СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 кл. - Органы чувств. Советы врача

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели: показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.

Задачи: 

·         Образовательные: закрепить знания детей об органах чувств и их значении для человека;

расширить знания о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

·         Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;

Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

Просмотр содержимого документа
«Группы»




4

группа









































Просмотр содержимого документа
«Кроссворд»










3



1





5









2


4






























Просмотр содержимого документа
«Надписи»

ОКУЛИСТ



ЛОР – врач



ДЕРМАТОЛОГ

ГЛАЗА



УШИ



НОС

ЯЗЫК



КОЖА



АВТОР







Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»

  1. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает. (Слайд 1)



Глубокий вдох – выдох (3 раза).

- Пожалуйста, садитесь! Начинаем наш урок.



-Какой раздел мы с вами закончили изучать? (Организм человека)

- Что же такое организм? (Организм - это система органов)

-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.)

- Назовите известные вам системы органов. (Нервная система, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная системы.)

-Дома вы должны были повторить тему «Организм человека и охрана его здоровья». На ваших партах лежат листы с тестами. Каждый берет себе свой вариант теста. Подпишите свою работу.

- Приступайте к выполнению задания.

- Закончили работу. Передали выполненные тесты командиру группы.

- Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?

- Чему будет посвящён наш урок, о чём именно пойдёт речь, вы узнаете, отгадав кроссворд. Работаем в группах. Выполняйте дружно, быстро и правильно.

Вопросы к кроссворду:

    1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?

    2. С помощью какого органа мы видим, что написано или нарисовано в книге?

    3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

    4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

    5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?



- Какое слово получилось по горизонтали?

- Как точно назвать перечисленные здесь органы человека?

- Как вы думаете, что такое чувства? (Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир)

- Сформулируйте тему урока

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Провести исследование органов чувств, научиться их беречь)

- Сегодня на уроке нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Исследователи — это люди, которые что-то изучают, исследуют)

- Значит и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать органы чувств человека.)

- Представьте, что вы в научной лаборатории. Позвольте м не быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.



  1. Исследование органа зрения.



-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Продолжаем наше исследование. Проделаем небольшой опыт. Что у меня в руках? (Шар)

- Какой он формы? Какого размера? Какого цвета?

- Какой орган вам помог в этом? (Глаза)

- Что мы можем определить с помощью глаз? (С помощью глаз мы можем определить цвет, размер, форму, где расположен предмет)

- Давайте немного отдохнём и вместе выполним гимнастику для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца. Медленно приближайте его к кончику носа, а затем отводите обратно. Повторите 5 раз.

Спасибо, присаживайтесь.

- Для какого из органов чувств мы провели гимнастику?

- После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

- Подберите определение этому органу. (Орган зрения (На доске надпись: Глаза – это орган…))

- С помощью органа зрения мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

- Подробно об органе зрения и о правилах охраны зрения нам расскажет врач – специалист. Как называется врач, который лечит глаза? (Глаза лечит врач – окулист или по-другому его называют офтальмолог. Выступление учащегося.)

  1. Исследование органа слуха

Учитель включает грамзапись музыки. (звучат звуки леса, шум морского прибоя).

- Какие звуки прозвучали? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

- А теперь давайте послушаем разговор двух стариков, который для нас приготовили ребята. После прослушивания вы ответите на вопрос: понимали ли старики друг друга?

Двое учащихся разыгрывают сценку.

- Здравствуй, дед Данила!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие, вчерашние.

- Ничего себе вышла беседа!

- Авось продам до обеда.



- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? (Они не услышали друг друга)

- Что помогает нам слышать речь, звуки? (Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков.)

- Дайте научное определение. Уши – это орган чего?

Как называется врач, который лечит уши?

Врач отоларинголог расскажет нам об органах слуха – ушах и какие правила нужно соблюдать, чтобы уши не болели.

  1. Исследование органа обоняния



- Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат)

На отдельном столике стоят 4 стакана, плотно закрытые бумагой. Внутри стакана по одному ватному диску, пропитанному ароматами. Проведение опыта: один ученик из группы берет предварительно открытый стакан и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находиться внутри по запаху.

