сотрудничать с учителем; умение работать в паре. | Повышает познавательную активность. Умеет принимать другую точку зрения. Уважительно относится к соседу по парте. |
Целеполагание | Организовать деятельность по определению темы, цели и построение плана достижения цели. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. | -Кто может сказать тему нашего сегодняшнего урока? (Сравнение трехзначных чисел). -Хорошо! -Какую цель мы поставим на урок? (научиться сравнивать трехзначные числа). -Отлично! -А что мы будем сегодня делать? Для этого, соотнесите начало и конец строчки. 1)Я вспомню ….. 2)Я узнаю ….. 3)Я научусь …. А)как можно сравнивать трехзначные числа. Б) сравнивать трехзначные числа. В) устную и письменную нумерацию чисел до 1000. Правильные ответы: 1)Я вспомню устную и письменную нумерацию чисел до 1000. 2)Я узнаю, как можно сравнивать трехзначные числа. 3)Я научусь сравнивать трехзначные числа. -Молодцы! | Слушают учителя, отвечают на вопросы, проверяют тему, формулируют цель, составляют задачи урока по презентации. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответов и формулирования цели, задач урока. | - | Р: умение определять тему на основе потребности выхода из затруднений. | Осознает значимость результатов своей работы. |
Открытие новых знаний | Организовать деятельность по открытию нового понятия и получения опыта применение нового знания. | Словесный метод: беседа, объяснение. Наглядный метод: демонстрация. | -И вот мы добрались до планеты «Математика». Здесь мы узнаем много нового, также много чему научимся. -Первой нашей остановкой на этой планете будет «Открытие нового знания». -Откройте учебник на странице 50. -Маша, прочитай прием под цифрой 1. -Я пишу на доске, вы записываете в тетради. -700 больше 698, так как 7 сот. больше 6 сот. На какой разряд будем смотреть в первую очередь? (сотни). -Верно. Сколько сотен в числе 700? ( 7 сотен). А сколько сотен в числе 698? (6) -Теперь сравниваем сотни. (7 сотен больше, чем 6 сотен). Какой знак поставили? (больше). -Хорошо, теперь сравним число 567 и 487. -На какой разряд будем смотреть в первую очередь? (сотни). Сколько сотен в числе 567? (5 сотен). А сколько сотен в числе 487? (4 сотни). Теперь сравниваем сотни. (5 сотен больше, чем 4). -Какой вывод можно сделать? (Сначала нужно сравнивать число сотен. Где сотен больше, то число и будет больше). -Хорошо. -Кирилл, прочитай под цифрой 2. 829 меньше 832, так как 2 десятка меньше чем 3. -Что вы можете сказать про число сотен? (Число сотен одинаковое). На какой разряд будем смотреть? (на десятки). Сколько десятков в числе 829? (2). Сколько десятков в числе 832? (3). Сравните. Какой знак поставим? (меньше). Почему? (потому что, 2 десятка меньше чем 3). -Хорошо. Теперь сравним числа 467 и 493. -Что можете сказать про число сотен? (число сотен одинаковое). На кокой разряд будем смотреть? ( на десятки). Сколько десятков в числе 467? (6). А сколько десятков в числе 493? (9). Сравните. Какой знак поставим? (меньше). Почему? (Потому что, 6 десятков меньше чем 9 десятков). -Верно. Какой вывод можем сделать? (Если число сотен одинаковое, сравнивать число десятков. Где десятков больше, то число и будет больше). -Отлично. -Настя, прочитай третий прием сравнения. -346 больше 342, так как 6 больше 2. -В каких разрядах числа одинаковые? (сотен и десятков). Как будем сравнивать? (по числу единиц). Сколько единиц в числе 346? (6). А сколько единиц в числе 342? (4). Сравните числа. Какое знак поставим? (больше). Почему? (потому что 6 больше чем 4). -Теперь сравним числа 542 и 549. В каких разрядах числа одинаковые? (сотен и десятков). Как будем сравнивать? (по числу единиц). А сколько единиц в числе 542? (2). А сколько единиц в числе 549? (9). Сравните числа. Какой знак поставим? (меньше). Почему? (потому что, 2 меньше чем 9). -Какой вывод можем сделать? (Если число десятков одинаковое, сравнивать нужно по цифрам разряда единиц. Где единиц больше, то и число будет больше). -Молодцы! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Делают выводы. | Фронтальная. | Учебник. Классная доска. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся; за усвоением нового материала обучающимися. | Знание о теме «Сравнение трехзначных чисел». | К: умение сотрудничать; умеет формулировать высказывания, умение учувствовать в беседе. Р: умение удерживать учебную задачу на протяжении урока; умение делать выводы; умение развивать память и граамотную математическую речь. | Осознает целостность знания. Умеет выстраивать доброжелательные отношения с учителем в процессе совместной деятельности. Проявляет интерес к предмету. |
