Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает. (Слайд 1)
Глубокий вдох – выдох (3 раза).
- Пожалуйста, садитесь! Начинаем наш урок.
-Какой раздел мы с вами закончили изучать? (Организм человека)
- Что же такое организм? (Организм - это система органов)
-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.)
- Назовите известные вам системы органов. (Нервная система, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная системы.)
-Дома вы должны были повторить тему «Организм человека и охрана его здоровья». На ваших партах лежат листы с тестами. Каждый берет себе свой вариант теста. Подпишите свою работу.
- Приступайте к выполнению задания.
- Закончили работу. Передали выполненные тесты командиру группы.
- Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?
- Чему будет посвящён наш урок, о чём именно пойдёт речь, вы узнаете, отгадав кроссворд. Работаем в группах. Выполняйте дружно, быстро и правильно.
Вопросы к кроссворду:
С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
С помощью какого органа мы видим, что написано или нарисовано в книге?
Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?
- Какое слово получилось по горизонтали?
- Как точно назвать перечисленные здесь органы человека?
- Как вы думаете, что такое чувства? (Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир)
- Сформулируйте тему урока
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Провести исследование органов чувств, научиться их беречь)
- Сегодня на уроке нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Исследователи — это люди, которые что-то изучают, исследуют)
- Значит и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать органы чувств человека.)
- Представьте, что вы в научной лаборатории. Позвольте м не быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Исследование органа зрения.
-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
- Продолжаем наше исследование. Проделаем небольшой опыт. Что у меня в руках? (Шар)
- Какой он формы? Какого размера? Какого цвета?
- Какой орган вам помог в этом? (Глаза)
- Что мы можем определить с помощью глаз? (С помощью глаз мы можем определить цвет, размер, форму, где расположен предмет)
- Давайте немного отдохнём и вместе выполним гимнастику для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца. Медленно приближайте его к кончику носа, а затем отводите обратно. Повторите 5 раз.
Спасибо, присаживайтесь.
- Для какого из органов чувств мы провели гимнастику?
- После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.
- Подберите определение этому органу. (Орган зрения (На доске надпись: Глаза – это орган…))
- С помощью органа зрения мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
- Подробно об органе зрения и о правилах охраны зрения нам расскажет врач – специалист. Как называется врач, который лечит глаза? (Глаза лечит врач – окулист или по-другому его называют офтальмолог. Выступление учащегося.)
Исследование органа слуха
Учитель включает грамзапись музыки. (звучат звуки леса, шум морского прибоя).
- Какие звуки прозвучали? Что помогло вам это почувствовать, услышать?
- А теперь давайте послушаем разговор двух стариков, который для нас приготовили ребята. После прослушивания вы ответите на вопрос: понимали ли старики друг друга?
Двое учащихся разыгрывают сценку.
- Здравствуй, дед Данила!
- У меня яиц корзина.
- Как поживают домашние?
- Яйца свежие, вчерашние.
- Ничего себе вышла беседа!
- Авось продам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? (Они не услышали друг друга)
- Что помогает нам слышать речь, звуки? (Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков.)
- Дайте научное определение. Уши – это орган чего?
Как называется врач, который лечит уши?
Врач отоларинголог расскажет нам об органах слуха – ушах и какие правила нужно соблюдать, чтобы уши не болели.
Исследование органа обоняния
- Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат)
На отдельном столике стоят 4 стакана, плотно закрытые бумагой. Внутри стакана по одному ватному диску, пропитанному ароматами. Проведение опыта: один ученик из группы берет предварительно открытый стакан и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находиться внутри по запаху.
К доске учитель вызывает четырех учащихся по желанию. Завязывает им глаза.
В 1 стакане мандарин, во 2 стакане – духи, в 3 стакане – чеснок, в 4 стакане – зерна кофе
- Закройте глаза, а я сейчас проведу опыт. Определите по запаху, что находится в стаканах.
- Какие у вас возникли ощущения?
- Без какого органа невозможно выполнить это задание?
- Помогли ли вам почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха?
- Вы хорошо справились с заданием.
- Дайте научное определение: Нос - это орган…
- Врач отоларинголог расскажет нам как нужно беречь нам нос.
Исследование органа вкуса
Для продолжения работы нам необходимы стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике).
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
- Значит, нам необходимо еще одно исследование. Определить содержимое на вкус.
- Что вы ощущаете? Что вам помогло определить вкус воды?
- Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган… (на доске запись)
- Врач отоларинголог расскажет, как нужно беречь нам орган вкуса.
Исследование органа осязания
Игра «Узнай, что в мешочке»
Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке. В мешочке яблоко, елочный шарик, мячик, клубок ниток.
- Что вы чувствуете? Можете ли назвать предмет?
- Что помогло вам в этом?
- Какой орган чувств помог определить предметы?
- Дайте научное определение этому органу. Кожа – это орган…
- А какой врач лечит заболевания кожи?
-Вот и закончилось наше исследование. Посмотрите сценку о том, какой же из органов чувств самый главный.
- Сегодня мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Как же это понять?
Природоведческий диктант. Записывают ответы на листочках.
1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы. (кожа).
2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)
3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?
4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо)
5. Орган, помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).
- Какую цель мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
Какое значение имеют органы чувств для человека?
- А когда мы придем кушать столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)
- Оцените свою работу на уроке по шкале успешности
Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросить у родителей или в других источниках информации.
-Спасибо за урок.
Д/З С. 64 – 66 учебника, РТ с. 31