К доске учитель вызывает четырех учащихся по желанию. Завязывает им глаза.

В 1 стакане мандарин, во 2 стакане – духи, в 3 стакане – чеснок, в 4 стакане – зерна кофе

- Закройте глаза, а я сейчас проведу опыт. Определите по запаху, что находится в стаканах.

- Какие у вас возникли ощущения?

- Без какого органа невозможно выполнить это задание?

- Помогли ли вам почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха?

- Вы хорошо справились с заданием.

- Дайте научное определение: Нос - это орган…

- Врач отоларинголог расскажет нам как нужно беречь нам нос.

  1. Исследование органа вкуса

Для продолжения работы нам необходимы стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике).

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?

- Значит, нам необходимо еще одно исследование. Определить содержимое на вкус.

- Что вы ощущаете? Что вам помогло определить вкус воды?

- Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган… (на доске запись)

- Врач отоларинголог расскажет, как нужно беречь нам орган вкуса.



  1. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке. В мешочке яблоко, елочный шарик, мячик, клубок ниток.

- Что вы чувствуете? Можете ли назвать предмет?

- Что помогло вам в этом?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Дайте научное определение этому органу. Кожа – это орган…

- А какой врач лечит заболевания кожи?

-Вот и закончилось наше исследование. Посмотрите сценку о том, какой же из органов чувств самый главный.

- Сегодня мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Как же это понять?



Природоведческий диктант. Записывают ответы на листочках.

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы. (кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо)

5. Орган, помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).



- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы этой цели?

Какое значение имеют органы чувств для человека?

- А когда мы придем кушать столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

- Оцените свою работу на уроке по шкале успешности

Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросить у родителей или в других источниках информации.

-Спасибо за урок.

Д/З С. 64 – 66 учебника, РТ с. 31













Просмотр содержимого документа
«Советы врачей»

Врач офтальмолог или окулист:

Мы уже знаем, что больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. Глаза – словно окна в мир.

Берегите зрение!

Вот несколько правил для того, чтобы сохранить зрение хорошим:

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

  2. Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.

  3. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Книга «прыгает» перед глазами, и они быстро устают.

  4. Если долго читаешь, пишешь, то через каждые 20 минут делай перерыв, дай глазам отдохнуть: посмотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

  5. Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, играть на компьютере. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов в день. Садись от экрана телевизора не ближе 2-3 метров.

  6. Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение, скажи об этом родителям, врачу. Не стесняйся носить очки.



























Врач отоларинголог или лор (ухо, горло, нос)



С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Разведчик звука – ваши уши.

Чтобы сохранить слух, надо:

  1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками и другими острыми предметами. Так можно поранить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха, и совсем потерять слух.

  3. Помни, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм.

  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт что-нибудь (например, бусинка, насекомое), немедленно обратись к врачу.



0боняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. Разведчик запахов – твой нос.

Помните, что обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.



Разведчик вкуса – твой язык. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Нужно беречь язык: не есть и не пить слишком горячую пищу; не прикасаться языком в мороз к железным предметам – иначе язык примёрзнет к железке, и его трудно и больно будет отдирать.

Врач дерматолог

Кожа – это орган осязания. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает: гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый. Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обмораживания.



Врач невропатолог

Вы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!» Как же это понять? Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запахи или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Мозг – это главный штаб. Он как генерал во время сражения, находится в надёжном укреплении.

Просмотр содержимого документа
«Сценка - Органы чувств»

Сценка «Какой из органов чувств самый главный»

Автор: Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 90% всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств, никто не спорит. Но бывают случаи, когда и уши незаменимы.

Глаза: Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат и человек успевает отскочить. Так что глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запахи пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение ещё скорее нарушится, чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придётся. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадёт. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмётся человек за горячий чайник – и не почувствует, начнёт себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе очень серьёзные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

Автор: Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире. А какой же орган управляет всеми органами чувств? Как вы думаете?