Физкультминутка | Организовать смену ведущей деятельности. | Словесный метод: объяснение. Наглядный метод: демонстрация. | - Ребята, все встаем, будем выполнять физкультминутку. На слайде презентации: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2Fwje-YR3r-7I Садимся на свои места. | Слушают учителя. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за выполнением физкультминуткой. | - | Умеет переключаться на другой вид деятельности. Умение контролировать свои действия. | Получает положительных эмоций. |
Первичное закрепление | Организовать применение новых знаний при выполнении типовых заданий. | Словесный метод: беседа, объяснение. Наглядный метод: демонстрация. Практический метод: задание. | - Следующая остановка называется «Сравнительная». -На этой остановке задание выполняет каждый сам. У вас на партах лежит листочек с заданием. (Приложение №2). Задание: Сравните числа. 860 680; 729 735; 101 350; 350 305; 499 500; 380 379. -Кто закончит работу, покажите посадкой. -Поменяйтесь листочками с соседом по парте и сверьте работу с эталоном на слайде. Эталон: 860 729 101 350 305; 499 380 379. -Поменяйтесь обратно листочками. Поднимите руку те, кто выполнил работу безошибочно. -Молодцы! -Те ребята, которые допустили ошибки, в чем у вас возникли трудности? -Ребята, которые допустили ошибки, не расстраивайтесь. У нас будут еще задания, и вы обязательно выполните задания без ошибок. | Слушают учителя. Выполняют задание. Меняются листочками и сверяются с эталоном на слайде. | Фронтальная. Индивидуальная. | Презентация. Раздаточный материал: карточки с заданием. | Контроль со стороны учителя за выполнением задания; за взаимопроверкой. Взаимоконтроль со стороны обучающихся во время проверки работы сосед по парте. | Умение сравнивать трехзначные числа. | Р: умение сохранять учебную задачу; умеет определять уровень овладения учебными знаниями. К: умение управлять своим поведением, реакциями. П: умение воспроизводить полученные знания. | Формирует устойчивую мотивацию к учению. |
Самостоятельная работа | Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие с применением нового знания. | Словесный метод: беседа, объяснение. Наглядный метод: демонстрация. Практический метод: задание. | -Вот мы добрались до следующей остановки, название которой «Самостоятельная». -На этой остановке мы проверим ваши полученные знания на уроке. -На партах лежат листочек с заданием. Вам необходимо самостоятельно решить задание. Задание: Сравните числа и запишите их в нужную колонку. 1 вариант. По числу сотен | По числу десятков, если число сотен одинаковое | По числу единиц, если число сотен и число десятков одинаковое | | | | | | | Сравните: 567 534 300 297 243 246 568 562 766 645 956 943 2 вариант Задание: Сравните числа и запишите их в нужную колонку. По числу сотен | По числу десятков, если число сотен одинаковое | По числу единиц, если число сотен и число десятков одинаковое | | | | | | | Сравните: 359 398 245 199 346 349 325 323 876 765 456 449 -Кто закончит работу, покажите посадкой. -Не забываем о правильной посадке. Эталон: 1 вариант По числу сотен | По числу десятков, если число сотен одинаковое | По числу единиц, если число сотен и число десятков одинаковое | 300 297 | 567 534 | 243 | 766 645 | 956 943 | 562 | 2 вариант По числу сотен | По числу десятков, если число сотен одинаковое | По числу единиц, если число сотен и число десятков одинаковое | 245 199 | 359 | 346 | 876 765 | 456 449 | 325 323 | -Оцените свою работу в соответствии с критерием оценивания и поставьте себе отметку. Критерии оценивания: «5» - ставится, если задание выполнено без ошибок. «4» - ставится, если допустили 1 ошибку. «3» - ставится, если