Просмотр содержимого документа
«Тех. карта урока»

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Тип урока: урок-исследование

Учитель: Биливская Инна Николаевна

Тема

 Органы чувств. Советы врача

Цель

 показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают

Задачи

  • Образовательные: закрепить знания детей об органах чувств и их значении для человека;

расширить знания о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

  • Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;

Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

УУД

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать названия органов чувств.

  • Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Основные понятия

 Органы чувств

Исследование

Восприятие

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 

Электронная презентация, наборы для практической работы

Словарь, карточки с заданиями

Формы урока

фронтальная, групповая



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает. (Слайд 1)


Глубокий вдох – выдох (3 раза).

- Пожалуйста, садитесь! Начинаем наш урок.

Приветствуют гостей


Личностные: самоопределение

2.Актуализация знаний учащихся


Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий









-Какой раздел мы с вами закончили изучать?



- Что же такое организм?


-Для чего нам нужно изучать свой организм?



- Назовите известные вам системы органов





-Дома вы должны были повторить тему «Организм человека и охрана его здоровья». На ваших партах лежат листы с тестами. Каждый берет себе свой вариант теста. Подпишите свою работу.

- Приступайте к выполнению задания.

- Закончили работу. Передали выполненные тесты командиру группы



Ответы детей

- Организм человека.


- Организм - это система органов.


- Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.


- Нервная система, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная системы.


Учащиеся разбирают тестовые задания. Приложение 1.

На выполнение задания отводится 3 минуты


Познавательные:

общеучебные, логические


Коммуникативные:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы









3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.


Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока























4. «Открытие» детьми нового знания.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

- Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?

- Чему будет посвящён наш урок, о чём именно пойдёт речь, вы узнаете, отгадав кроссворд. Работаем в группах. Выполняйте дружно, быстро и правильно.

Вопросы к кроссворду:

    1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?

    2. С помощью какого органа мы видим, что написано или нарисовано в книге?

    3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

    4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

    5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?


- Какое слово получилось по горизонтали?

- Как точно назвать перечисленные здесь органы человека?


- Как вы думаете, что такое чувства?





- Сформулируйте тему урока



- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?



- Сегодня на уроке нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?


- Значит и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

- Представьте, что вы в научной лаборатории. Позвольте м не быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.


  1. Исследование органа зрения.


-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Продолжаем наше исследование. Проделаем небольшой опыт. Что у меня в руках?

- Какой он формы? Какого размера? Какого цвета?

- Какой орган вам помог в этом?

- Что мы можем определить с помощью глаз?




- Давайте немного отдохнём и вместе выполним гимнастику для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца. Медленно приближайте его к кончику носа, а затем отводите обратно. Повторите 5 раз.

- Спасибо, присаживайтесь.

- Для какого из органов чувств мы провели гимнастику?

- После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

- Подберите определение этому органу.

- С о помощью органа зрения мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»


- Подробно об органе зрения и о правилах охраны зрения нам расскажет врач – специалист. Как называется врач, который лечит глаза?



  1. Исследование органа слуха

Учитель включает грамзапись музыки. (звучат звуки леса, шум морского прибоя).

- Какие звуки прозвучали? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

- А теперь давайте послушаем разговор двух стариков, который для нас приготовили ребята. После прослушивания вы ответите на вопрос: понимали ли старики друг друга?





- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Что помогает нам слышать речь, звуки?




- Дайте научное определение. Уши – это орган чего?



- Как называется врач, который лечит уши?



- Врач отоларинголог расскажет нам об органах слуха – ушах и какие правила нужно соблюдать, чтобы уши не болели.


  1. Исследование органа обоняния


- Определите, что внутри, не снимая крышечки.


На отдельном столике стоят 4 стакана, плотно закрытые бумагой. Внутри стакана по одному ватному диску, пропитанному ароматами. Проведение опыта: один ученик из группы берет предварительно открытый стакан и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находиться внутри по запаху.

К доске учитель вызывает четырех учащихся по желанию. Завязывает им глаза.

В 1 стакане мандарин, во 2 стакане – духи, в 3 стакане – чеснок, в 4 стакане – зерна кофе


- Закройте глаза, а я сейчас проведу опыт. Определите по запаху, что находится в стаканах.

- Какие у вас возникли ощущения?

- Без какого органа невозможно выполнить это задание?

- Помогли ли вам почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха?

- Вы хорошо справились с заданием.

- Дайте научное определение: Нос - это орган…

- Врач отоларинголог расскажет нам как нужно беречь нам нос.


  1. Исследование органа вкуса


- Для продолжения работы нам необходимы стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике).

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?

- Значит, нам необходимо еще одно исследование. Определить содержимое на вкус.

- Что вы ощущаете? Что вам помогло определить вкус воды?

- Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган… (на доске запись)

- Врач отоларинголог расскажет, как нужно беречь нам орган вкуса.


  1. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке. В мешочке яблоко, елочный шарик, мячик, клубок ниток.

- Что вы чувствуете? Можете ли назвать предмет?

- Что помогло вам в этом?


- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Дайте научное определение этому органу. Кожа – это орган…


- А какой врач лечит заболевания кожи?


- Вот и закончилось наше исследование. Посмотрите сценку о том, какой же из органов чувств самый главный.


- Сегодня мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Как же это понять?

Ответы учеников.






Решение кроссворда. Приложение 2

Работа в группах.












- Органы

- Ухо, глаза, кожа, глаза, язык – это органы чувств.



- Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир


Ответы детей. Высказывают свои мнения. Предлагают и согласовывают тему урока

- Провести исследование органов чувств, научиться их беречь


- Исследователи — это люди, которые что-то изучают, исследуют.


- Мы будем исследовать органы чувств человека.















Исследуют органы зрения





- Мяч


Ответы детей

- Глаза.

- С помощью глаз мы можем определить цвет, размер, форму, где расположен предмет



Проводят физминутку для глаз









- Для глаз



- Орган зрения (На доске надпись: Глаза – это орган…)




-Глаза лечит врач – окулист или по-другому его называют офтальмолог

Выступление учащегося.

Приложение 3



Ответы детей


- Нам помогли в этом уши


Двое учащихся разыгрывают сценку.

- Здравствуй, дед Данила!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие, вчерашние.

- Ничего себе вышла беседа!

- Авось продам до обеда.


- Они не услышали друг друга


- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков.


- Уши – это орган слуха.


- Это врач ЛОР или отоларинголог. Его еще называют ухо, горло, нос.


Выступление учащегося






- Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.















- Без носа


- Нет














Учащиеся затрудняются ответить.


4 человека определяют содержимое стаканчиков по вкусу.

- Язык




- Вкуса






Дети описывают предмет.

- Мы смогли определить предмет при помощи рук.

- Кожа

- Осязания



- Дерматолог


Выступление детей

Приложение 4



Учащиеся делают выводы по результатам исследований.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации


Регулятивные:

Целеполагание;


Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли; работать в группе


















Познавательные:

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решение проблем поискового характера

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем





































































Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации


Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям


Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать собеседника

5.Первичное закрепление материала


Цель: применение нового способа действий; создание ситуации успеха


Природоведческий диктант. Записывают ответы на листочках.

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы. (кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).














(Запись в тетрадях – кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств)

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать

  1. Самостоятельная работа

Цель: применение нового способа действий; создание ситуации успеха










Учитель предлагает карточки со словами, необходимо собрать пары

ОРГАН ОБОНЯНИЯ

ГЛАЗА

КОЖА

НОС

УШИ

ЯЗЫК

ОРГАН СЛУХА

ОРГАН ЗРЕНИЯ

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

ОРГАН ВКУСА



Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция


Коммуникативные:

учебное сотрудничество

7.Подведение итогов

РЕФЛЕКСИЯ

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы этой цели?

- Какое значение имеют органы чувств для человека?


- А когда мы придем кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?






- Оцените свою работу на уроке по шкале успешности


- Закрепить знания об органах чувств

- Достигли

Делают вывод о значении и важности органов чувств для человека

- Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус


Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке


Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция, самооценка


8.Домашнее задание

- Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросить у родителей или в других источниках информации.