допустил 2 ошибки. «2» - ставится, если допустил более 3 ошибок. -Кто выполнил задание безошибочно, поднимите руку. -Молодцы! -У кого одна ошибка поднимите руку. В чем возникли трудности? -У кого 2 и более ошибок. В чем возникли трудности? | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. Сверяются с эталоном на слайде. Оценивают свою работу с помощью критерия оценивания и ставят себе отметку. | Фронтальная. Индивидуальная. | Презентация. Раздаточный материал: карточки с заданием. | Контроль со стороны учителя за ходом самостоятельной работы. | Знание о «Сравнение трехзначных числах». | Р: умение сохранять учебную задачу; Умение самостоятельно организовывать деятельность. | Повышает познавательную активность. |
Включение в систему новых знаний и повторение | Определить границы применения нового знания, используя при выполнении заданий с новыми условиями. | Словесный метод: беседа. | -Перед тем, как лететь обратно, мы выполним еще одно задание. -Откройте страницу 50. Решим задачу под номером 6. -Маша, прочитай задачу. Анализ задачи: -Прочитайте условие. -Прочитайте вопрос задачи. -О чем говориться в задаче? (о стогах сена). -Сколько стогов сена заготовили в прошлом году? (На зиму заготовили 14 стогов). -Известно ли сколько заготовили в этом году сена? ? (Нет, неизвестно). -А что об этом сказано? (заготовили в 3 раза больше). -Что требуется узнать? (На сколько больше стогов сена заготовил в этом году). -Кто попробует составить краткую запись? (В прошлом -14 В этом -?, в 3 раза больше на ? ст.б ) -Сколько в прошлом году заготовили? (14 стогов). -Сколько в этом году заготовили? (в 3 раза больше) -Как звучит вопрос задачи? (На сколько стогов больше?). Поиск решения задачи. -Каким действием найдем ответ на вопрос задачи? (вычитанием) -Почему? (чтобы узнать, на сколько больше, нужно из большего вычесть меньшее). -Зная, сколько стогов сена заготовили в прошлом году и зная, во сколько раз больше заготовили в этом, что мы можем узнать? (Сколько стогов сена заготовили в этом году). -Узнав, сколько стогов сена заготовили в этом году и зная, сколько стогов сена заготовили в прошлом, можем ли мы ответить на вопрос задачи? (На сколько больше стогов сена заготовили в этом году). - Что для этого нужно сделать? (нужно 14 умножить на 3, затем 42 вычесть 14). Решение задачи: -Что найдем первым действием? (Сколько стогов сена заготовили в этом году). -Каким действием? Почему? (Умножением. В этом году заготовили в 3 раза больше, чем в прошлом, значит в прошлом в 3 раза меньше, поэтому надо умножить 14 на 3). -Что найдем вторым действием? (На сколько больше стогов заготовили в этом году). -Каким действием? Почему? (Вычитанием. Чтобы узнать, на сколько больше, нужно из большего вычесть меньшее). 1)14*3=42 (ст.) – сена в этом году. 2)42-14 = 28 (ст.) Ответ: на 28 стогов сена заготовили в этом году. -Молодцы! | Слушают учителя. Читают задачу. Анализируют задачу. Ищут поиск решения задачи. Решают задачу. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. | Классная доска. Учебник. Тетрадь. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся. | Знают как решать задачи. | П: умение аргументировать свои ответы. Р: умение сохранять учебную деятельность. | Осознает собственную значимость знаний. |
Рефлексия | Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. | -Мы вернулись назад. А когда, люди возвращаются из путешествия, их обычно спрашивают о впечатлениях. -Вам понравился урок? -С какой темой мы сегодня познакомились? -Какую цель мы ставили? -Мы добились ее? -Ребята, закрасьте ракету зеленым цветом, если вам понравился урок. Закрасьте желтым цветом, если вам понравился урок, но вы чего-то не поняли. Закрасьте синим цветом, если вам не понравился урок. -Хорошо. -Урок окончен. Да свидания! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Фронтальная. | Презентация. Раздаточный материал: ракеты. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся; за оцениваем своей деятельности. | - | Р: умеет сохранять учебную задачу; умеет сопоставлять результат учебной деятельности с учебными задачами; умеет осуществлять оценочную деятельность. | Осознает уровень усвоения знания. |