-Спасибо за урок.

С. 64 – 66 учебника, РТ с. 31






Записывают в дневники





Вариант 1


  1. Выдели функции, не свойственные коже человека:

а) защита от внешних повреждений;

б) регулирование температуры тела;

в) маскировка в окружающей среде;

г) дыхание


  1. Выдели одно из основных значений скелета человека:

а) защищает внутренние органы от повреждений

б) помогает бегать

в) помогает прыгать

г) помогает расти


  1. Какое значение имеет для человека кровь?

а) помогает увидеть место пореза

б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела

в) помогает при лечении болезней

г) поддерживает вертикальное положение тела


  1. Как называются органы, с помощью которых переваривается и усваивается пища?

а) органы чувств

б) органы дыхания

в) органы пищеварения

г) органы кровообращения


  1. Для чего служат нервы в организме человека?

а) чтобы вовремя заплакать

б) чтобы громко кричать на перемене

в) чтобы нервничать

г) чтобы передавать команды от мозга ко всем органам

Вариант 2


  1. Выдели функции, не свойственные коже человека:

а) защита от внешних повреждений

б) чувствительность к запахам

в) регулирование температуры тела

г) дыхание


  1. Выдели одно из основных значений скелета человека:

а) помогает не быть похожими на животных

б) помогает играть в салки

в) служит внутренней опорой тела

г) помогает расти


  1. Какое значение имеет для человека кровь?

а) помогает лечить раны

б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела

в) помогает почувствовать боль

г) помогает переваривать пищу


  1. Как называются органы, с помощью которых переваривается и усваивается пища?

а) органы дыхания

б) органы чувств

в) органы кровообращения

г) органы пищеварения


  1. Для чего служат нервы в организме человека?

а) чтобы передавать команды от мозга ко всем органам

б) чтобы громко кричать на улице

в) чтобы метко бросать мяч

г) чтобы плакать


Приложение 2

Кроссворд «Органы чувств»












3



1





5









2


4


























Приложение 3

Врач офтальмолог или окулист:

Мы уже знаем, что больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. Глаза – словно окна в мир.

Берегите зрение!

Вот несколько правил для того, чтобы сохранить зрение хорошим:

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

  2. Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.

  3. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Книга «прыгает» перед глазами, и они быстро устают.

  4. Если долго читаешь, пишешь, то через каждые 20 минут делай перерыв, дай глазам отдохнуть: посмотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

  5. Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, играть на компьютере. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов в день. Садись от экрана телевизора не ближе 2-3 метров.

  6. Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение, скажи об этом родителям, врачу. Не стесняйся носить очки.





Врач отоларинголог или лор (ухо, горло, нос)



С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Разведчик звука – ваши уши.

Чтобы сохранить слух, надо:

  1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками и другими острыми предметами. Так можно поранить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха, и совсем потерять слух.

  3. Помни, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм.

  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт что-нибудь (например, бусинка, насекомое), немедленно обратись к врачу.

0боняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. Разведчик запахов – твой нос.

Помните, что обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.

Разведчик вкуса – твой язык. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Нужно беречь язык: не есть и не пить слишком горячую пищу; не прикасаться языком в мороз к железным предметам – иначе язык примёрзнет к железке, и его трудно и больно будет отдирать.

Врач дерматолог

Кожа – это орган осязания. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает: гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый. Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обмораживания.



Врач невропатолог

Вы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!» Как же это понять? Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запахи или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Мозг – это главный штаб. Он как генерал во время сражения, находится в надёжном укреплении.

Приложение 4

Сценка «Какой из органов чувств самый главный»

Автор: Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 90% всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств, никто не спорит. Но бывают случаи, когда и уши незаменимы.

Глаза: Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат и человек успевает отскочить. Так что глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запахи пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение ещё скорее нарушится, чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придётся. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадёт. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмётся человек за горячий чайник – и не почувствует, начнёт себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе очень серьёзные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

Автор: Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире. А какой же орган управляет всеми органами чувств? Как вы думаете?



Просмотр содержимого документа
«Цель урока, задачи, карточки»



Задача

урока:



закрепить полученные знания об органах чувств и их значение для человека



Тема

урока:









Органы чувств

К О Ж А





ОРГАН

ОСЯЗАНИЯ



МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Органы чувств  4 класс Автор презентации Учитель начальных классов МБОУ «СОШ «Технический лицей» Биливская Инна Николаевна

Органы чувств 4 класс

Автор презентации

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ «Технический лицей»

Биливская Инна Николаевна

Мы пришли сюда учиться.  Не лениться, а трудиться.  Только тот, кто много знает,  В жизни что-то достигает.

Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Только тот, кто много знает, В жизни что-то достигает.

Реши кроссворд 1 У  Х 3 К О О Р Ж 2 Г 5 Я А Л З 4 Н А Ы О З К С А

Реши кроссворд

1 У

Х

3 К

О

О

Р

Ж

2 Г

5 Я

А

Л

З

4 Н

А

Ы

О

З

К

С

А

Что такое чувства?  Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир.

Что такое чувства?

Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир.

Правила работы в группе Умейте выслушать собеседника, не перебивайте. 2. Не согласны – объясните, почему. 3. Доказывайте своё мнение  спокойно, вежливо. 4. Говорите только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте  друг другу

Правила работы в группе

  • Умейте выслушать собеседника, не перебивайте.

2. Не согласны – объясните, почему.

3. Доказывайте своё мнение

спокойно, вежливо.

4. Говорите только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте

друг другу

Что можно определить с помощью глаз?

Что можно определить с помощью глаз?

Берегите зрение!

Берегите зрение!

  • Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
  • Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
  • Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Книга «прыгает» перед глазами, и они быстро устают.
  • Если долго читаешь, пишешь, то через каждые 20 минут делай перерыв, дай глазам отдохнуть: посмотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
  • Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, играть на компьютере. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов в день. Садись от экрана телевизора не ближе 2-3 метров.
  • Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение, скажи об этом родителям, врачу. Не стесняйся носить очки.
Что помогает нам слышать речь, звуки ?

Что помогает нам слышать речь, звуки ?

Чтобы сохранить  слух, надо:   Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками и другими острыми предметами. Так можно поранить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха, и совсем потерять слух. Помни, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт что-нибудь (например, бусинка, насекомое), немедленно обратись к врачу.  

Чтобы сохранить слух, надо:

  • Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  • Никогда не ковыряй в ушах спичками и другими острыми предметами. Так можно поранить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха, и совсем потерять слух.
  • Помни, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм.
  • Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт что-нибудь (например, бусинка, насекомое), немедленно обратись к врачу.

 

Какой орган помог почувствовать запах?

Какой орган помог почувствовать запах?

Разведчик запахов  – нос Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. Помните, что обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.

Разведчик запахов – нос

Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит.

Помните, что обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.

Какой орган помог определить вкус воды?

Какой орган помог определить вкус воды?

Как беречь органы вкуса. Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую  пищу. Не брать в рот острые  предметы.

Как беречь органы вкуса.

  • Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером).
  • После приёма пищи прополоскать рот.
  • Нельзя есть горячую

пищу.

  • Не брать в рот острые

предметы.

Какой орган помогает определить предметы?

Какой орган помогает определить предметы?

Правила ухода за кожей.

Правила ухода за кожей.

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.
  • Мыть руки после загрязнения.
  • Носить свободную одежду и обувь.
  • Закаляться.
  • Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения.
  • Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.
«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»

«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»

Тест! 1. У человека есть органы чувств 2. Глаза - это орган 3. Уши – это орган 4. Нос – это орган 5. Кожа – это орган 6. Органы чувств нужно 7. Всеми органами чувств  руководит зрения слуха обоняния осязания беречь головной  мозг

Тест!

1. У человека есть органы

чувств

2. Глаза - это орган

3. Уши – это орган

4. Нос – это орган

5. Кожа – это орган

6. Органы чувств нужно

7. Всеми органами чувств

руководит

зрения

слуха

обоняния

осязания

беречь

головной мозг

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!